Договор перевозки пассажира самолетом

Главное по теме: "Договор перевозки пассажира самолетом" с точки зрения профессионалов. Предлагаем статью с комментариями и выводами.

Статья 103. Договор воздушной перевозки пассажира. Договор воздушной перевозки груза. Договор воздушной перевозки почты

Статья 103. Договор воздушной перевозки пассажира. Договор воздушной перевозки груза. Договор воздушной перевозки почты

См. комментарии к статье 103 Воздушного кодекса РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 29 сентября 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 228-ФЗ

1. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, должен предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх нормы бесплатного провоза багажа также провоз этого багажа.

Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест багажа и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа не может предусматривать менее чем десять килограммов на одного пассажира воздушного судна.

Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, может не предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при сдаче им багажа также провоз этого багажа.

Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира воздушного судна об условиях провоза багажа и ручной клади до заключения договора воздушной перевозки пассажира.

Информация об изменениях:

Пункт 1.1 изменен с 29 сентября 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 228-ФЗ

2. По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.

Условия договора перевозки

Под существенными условиями понимают условия, необходимые и достаточные для того, чтобы договор считался заключенным. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п.1 ст.432 ГК РФ).

[3]

Существенными условиями договора перевозки груза являются:

  • Предмет договора;
  • Наименование и количество груза;
  • Срок перевозки;
  • Пункты отправления и назначения;
  • Размер провозной платы;
  • Наименование грузоотправителя и грузополучателя;
  • Иные условия, признанные таковыми в соответствии с вышеперечисленными транспортными уставами и кодексами.

Существенными условиями договора перевозки пассажира и его багажа являются:

  • Предмет договора;
  • Дата и время отправления, дата и время прибытия;
  • Пункты отправления и назначения;
  • Размер провозной платы;
  • Иные условия, признанные таковыми в соответствии с вышеперечисленными транспортными уставами и кодексами.

Существенными условиями договора фрахтования (чартера) являются:

  • Предмет договора;
  • Размер провозной платы;
  • Количество рейсов;
  • Иные условия, признанные таковыми в соответствии с вышеперечисленными транспортными уставами и кодексами. Ими могут быть наименование места погрузки груза, наименование места назначения или направления транспортного средства, род и вид груза, название и тип транспортного средства, класс судна, флаг судна, технические и эксплуатационные данные транспортного средства, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, срок действия чартера, маршрут транспортного средства и т.д.

В соответствии с п.2 ст.18 Устава автомобильного транспорта договор фрахтования при автомобильной перевозке должен включать в себя:

  • Сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
  • Наименование груза;
  • Тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);
  • Маршрут и место подачи транспортного средства;
  • Сроки выполнения перевозки;
  • Размер платы за пользование транспортным средством.

Дополнительные условия договоров перевозки груза, пассажира и его багажа, фрахтования определяются транспортными уставами и кодексами. Отдельно хотелось бы остановиться на сроке перевозки. Срок в договоре перевозки — это промежуток времени, в течение которого груз или пассажир должен быть доставлен из пункта отправления в пункт назначения. Сроки доставки определяются транспортными уставами и кодексами, договором перевозки, либо основываются на разумных или обычно принятых сроках (ст.792 ГК РФ).

Скачайте Договоры перевозки в приложении FreshDoc:

Авиаперевозки

Оказание услуг воздушной перевозки регулируется: Гражданским кодексом РФ (далее ГК РФ), Воздушным кодексом РФ (далее ВК РФ), Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»» (далее Правила), Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон).

[2]

Деятельность авиаперевозчиков осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральным агентством воздушного транспорта РФ.

Договор воздушной перевозки

По договору перевозки пассажира воздушным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Пассажир воздушного судна имеет право:

  • проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;
  • бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы (нормы устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира);
  • бесплатного при внутренних перевозках (а при международных воздушных перевозках — в соответствии с льготным тарифом), перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;
  • бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.
Читайте так же:  Перечень документов, необходимых для замены водительского удостоверения

Условия приобретения авиабилетов

Бронирование является обязательным условием заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и его багажа.

Пассажир для осуществления бронирования может обратиться напрямую к перевозчику или к уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи авиабилетов либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы в сети Интернет.

При бронировании пассажирского места, оплате, и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и другую сопутствующую информацию.

Добровольный отказ пассажира от авиаперевозки

Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате (невозврате) авиабилетов.

До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы (является ли авиабилет возвратным и т.д.). Следует уточнять данную информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети Интернет или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов.

Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.

В свою очередь, статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающего условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.

При добровольном отказе пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс с пассажира удерживается неустойка — 25 % от стоимости авиабилетов, а также фактические расходы перевозчика, связанные с исполнением договора перевозки.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.

Вынужденный отказ от авиаперевозки

В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

Случаями вынужденного отказа пассажира от авиабилета признаются:

  • отмена или задержка рейса, указанного в билете;
  • изменение перевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию;
  • несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
  • несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
  • необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
  • неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом;
  • а также иные случаи, признанные таковыми перевозчиком.

В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки, перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.

При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

  • предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа.

Обязательный претензионный порядок урегулирования спора

При возникновении спора между авиаперевозчиком и пассажиром действует обязательный претензионный порядок урегулирования споров, то есть пассажир до подачи искового заявления в суд должен предъявить авиаперевозчику претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению пассажира.

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6-ти месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Претензия к перевозчику о причинении вреда жизни и здоровью при международных воздушных перевозках может быть предъявлена немедленно, а в случае повреждения (порчи) багажа лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа.

В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение 21-го дня со дня передачи багажа.

В случае утраты багажа претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18-ти месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

Перевозчик обязан в течение 30-ти дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии.

Законодательное регулирование

Статья 5 ВК РФ содержит указание на то, что воздушное законодательство РФ регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением воздушной перевозки иностранными авиакомпаниями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, в случае, если потребитель планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика, ему следует быть внимательнее при ознакомлении с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать положения правил перевозки иностранной авиакомпании, которые могут не совпадать с положениями законодательства РФ.

Любой потребитель в случае нарушения его прав при предоставлении услуг авиаперевозки может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:

  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) осуществляет контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров о гражданской авиации);
  • Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (территориальные отделы в административных округах);
  • Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства РФ);
  • Органы полиции (противодействие мошенническим действиям).
Читайте так же:  Перечень роскошных автомобилей

Договор воздушной перевозки пассажиров, груза почты

Статья 100. Перевозчик Перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.

Статья 101. Воздушные перевозки

1. Внутренняя воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.2. Международная воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены:соответственно на территориях двух государств;на территории одного государства, если предусмотрен пункт посадки на территории другого государства.3. Коммерческая воздушная перевозка — воздушная перевозка, предоставляемая за плату.

Статья 103. Договор воздушной перевозки пассажира. Договор воздушной перевозки груза. Договор воздушной перевозки почты
1. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.2. По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.

Статья 104. Договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер) По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется настоящим Кодексом.

[1]

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Договор о воздушной перевозке пассажира

Воздушная перевозка осуществляется на основе заключения договора перевозки пассажира, груза или почты с перевозчиком.

Перевозчик это эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа или почты.

По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу (ст. 103 Воздушного кодекса РФ).
Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиками правилами воздушных перевозок.
Пассажир воздушного судна обязан оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверхустановленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочными документами, которые выдаются перевозчиком либо его агентами. К перевозочным документам относятся:

пассажирский билет (Passenger Ticket) при перевозке пассажира. Он представляет собой документ, удостоверяющий заключение договора воздушной перевозки пассажира и багажа и включающий багажную квитанцию;

багажная квитанция (Baggage Check) часть билета, на которой обозначено число мест и масса сданного багажа и которая выдается перевозчиком как расписка за багаж, сданный пассажиром;

квитанция платного багажа (Excess Baggage Ticket) документ, подтверждающий оплату провоза багажа сверх нормы бесплатного провоза или предметов, провоз которых подлежит обязательной оплате, а также оплату сборов за объявленную ценность багажа;

Пассажир воздушного судна имеет право:

Отказ пассажира от перевозки

может носить вынужденный или добровольный характер. Вынужденный отказ это отказ, обусловленный следующими обстоятельствами:
— отмена или задержка рейса, указанного в билете;
— невозможность предоставить место на рейсе или класс обслуживания, указанные в билете, ввиду ошибки при бронировании;
— невозможность выполнить посадку в аэропорту, указанном в билете, ввиду чрезвычайных ситуаций;
— замена типа воздушного судна, осуществляющего данный рейс;
— болезнь самого пассажира или следующего с ним на воздушном судне члена семьи;
— неправильное оформление перевозчиком проездных документов;
— невозможность отправиться из аэропорта трансфера рейсом, указанным в билете, вследствие опоздания воздушного судна или отмены рейса, которым пассажир должен прибыть в аэропорт трансфера.
При вынужденном отказе пассажира от перевозки перевозчик обязан предложить ему перевозку одним из очередных рейсов на условиях, указанных в билете, или вернуть стоимость билета без учета штрафных санкций. При этом если перевозка не была выполнена ни на одном участке, то возвращается вся уплаченная сумма, а если перевозка была выполнена частично, то возвращается сумма за невыполненную часть перевозки.

Глава 2
АВИАБИЛЕТ КАК ДОКУМЕНТ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЙ ДОГОВОР О ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ

Авиабилет представляет собой документ, удостоверяющий заключение договора воздушной перевозки между перевозчиком и пассажиром. Билет действителен для перевозки пассажира и его багажа от пункта отправления до пункта назначения согласно маршруту и классу обслуживания, указанным в нем. Билет нужно хранить до конца поездки, если есть основание для предъявления претензии к перевозчику, то хранить проездной документ следует до ее разрешения.


2.1. Виды авиабилетов

В настоящее время в мире используется несколько типов авиационных билетов:

копирующийся автоматический билет («Сэндвич») (Transitional Automated Ticket ТАТ);

автоматический купонный билет с посадочным талоном (Automated Ticket/Boarding Pass);

билет для ручной выписки (Manual Issued Ticket);

нейтральные бланки IATA;
электронный билет
(Electronic Ticket).
В России наибольшее распространение получил копирующийся автоматический билет(ТАТ). Его использует самый крупный национальный перевозчик «Аэрофлот Международные авиалинии». Билет имеет вид небольшой книжечки в красочной обложке. На обложке может быть указано название перевозчика и нанесена его эмблема. Билет содержит текстовую часть и несколько купонов, представляющих собой бланки-копии, отличающиеся лишь по цвету. В тексте приводятся сведения о некоторых общих правилах перевозки и об ответственности перевозчика за жизнь, здоровье пассажира и сохранность его багажа.
В купонах-копиях указывается конкретная информация по реализации договора на перевозку: фамилия пассажира, маршрут, дата и время вылета, класс обслуживания, код авиакомпании и т. д.

Авиабилет на внутреннюю перевозку

пассажира содержит, как правило, 3 купона, один из которых остается в кассе при продаже билета, а два другие (полетный и пассажирский) выдаются на руки пассажиру. Полетный купон отрывается диспетчером при регистрации пассажира на рейс и используется для отчетности. Пассажирскии купон должен оставаться у пассажира на протяжении всей поездки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте так же:  Уведомление об увольнении работника

Статья 103 ВЗК РФ. Договор воздушной перевозки пассажира. Договор воздушной перевозки груза. Договор воздушной перевозки почты

1. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, должен предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх нормы бесплатного провоза багажа также провоз этого багажа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест багажа и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа не может предусматривать менее чем десять килограммов на одного пассажира воздушного судна.

Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, может не предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при сдаче им багажа также провоз этого багажа.

Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира воздушного судна об условиях провоза багажа и ручной клади до заключения договора воздушной перевозки пассажира.

2. По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.

Комментарии к ст. 103 ВЗК РФ

В соответствии с Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР, утвержденными Приказом МГА СССР от 16 января 1985 г. N 19 , по договору воздушной перевозки пассажира авиационное предприятие обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив ему место на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его лицу, управомоченному в получении багажа. Пассажир обязан уплатить за перевозку по установленному тарифу, а при сдаче багажа сверх установленной нормы — и за провоз этого багажа.

Данный документ не публиковался.

Договор воздушной перевозки груза характерен тем, что перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его лицу, управомоченному в получении груза, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза по установленному тарифу.

Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочным документом, выдаваемым авиационным предприятием либо уполномоченными им организациями или лицами (агентами).

Перевозочными документами являются:

при перевозке пассажира — билет;

при перевозке вещей пассажира в качестве багажа — багажная квитанция.

Перевозчик в удостоверение уплаченных ему пассажиром, отправителем или получателем дополнительных сумм выдает:

квитанцию разных сборов — при оплате пассажиром, отправителем или получателем сборов и платежей, связанных с изменением договора воздушной перевозки, обслуживанием, а также оплатой штрафов;

квитанцию платного багажа — при оплате пассажиром провоза багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза;

иные документы, удостоверяющие внесение платежей.

Перевозка пассажиров, багажа и грузов, выполняемая от аэропорта отправления до аэропорта назначения несколькими авиационными предприятиями по одному перевозочному документу (в том числе по выданным вместе с ним дополнительным перевозочным документам), рассматривается как единый договор перевозки, независимо от того, имели ли место пересадки, перегрузки или перерыв в перевозке. Напротив, перевозка пассажира в направлениях «туда» и «обратно» рассматривается как два отдельных договора перевозки.

Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 21 июля 1997 г. N 153 «О внесении изменений в действующие нормативные документы, регламентирующие выполнение воздушных перевозок» установлены определенные особенности перевозки отдельных категорий пассажиров. Так перевозка детей на внутренних и международных воздушных линиях (в том числе в страны СНГ) обеспечивается:

Internet www.db.ftcenter.ru // Сервер Федерального Компьютерного Центра фондовых и товарных информационных технологий Мингосимущества России (ФТ-центр), правопреемника ГВЦ Госснаба СССР.

— бесплатно, а при международных перевозках со скидкой 90% от нормального (полного) тарифа — в возрасте не старше двух лет, без предоставления отдельного места. Каждому взрослому пассажиру разрешается перевезти бесплатно (а при международных перевозках со скидкой 90%) только одного ребенка в возрасте до двух лет;

— со скидкой в размере 50% от нормального тарифа — других детей в возрасте до двух лет, а также детей в возрасте от двух до двенадцати лет;

— при перевозке детей в салонах повышенной комфортности скидка с тарифа исчисляется от нормального тарифа соответствующего класса обслуживания.

Норма бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливается перевозчиком и не может быть менее: 10 кг — для воздушных судов с максимальной взлетной массой до 12 тонн; 20 кг — для воздушных судов с максимальной взлетной массой 12 тонн и более.

Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от перевозки с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправления воздушного судна (если перевозчиком не установлен льготный срок) и получить обратно уплаченную за перевозку сумму. При добровольном отказе от перевозки менее чем за 24 часа до отправления воздушного судна пассажиру возвращается уплаченная за перевозку сумма с удержанием сбора в размере:

— 10% — при отказе от полета менее чем за 24 часа, но не позднее чем за 3 часа до отправления воздушного судна;

— 25% — при отказе от полета менее чем за 3 часа до отправления воздушного судна.

При добровольном отказе от перевозки менее чем за 24 часа до отправления воздушного судна при групповых перевозках возвращается сумма с удержанием сбора в размере 25%.

Осуществление воздушных перевозок в Вооруженных Силах РФ регулируется отдельным актом, а именно Инструкцией по организации воздушных перевозок в Вооруженных Силах РФ (приложение к Приказу Минобороны РФ от 26 марта 2003 г. N 90).

Данная Инструкция определяет порядок планирования, организации и контроля выполнения воздушных перевозок военно-транспортными и транспортными самолетами и вертолетами авиации Вооруженных Сил РФ (далее — воздушные суда авиации ВС РФ), а также обязанности должностных лиц, участвующих в планировании, организации, обеспечении и выполнении воздушных перевозок. Воздушными судами авиации ВС РФ, как правило, перевозятся:

1) военнослужащие Вооруженных Сил, члены их семей, лица гражданского персонала Вооруженных Сил;

2) военнослужащие, члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту — на избранное место жительства при увольнении военнослужащего с военной службы;

Читайте так же:  Как подать заявление на развод через госуслуги порядок подачи заявления

3) члены семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти) — к месту погребения и обратно (но не более трех человек), кроме того, члены семьи военнослужащего, проходившего военную службу по контракту и погибшего (умершего), — к избранному месту жительства;

4) один из членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, захороненного на территории Российской Федерации, — к месту погребения и обратно (один раз в год);

5) члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, — к месту использования отпуска и обратно (один раз) и на лечение в лечебные учреждения по заключению военно-врачебной комиссии в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца;

6) члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, родители, достигшие пенсионного возраста, и родители-инвалиды старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, — к месту санаторно-курортного лечения и обратно (один раз в год);

7) лица, сопровождающие груз (до 5 человек на один рейс);

8) лицо, сопровождающее военнослужащего, который следует в лечебное или санаторно-курортное учреждение, в отпуск по болезни, на избранное место жительства при увольнении с военной службы, или члены семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, следующие в лечебные или санаторно-курортные учреждения, если необходимость сопровождения признана заключением военно-врачебной комиссии;

9) два члена семьи военнослужащего или два близких родственника в случае тяжелой болезни военнослужащего — от места своего жительства до места нахождения больного и обратно (один раз за время болезни);

10) офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения — на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год);

11) члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более (один раз в год);

12) граждане, призванные на военную службу и направленные на комплектование войск (сил);

13) граждане, поступившие на военную службу по контракту, либо направляемые для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны РФ, либо призванные на военные сборы, либо направленные в воинские части для заключения контрактов о прохождении военной службы;

14) граждане, проходящие обучение в суворовских военных, Нахимовском военно-морском и Военно-музыкальном училищах, кадетских (морских кадетских и музыкальных кадетских) корпусах, а также воспитанники воинских частей и военных оркестров;

15) гражданские специалисты с необходимым оборудованием — при выполнении задач в интересах Вооруженных Сил РФ;

16) российские и иностранные делегации, осуществляющие визиты по планам военного и военно-технического сотрудничества;

17) иностранные военные инспекционные наблюдатели, контролирующие выполнение международных договоров Российской Федерации;

18) воинские грузы.

Кроме того, воздушными судами могут перевозиться другие лица и грузы по решению начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, главнокомандующего Военно-воздушных сил и начальника Главного штаба Военно-воздушных сил в установленном порядке без ущерба боевой готовности и выполнению задач по прямому предназначению.

Воздушные суда авиационных воинских частей центрального подчинения, главных и центральных управлений Министерства обороны РФ используются для выполнения воздушных перевозок в соответствии с годовыми и месячными планами воздушных перевозок, утвержденными главнокомандующими видами (командующими родами войск) Вооруженных Сил РФ, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны РФ, а также в соответствии с суточными планами воздушных перевозок, утвержденными начальниками главных штабов видов (штабов родов войск) Вооруженных Сил РФ. В случаях, не предусмотренных планами, воздушные перевозки выполняются указанными воздушными судами по решениям начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, начальников главных штабов видов (штабов родов войск) Вооруженных Сил РФ, а также начальников главных и центральных управлений Министерства обороны РФ, которым они подчинены.

В целях обеспечения видов Вооруженных Сил РФ, военных округов (флотов), главных и центральных управлений Министерства обороны РФ, родов войск Вооруженных Сил РФ, не имеющих возможности выполнения перевозок своими воздушными судами, воздушные перевозки выполняются воздушными судами 61 Воздушной армии Верховного Главного Командования Вооруженных Сил РФ (Военно-транспортной авиации) и 8 Авиационной дивизии (особого назначения) в соответствии с годовыми планами воздушных перевозок, утвержденными начальником Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, на основании заявок, представляемых в Главный штаб Военно-воздушных сил.

Договор перевозки пассажиров воздушным транспортом

Договор воздушной перевозки пассажиров и багажа является:

  • публичным. На всех потребителей услуги распространяются одинаковые условия, определенные авиакомпанией, осуществляющей доставку людей и багажа;

Предложенные условия не могут изменяться в зависимости от каких-либо отличительных признаков пассажиров.

  • двухсторонним. Для каждой из сторон договора определены свои права и обязанности, за несоблюдение которых предусмотрена ответственность;
  • консенсуальным. Договор заключается на условиях, достигнутых в ходе переговоров сторон, и не требует дополнений;
  • возмездным. Одна сторона – перевозчик обязана предоставить услугу в соответствии с условиями договора, а вторая сторона – пассажир оплатить оказанную услугу.

Договор авиаперевозки может быть:

Основное отличие между документами состоит в пунктах доставки пассажиров, которые в первой ситуации располагаются на территории одной страны, а во втором случае – на территории различных государств.

Внутренние перевозки

Внутренние авиаперевозки пассажиров и принадлежащего им багажа осуществляется авиакомпаниями, зарегистрированными на территории России, и производятся на основании законодательных актов РФ.
Российскими правилами авиаперевозок предусмотрено:

  • необходимость лицензирования деятельности авиакомпаний;
  • возможность использования самолетов, как для доставки пассажиров, так и для доставки грузов;
  • особенности предоставления услуги для отдельных категорий граждан. Например, дети в возрасте до 2-х лет могут перевозиться бесплатно;
  • наличие регулярных и чартерных (заказных) рейсов. Регулярные рейсы отправляются по расписанию, составленному сотрудниками аэропорта, а чартерные рейсы осуществляются по предварительному заказу и заключенному договору фрахтования;
  • наличие ограничений по техническому состоянию самолетов;
  • наличие ограничений по квалификации пилотов и так далее.

Международные перелёты

Международные авиаперевозки могут осуществляться:

  • из одного государства в другое с посадками на территории третьих стран;
  • по территории одного государства, но с посадками в иных странах.

Основной особенностью предоставления услуг по международным перевозкам является необходимость соблюдения авиационных правил не только страны отправления, но и государства, где расположен пункт назначения.
При пересечении границ государств необходимо пройти таможенный контроль. При прохождении контроля следует учитывать, что в каждой отдельной стране есть свои списки товаров, которые запрещены к ввозу.
В большинство государств нельзя ввозить:

  • оружие и боеприпасы;
  • взрывчатые вещества;
  • опасные химические препараты;
  • наркотические вещества;
  • любые порнографические материалы.
Читайте так же:  Штраф за зимнюю резину летом

Какими законами регулируется

Внутренние и международные перевозки воздушными судами регулируются как внутренними, так и международными законодательными актами.
К основным нормативным документам относятся:

  • Воздушный Кодекс РФ, принятый Федеральным законом №60 от 19 марта 1997 года. Последние изменения в документ вносились в декабре 2017 года;
  • федеральные правила авиации, утвержденные Приказом Министерства транспорта РФ №82 от 28.06.2007. Редакция документа была произведена в феврале 2017 года;
  • Варшавская конвенция от 1929 года. Документ был принят для унификации правил международных воздушных перевозок. Впоследствии документ был дополнен Гаагским протоколом от 1955 года, Гватемальским протоколом от 1971 года и ,Монреальским протоколом принятым в 1975 году.

Все документы направлены на обеспечение максимальной безопасности полетов над территориями различных стран и регламентируют:

  • технические данные воздушных судов, допускаемых к осуществлению полетов;
  • квалификацию пилотов международных рейсов;
  • правила посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
  • правила доставки багажа и различных грузов;
  • ответственность сторон, которая наступает при несоблюдении условий договора.

Между кем заключается

Договор на перевозку людей воздушными транспортными средствами заключается между:

  • компанией, предоставляющей услуги по авиаперевозкам и имеющей лицензию — разрешение;
  • физическим лицом, являющимся пассажиром.

В случае выполнения чартерных рейсов заказчиком авиаперевозки может выступать любое юридическое лицо, например, туристическая компания, занимающаяся организацией отдыха физических лиц. В этой ситуации к договору требуется приложить список всех пассажиров.

Удостоверяется ли договор воздушной перевозки пассажира иными документами?
Доказательством заключения договора перевозки самолетом служит билет и багажная квитанция.
В билете должно быть указано:

  • серия и номер документа;
  • название организации – перевозчика;
  • дата отправления и прибытия;
  • время отправления;
  • номер рейса, выполняемого авиакомпанией;
  • ФИО пассажира;
  • информация о тарифе, применяемом для расчета стоимости билета;
  • полная стоимость билета.

В багажной квитанции указывается:

  • порядковый номер документа;
  • номер рейса, которым планируется осуществить доставку;
  • ФИО получателя и отправителя;
  • дата и время отправки багажа;
  • дата и время прибытия багажа;
  • описание багажа;
  • ценность. Определение ценности является дополнительной услугой и предоставляется за отдельную плату.

Оформление билета и договора на перевозку осуществляется после предварительного бронирования, которое можно осуществить:

  • в любом представительстве компании – перевозчика;
  • в сторонних организациях, сотрудничающих с перевозчиком;
  • в электронных терминалах;
  • через интернет ресурсы.

Оплата пассажирского билета и провоза багажа рассчитывается на основании тарифов, утвержденных правлением организации, предоставляющей услугу.
Если осуществляется международная авиаперевозка, то стоимость билета дополнительно определяется международными соглашениями.

Образец договора, заключаемого между авиакомпанией и пассажиром можно найти по ссылке.

Основные условия договора воздушной перевозки пассажира и багажа

Основными условиями договора являются:

  • предмет договора – доставка пассажира и принадлежащего ему багажа самолетом в пункт назначения. Важно указать не только время и дату отправки воздушного судна, но и дату, включая время прибытия транспортного средства в указанное место;
  • стоимость предоставляемых услуг. Тарифы, на основании которых производился расчет цены билета и доставки багажа;
  • порядок предоставления услуги, включая перечень основных и дополнительных опций: доставка к (от) самолету, обслуживание в аэропорту и самолете и так далее;
  • права и обязанности перевозчика и пассажира;
  • ответственность сторон, наступающая вследствие заключения договора;
  • порядок расторжения документа;
  • порядок рассмотрения споров и жалоб.

В документе, по взаимному согласованию между сторонами могут быть отражены и иные аспекты. Особенно это касается рейсов, выполняемых по предварительному заказу.

Права и обязанности сторон

Договором авиаперевозки регламентируются права и обязанности обеих сторон.
Организация, осуществляющая перевозку, обязана:

  • организовать оформление билетов на рейс;
  • предоставить исправное транспортное средство для перелета;
  • проконтролировать самочувствие пилотов перед вылетом;
  • обеспечить пассажиров всем необходимым в пути следования, в том числе и первой медицинской помощью;
  • своевременно информировать пассажиров о времени отправления, прибытия и ситуации на борту воздушного судна;
  • обеспечить доставку багажа пассажиров в пункт назначения;
  • соблюдать правила безопасности при полете.

Перевозчик имеет право:

  • самостоятельно устанавливать стоимость на свои услуги;
  • не пропускать в самолет пассажиров, нарушающих правила и требования авиакомпании – перевозчика, а так же правил, установленных законодательными актами.

У авиакомпании возникает ответственность в следующих случаях:

  • при причинении вреда жизни или здоровью пассажиров;
  • при утрате или повреждении багажа;
  • при допуске просрочки в отправлении рейса.

Пассажир обязан:

  • провести предварительное бронирование билетов;
  • оплатить стоимость перевозки до начала перемещения;
  • строго соблюдать правила перевозки и правила пожарной безопасности;
  • не мешать пилотам в управлении транспортным средством.

Любой пассажир может:

  • самостоятельно выбирать авиакомпанию и транспортное средство для получения услуги;
  • провозить детей на льготных условиях;
  • брать в салон самолета ручную кладь, размеры которой соответствуют требованиям.

Пассажир имеет право на получение компенсации, если:

  • в ходе исполнения условий договора причинен вред имуществу человека или здоровью;
  • произошла задержка рейса по вине авиакомпании.

Прекращение действия

Договор авиаперевозки прекращает действие:

  • в случае исполнения услуги;
  • по желанию пассажира;
  • по вине авиакомпании.

Пассажир вправе досрочно расторгнуть договор по любым причинам. Вынужденным считается отказ от перелета, если:

  • произошла отмена запланированного рейса;
  • перевозчиком изменено время отправки или маршрут движения;
  • опоздание на рейс произошло из-за проведения досмотра в аэропорту;
  • пассажир заболел;
  • неправильно оформлен билет;
  • пассажиру предоставляется место в худшем классе, чем указано в билете.

Компания имеет право расторгнуть договор досрочно, если пассажир:

  • нарушает правила, установленные таможенными, паспортными и санитарными службами;
  • отказываться выполнять требования компании;
  • состояние здоровья человека требует определенных правил перевозки;
  • отказывается оплатить услугу или провоз багажа;
  • не соблюдает правила посадки или поведения на борту самолета;
  • в багаже пассажира обнаружены запрещенные для перевозки товары.
Видео (кликните для воспроизведения).

В случае расторжения договора по вынужденным причинам компания – перевозчик обязана возместить стоимость билета или предоставить право перелета на другом рейсе.
Договор авиаперевозки является основными документом при получении соответствующей услуги. Несоблюдение основных аспектов договора влечет невозможность перелета пассажиров. За некоторые правонарушения предусмотрены штрафные санкции.

Источники


  1. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.

  2. Под редакцией Аванесова Г. А. Криминология; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 576 c.

  3. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.
  4. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.
  5. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.
Договор перевозки пассажира самолетом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here