Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом

Главное по теме: "Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом" с точки зрения профессионалов. Предлагаем статью с комментариями и выводами.

gavrik-1971 › Блог › ДТП с участием велосипеда – кто должен оплачивать ущерб?

Можно ли оформить ДТП с велосипедом по европротоколу?
Оформить такое ДТП по европротоколу, то есть без участия сотрудников ГИБДД, нельзя, даже если вред причинен только транспортным средствам. Связано это с тем, что у велосипедиста нет полиса ОСАГО, а его наличие является одним из трех обязательных условий, позволяющий упростить процедуру оформления ДТП (ст. 11.1 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Как возмещается ущерб от ДТП, если виновен велосипедист?
Если ДТП произошло по вине велосипедиста, то ущерб он должен возместить в соответствии с гражданским законодательством, так как полиса ОСАГО у него нет. А так как велосипед не считается источником повышенной опасности, ответственность велосипедиста наступает по ст. 1064, а не по ст. 1079 ГК РФ (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 21.05.2015 по делу N 11-2352/2015г. — велосипед источником повышенной опасности не является.) Ущерб возмещается добровольно или в судебном порядке.
При наличии вины обоих размер возмещения определяется судом с учетом степени вины каждого. Если потерпевший застраховал свой автомобиль по КАСКО, он вправе получить возмещение ущерба со страховщика, а страховщик взыскать выплаченное с велосипедиста в порядке суброгации (Определение Ленинградского областного суда от 03.12.2015 N 33-6179/2015).

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с велосипедистом

Содержание статьи

Водитель может попасть в ДТП с участием велосипедиста. Для разрешения ситуации, необходимо действовать в соответствии с законодательными положениями, регулирующими то как оформляется ДТП с велосипедистом. Судебная практика по таким делам насчитывает большое количество прецедентов, помогающий разобраться в ситуации по закону.

Общий алгоритм оформления аварии с участием велосипедиста

Вне зависимости от обстоятельств произошедшего, автолюбитель попавший в ДТП, в котором задействован велосипедист, должен выполнить следующие действия:

  1. Выставить аварийные знаки в 15 м от происшествия. В противном случае, водителя ждёт штраф в размере 1000 руб.
  2. Вызвать наряд ГИБДД. Если в ДТП имеются пострадавшие, необходимо вызвать скорую помощь.
  3. Не перемещать транспортные средства и другие предметы на месте аварии до приезда сотрудников ГИБДД.
  4. Рекомендуется сделать видео- или фотосъемку места происшествия. На видеозаписи или снимках должно быть четко видно положение автомобиля и велосипеда, другие детали, позволяющие точно установить картину аварии.
  5. Записать личные и контактные данные второго участника ДТП и свидетелей.
  6. Известить о происшествии страховую фирму способом, указанным в договоре. Как как велосипедист не имеет полиса ОСАГО, получить компенсацию можно только по КАСКО.
  7. Дождаться, пока сотрудники ГИБДД оформят необходимые бумаги и проверить их. Водитель должен получить на руки справку ДТП, протокол и постановление об административном нарушении.

Велосипедист врезался в машину — кто виноват

Граждане, выбравшие в качестве средства передвижения велосипед, имеют преимущество перед другими участниками дорожного движения лишь в случае, когда двигаются по специально отведенном дорожкам. В остальных ситуациях на велосипедиста распространяются все основные правила дорожного движения, в том числе при нахождении на тротуаре, обочине, автомагистрали или на пешеходном переходе.

Важные нюансы, связанные с участием велосипедистов в процессе движения по дорогам общего пользования:

Виновной в столкновении автомобиля и велосипеда может быть признана любая сторона.

Если водитель машины не пропустил двухколесный транспорт, движущийся по специально отведенной для него полосе, виновным признают именно его. А если велосипед въехал в припаркованный на стоянке автомобиль, отвечать будет он.

Наезд на велосипедиста на пешеходном переходе

При ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе ситуация достаточно ясна и однозначна. Пересекая «зебру», водитель двухколесного транспорта обязан спешиться и вести велосипед рядом с собой. Такое правило содержится в п.29.8 Постановления Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» № 1090.

Если велосипедист не нарушил этот пункт, вина за ДТП ложится на водителя автомобиля. Если человек не слез двухколесного транспорта на пешеходном переходе, вина ляжет на него, однако и с водителя ответственность не снимается.

Вина велосипедиста в аварии на пешеходном переходе зависит от соблюдения им ПДД.

ДТП с велосипедистом во дворе

Пример: машина выезжает со двора на общую дорогу, а велосипедист едет по ней. Водители не замечают друг друга и продолжают движение, допустив столкновение. В данной ситуации виновным, скорее всего, признают водителя машины, хотя по факту виноваты оба. Дело в том, что велосипед не считается средством повышенной опасности, а автомобиль таковым является.

При встречном движении

Комфортное взаимодействие всех участников дорожного движения определяется не только ПДД, но и разметкой. В России принято двигаться по правой полосе. Правило актуально для любого транспорта без исключения.

Осуществляя поездку по встречной полосе, может возникнуть ДТП с велосипедистом на перекрестке. Это происходит в ситуации, когда последний движется против общего автопотока. Виновником, скорее всего, признают велосипедиста, ведь он нарушил установленные правила.

На остановке общественного транспорта

Еще одна распространенная ситуация ДТП с участием автомобиля и велосипеда. Остановка не является местом для передвижения транспортных средств. Она предусмотрена исключительно для посадки/высадки людей из общественного транспорта.

Возвращение автобуса/троллейбуса в дорожный ряд может стать причиной аварии с участием велосипеда. Это тот случай, когда в ДТП могут участвовать сразу 3 стороны. Виновным признают того, кто нарушил ПДД.

Авария при движении по тротуару

Велосипедистам разрешено передвигаться по тротуарам, но законом это не приветствуется. Им рекомендуется двигаться по специальным дорожкам, а на крайний случай — по обочине. Главное правило — не создавать помех пешеходам.

Пример: автомашина выезжает с дворовой территории, а двухколесный велосипед едет по тротуару. Обзор обоим участникам движения закрывают зеленые насаждения, технические объекты и т.д. На первый взгляд, дорогу обязан уступить водитель автомобиля, ведь он он создает помеху велосипеду, который движется по тротуару главной дороги. Но правила ПДД говорят иное: велосипедист обязан слезть со своего транспорта и вести себя как пешеход. Поэтому если человек на двухколесном транспорте протаранил машину сбоку в процессе движения по тротуару, виновником может оказаться как он, так и водитель автомобиля. Последнего не признают виновным случае, если ему удастся доказать объективную невозможность предвидеть помеху в виде велосипедиста.

Читайте так же:  Условия и особенности кредита на приобретение бизнеса

Ответственность велосипедиста при ДТП

При нарушении правил дорожного движения для водителей велосипедов применяется административное наказание. А именно:

  • ст. 12.29ч.2 КоАП РФ – нарушение ПДД в процессе движения, предусматривает штраф 800 руб. или предупреждение;
  • ст. 12.29ч.3 КоАП РФ – нарушение в состоянии алкогольного опьянения со штрафом от 1000 до 1500 руб., а так же штраф в размере 1500 руб., если нанесен вред легкой или средней тяжести.

Ущерб по ремонту автомобиля и моральный вред взыскиваются с водителя велосипеда в судебном или добровольном порядке.

Судебная практика по ДТП с участием велосипедиста

По статистике, аварий с участием легкого транспорта достаточно много — больше 5000 в год.

Ситуации бывают разные, например:

  1. Автомобиль выезжал из территории двора на дорогу, он не заметил движущийся по трассе велосипед. В итоге произошло столкновение, а велосипедист оказался в больнице с серьезными травмами. Виновником в аварии считается водитель, он по правилам должен был уступить дорогу. Автомобилист обязуется возместить весь материальный ущерб пострадавшему (50 тысяч рублей – цена велосипеда, а также 150 тысяч – стоимость курса лечения). Также водитель должен компенсировать моральный ущерб (200 тысяч рублей).
  2. На пешеходном переходе случилась авария, в которой велосипедист сбил человека. Спустя несколько дней он скончался. Водитель велосипеда в суде был признан виновным, так как считается полноценным участником дорожного движения и обязан соблюдаться правила, в данном случае пропустить пешехода. Суд вынес решение, что он виновен в убийстве по неосторожности и назначил наказание в виде 2-х лет лишения свободы. Также в пользу пострадавшей стороны (родственникам погибшего) должна быть выплачена компенсация в размере 500 000 руб.

ДТП с велосипедистами

Порядок действий при ДТП с участием велосипедиста

Столкновение велосипеда и автомобиля является дорожно-транспортным происшествием. Когда такое случается, участники должны осуществить определенные действия, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.

Запомните! Существует регламентированный механизм действий:

  • осмотреть всех участников ДТП на предмет наличия повреждений;
  • в случае необходимости позвонить в скорую помощь;
  • в тех ситуациях, когда водитель (выступающий в роли виновника ДТП) пробует скрыться, нужно зафиксировать номерной знак его автомобиля;
  • позвонить в ГИБДД;
  • нельзя осуществлять какие-то действия в отношении транспортного средства, участвовавшего в ДТП (ответственность за это установлена статьей 12.27 КоАП);
  • постараться найти свидетелей, которые видели произошедшие события;
  • снять на фотоаппарат место происшествия;
  • зафиксировать полученные травмы;
  • встретить сотрудников ГИБДД;
  • поспособствовать процессу правильного составления протокола;
  • направить претензию о возмещении понесенного ущерба;
  • в случае необходимости подать иск в судебный орган.

Возникновение дорожно-транспортного происшествия – нередкое явление, к тому же виноватой стороной может оказаться каждый из участников аварийной ситуации. Поэтому участники дорожного движения должны знать правовую сторону вопроса.

Кто виноват

В первую очередь, когда происходит ДТП, нужно установить виновника. Тем более при появлении разногласий относительно повреждений и понесенного ущерба.

Виновником по причине невнимательного или пренебрежительного отношения к остальным участникам движения может являться как водитель, управлявший автомобилем, так и сам велосипедист.

Для того чтобы определить виноватую сторону аварии, надо знать вероятные причины столкновения. Различное восприятие передвижения по проезжей части может привести к непредвиденным обстоятельствам.

Учтите! Частыми причинами являются:

  • небезопасный поворот участника движения направо;
  • проезд велосипеда по тротуару;
  • отсутствие светоотражателей и фонарей;
  • проезд на велосипеде пешеходного перехода;
  • неожиданные маневры велосипедиста;
  • водитель автомобиля не уступает дорогу на перекрестке.

Могут быть и другие причины, ведь все предсказать не представляется возможным. Кроме того, часто отдельно рассматривают причины столкновений по вине велосипедиста, отдельно по вине автомобилиста.

При выезде из двора

Ситуация может выглядеть следующим образом. Из проулка между зданиями на дорогу выезжает машина. Одновременно с этим по дороге недалеко от припаркованных у бордюра автомобилей передвигается велосипед.

Автолюбитель из-за низкой посадки не замечает велосипеда и выезжает на дорогу. Далее все зависит от скоростного режима этих объектов, их реакции и других обстоятельств.

На вопрос, кто виновен в аварии с велосипедистом в такой ситуации, можно однозначно ответить – водитель. Поэтому велосипедист имеет право рассчитывать на возмещение вреда.

Тем не менее, по факту виновны оба, ведь у велосипедиста по причине его более высокой в сравнении с автомобилем посадки была возможность избежать аварии.

Движение навстречу автомобилю

Для всех разновидностей транспортных средств (к коим можно отнести и велосипед) на дорогах указаны полосы движения. В нашей стране с давних пор применяется правосторонняя схема движения.

Важно! Все категории транспортных средств должны соблюдать это требование, будь то огромный тяжелый самосвал или небольшой велосипед. Поэтому случай, в котором велосипедист движется по встречной полосе против потока машин, является неверной и потенциально аварийной ситуацией.

Результат такого маневра может быть крайне негативным, учитывая скорость передвижения транспорта на дороге.

При движении по тротуару

Существует и другой пример аварий, в которых участвует велосипед. Велосипедист движется по тротуару. Из проулка между зданиями выезжает машина.

У автолюбителя зачастую в таких ситуациях затруднен обзор – высокими растениями, постройками, баннерами и другими объектами.

В итоге случается столкновение, результатом которого будет вред, нанесенный не только транспортным средствам, но и людям. Тем более это грозит не имеющему серьезной защиты велосипедисту.

Обратите внимание! В произошедшем событии виновником может быть любой участника ДТП. С одной стороны, машина при выезде на дорогу обязана пропустить велосипед, передвигающийся по тротуару. С другой стороны, передвижение велосипедиста по тротуару не должно препятствовать передвижению других объектов. В противном случае велосипедист должен спешиться и перейти потенциально опасное место на своих двоих.

Однако часто виноватым признают велосипедиста. Ведь водитель машины даже при небольшой скорости передвижения между дворами не смог бы остановиться перед велосипедом, появившимся внезапно со стороны тротуара.

Посмотрите видео. Велосипедист в ДТП: что делать, как помочь?

Читайте так же:  Как лучше известить работодателя об увольнении

На пешеходном переходе

Как правило, аварии на пешеходном переходе с участием велосипедов происходят из-за того, что они желают быстро проехать это место, вместо того чтобы слезть с велосипеда на тротуаре и перейти «зебру» пешком.

Законодательство в таких ситуациях, как правило, стоит на стороне водителя автомобиля. Хотя существуют и исключения.

На остановке

Это, вероятнее всего, одна из самых трудных ситуаций, так как определить, кто в ней является виноватым, а кто пострадавшим, не представляется возможным.

Можно привести следующий пример. Общественный транспорт совершает остановку для того чтобы высадить/посадить пассажиров на отведенном для этого участке проезжей части.

Велосипедист производит объезд этого транспортного средства. До того, как он завершает маневр, общественный транспорт также начинает передвижение.

Велосипедист тем самым блокируется с правой стороны общественным транспортом, а с левой – автомобилем, движущимся по соседней полосе. Дальнейший ход событий зависит уже от действий каждой из сторон.

Ответственность водителя

Если в столкновении с велосипедистом виноват водитель машины, то ответственность может быть назначена в рамках статьи 12.27 КОАП или статьи 264 Уголовного кодекса РФ.

В зависимости от тяжести нанесенного ущерба в отношении виноватой стороны может быть наложен арест на пятнадцать суток или лишение водительского удостоверения на срок до 1,5 лет.

Учтите! Если виновник покинул место происшествия или пострадавшие получили серьезные повреждения, то возможны следующие разновидности юридической ответственности:

  • штрафные санкции;
  • принудительные либо исправительные работы на срок до двенадцати месяцев;
  • арест на срок до девяноста суток;
  • лишение свободы.

Если же ДТП завершилось смертью, виновник происшествия с велосипедистом может получить тюремное заключение, однако если правонарушение было произведено непреднамеренно и прежде у виновника судимости не было, то заключение вероятнее всего будет заменено на условный срок.

Ответственность велосипедиста при ДТП

Если велосипедист будет признан виновной стороной по итогам ДТП, то он может быть подвергнут административному наказанию по статьям КоАП РФ:

  • часть 2 статьи 12.29 – нарушение ПДД при передвижении по проезжей части (предупреждение или штраф в размере восьмисот рублей);
  • часть 3 статьи 12.29 – нарушение ПДД в алкогольном опьянении (штраф от одной тысячи до полутора тысяч рублей, если был причинен легкий или средний вред здоровью).

Компенсация и моральный вред взыскиваются путем подачи искового заявления потерпевшей стороной.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Судебная практика

Видео (кликните для воспроизведения).

В качестве примера можно привести следующую ситуацию: машина передвигалась по проезжей части между городами в крайней правой полосе со скоростью примерно пятьдесят километров в час (по причине плохого качества дороги).

Перед транспортным средством на расстоянии около 100 метров ехал велосипедист, причем, не соблюдая правил, по левой полосе. Когда оба участника движения поравнялись, велосипед неожиданно повернул на правую полосу и «подрезал» машину.

Водителю автомобиля пришлось осуществить экстренное торможение, однако, из-за маленькой дистанции случился наезд на велосипедиста.

Велосипедист получил легкие травмы и повреждения своего велосипеда. У автомобиля был серьезно поврежден бампер и решетка радиатора.

Сотрудник ГИБДД, приехавший на место инцидента, осуществил осмотр, после чего посмотрел запись регистратора, расположенного в салоне машины и выписал штраф велосипедисту, пребывавшему в состоянии алкогольного опьянения.

В результате обошлось без серьезного вреда, как для здоровья, так и для собственности, но так случается далеко не всегда.

Посмотрите видео. Что делать, если сбил велосипедиста:

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно !

Или позвоните нам по телефонам:
8 (499) 322-73-27
Москва, Московская область

8 (812) 507-82-87
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 551-71-02
Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме.

Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом

С каждым годом на дорогах нашей страны появляется все больше транспортных средств, как четырехколесных, так и двухколесных. Активность их появления присутствует в теплое время года, особенно это касается велосипедистов. Однако в этот период и увеличивается количество ДТП, так же связанных с водителями велосипедов. Велосипед признан экологичным и недорогим транспортом, который все набирает свою популярность среди населения. Велосипедистов не обязывают сдавать на права, однако они так же являются полноценными участниками дорожного движения и несут полную ответственность за свои действия. Водитель велосипеда не тратит свое время в пробках и ему не нужны специальные парковки, но он так же, зачастую попадает в аварии и причины могут быть абсолютно разными, начиная от игнорирования приоритета и нарушения ПДД, заканчивая банальными ситуациями, когда водители просто не заметили друг друга.

При возникновении ДТП с велосипедистом стоит сначала разобраться, нет ли пострадавших. Если есть травмированные люди, либо ДТП со смертельным исходом, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь и ГИБДД, а до их приезда следует оказать первую медицинскую помощь, если есть такая необходимость. В случае, когда вред причинен только имуществу, участники дорожно-транспортного происшествия с участия волосипедиста должны руководствоваться следующими действиями:

  • выставить знаки аварийной остановки и включить аварийные огни;
  • не убирать ТС с места аварии;
  • сделать подробные фото(расположения ТС, тормозной путь, наличие повреждений);
  • взять контакты очевидцев.

Далее участники дожидаются приезда сотрудников ДПС, составляют протокол и приступают к обсуждению урегулирования убытков. Хоть и водитель велосипеда является полноправным участником дорожного движения, у него отсутствует полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), поэтому возмещение ущерба возможно только через суд или добровольно. В случае, если расположение транспорта мешает другим транспортным средствам проехать, то проезжую часть следует освободить, сохранив при этом осколки и зафиксировав тормозной путь, если таковой был.

Кто виноват в ДТП с велосипедистом?

Почему-то в широких массах, в случае ДТП с велосипедистом, принято считать виноватым водителя автомобиля, однако это не так и чтобы в такой ситуации защитить себя, нельзя покидать места происшествия. Меры наказания для водителя указаны в КоАП ст. 12.27 или УКРФ. Взыскания могут быть следующие:

  • административный арест на 15 суток;
  • лишение водительского удостоверения на срок от 1 до 1,5 лет.
Читайте так же:  Мировое соглашение при дтп

Если в ДТП были пострадавшие, а водитель скрылся, то наказания могут быть следующие:

  • штраф или обязательные работы;
  • исправительные или принудительные работы до 1г.;
  • арест до 3-х месяцев;
  • лишение свободы.

В случае, если велосипедист скрылся с места аварии, то к нему применяются следующие меры:

  • лишение свободы;
  • штрафы;
  • расходы на ремонт и моральный ущерб.

Если видно, что водитель автотранспорта пытается скрыться, в этом случае нужно максимально собраться и запомнить госзнак, а так же опросить очевидцев и взять их контактные данные.

Сегодня большая часть ДТП оформляется по европротоколу, но с водителями велосипедов так делать нельзя из-за отсутствия у них страхового полиса. Обязательным условием при оформлении европротокола является наличие действующего полиса осаго у обеих сторон. Так что найти виновного могут только сотрудники ГИБДД или автотехническая экспертиза.

Дорожно-транспортное происшествие на пешеходном переходе

В случае ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе ситуация более понятна. Велосипедисты обязаны пересекать пешеходный переход пешком при этом везти велосипед рядом с собой. Если нарушения со стороны двухколесного транспорта нет, то вина полностью лежит на водителе автомобиля. В том случае, если человек пересекал переход не слезая с велосипеда, то вина в ДТП лежит на нем, однако и полная ответственность с водителя не снимается.

Вина велосипедиста на пешеходном переходе зависит от соблюдения им ПДД и если он проезжает дорогу на красный сигнал, то заведомо нарушает и становится виновником.

Выплаты по страховке при ДТП с велосипедистом

Разберем ситуацию, в которой виновник ДТП с велосипедистом – водитель автомобиля. При условии, что машина застрахована по ОСАГО, потерпевший вправе обратиться в страховую компанию виновника для получения выплат, предоставив при этом все необходимые документы. В случае, когда страховка не покрывает полученный вред, либо предъявлен иск компенсации морального ущерба, владелец транспортного средства возмещает все из собственных средств добровольно или в порядке судебного урегулирования.

Если страховщик отказывает в выплате, либо удовлетворяет ее частично, гражданин имеет право потребовать страховое возмещение через суд. Иногда водитель может быть освобожден от ответственности полностью или частично, если доказано, что авария произошла по умыслу самого потерпевшего, либо вследствие непреодолимой силы. Когда вина в ДТП возлагается на водителя велосипеда, возмещение ущерба происходит по нормам гражданского законодательства, так как наличие страхового полиса у них не предусмотрено.

Компенсация ущерба осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Если установлена вина обоих сторон, то судом определяется размер ответственности на основе степени вины каждого участника. Еще один случай, когда автомобиль застрахован по полису КАСКО, то потерпевший имеет право получить выплату со страховщика, который в порядке суброгации может взыскать уплаченные средства с велосипедиста.

Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом во дворе

Для полноценного понимания вопроса ДТП с велосипедистом во дворе разберем ситуацию. Водитель легкового автомобиля выезжает со двора на проезжую часть, при этом велосипедист передвигается по проезжей части в сторону машины, автомобилист не замечает велосипед и начинает выезжать. Исход ситуации зависит от реакции обоих и их дальнейших действий. Если произошло столкновение, то вина лежит на владельце ТС. Хотя по факту виноваты оба, потому что по сравнению с автомобилем у велосипеда высокая посадка и ему проще заметить помеху и предотвратить ДТП.

Практически во всех авариях во дворах виновником признается именно водитель машины, потому что автомобиль считается средством повышенной опасности, лишь изредка удается доказать свою невиновность.

Авария при движении по тротуару

Вообще езда по тротуару велосипедисту разрешается, но не приветствуется, веллеры должны передвигаться по отведенным дорожкам, либо по крайней правой полосе, так же допускается езда по обочине, если не создается помех пешеходам. Связаны такие правила с высоким травматизмом при наезде велосипедов на пешеходов. Но как быть в случае с автомобилем? Допустим, автовладелец выезжает с прилегающей территории, в то время как двухколесный транспорт едет по тротуару и чаще всего видимость затруднена из-за зеленых насаждений, технических установок и т.д. На первый взгляд уступить дорогу обязан автомобилист, так как он пересекает движение велосипеда, но с другой стороны, руководствуясь правилами, велосипедист обязан спешиться и действовать по правилам ПДД. При совершении такого вида ДТП, где велосипед протаранил автомобиль сбоку при движении по тротуару, сотрудники ГИБДД могут принять любую сторону. Вина с владельца автомобиля будет снята, если он докажет что заранее не мог предугадать появление помехи.

Ответственность велосипедиста при ДТП

При нарушении правил дорожного движения для водителей велосипедов применяется административное наказание. А именно:

[1]

  • статья 12.29ч.2 – нарушение ПДД в процессе движения, предусматривает штраф 800 рублей или предупреждение
  • статья 12.29ч.3 – нарушение в состоянии алкогольного опьянения со штрафом от 1000 до 1500 рублей, а так же штраф в размере 1500 рублей, если нанесен вред легкой или средней тяжести.

Ущерб по ремонту автомобиля, либо моральный ущерб при ДТП взыскиваются с водителя велосипеда в судебном или добровольном порядке.

Статистика ДТП с велосипедистами

По данным Госавтоинспекции за 2015 год с января по декабрь всего произошло 184000 ДТП из них аварий с велосипедистами 5094, при этом погибло 414 человек и 4830 ранены. Более свежие данные за 2016 год гласят о 173500 ДТП в целом по стране, из них 5063 с участием велосипеда, 384 человека погибло и 4813 получили ранения. Глядя на показатели, можно сказать, что количество аварий заметно снизилось, но цифры все равно приводят в ужас. Статистика так же гласит о том, что самый пик аварийности приходит на пятницу-субботу в период времени с 17:00 до 20:00.

Действия водителя, если водитель велосипеда скрылся с места аварии

Нередко встречаются случаи, когда после ДТП велосипедист попросту скрывается с места аварии, чаще всего это происходит, если он сам и виноват. В этом случае водителю необходимо как можно лучше запомнить какие-нибудь приметы, опросить очевидцев, взяв у них координаты. Хорошо, если у кого-то есть видеорегистратор с записью аварии и в самом автомобиле он так же установлен. Обязательно вызвать ГИБДД, подробно составить протокол и зафиксировать такие данные:

[3]

  1. Точное время аварии;
  2. Место ДТП с велосипедистом и расположение ТС;
  3. Дорожную разметку, знаки, светофоры;
  4. Повреждения авто;
  5. Контакты свидетелей и их показания;
  6. Приметы велосипеда и его водителя;
  7. Наличие записи с регистратора.

К сожалению, когда оформлен только полис ОСАГО, ремонт автомобиля осуществляет сам владелец. Если «беглеца» найдут, то ему присваивается штраф в размере 1500 рублей и возможен арест на 15 суток, помимо того, что водитель автомобиля будет взыскивать моральный и материальный ущерб.

Судебная практика ДТП с велосипедистами

Автомобиль двигался по проезжей части по правой полосе между населенными пунктами со скоростью 50 км/ч, такая манера езды обуславливалась плохим дорожным полотном. Впереди на расстоянии 100 м двигался велосипедист в том же направлении, но по левой полосе. Когда автомобиль почти поравнялся с велосипедом водитель двухколесного транспорта резко повернул направо, прямо под машину. Автовладелец резко затормозил, но это не спасло от наезда на второго участника движения. В результате ДТП велосипедист упал, разбив при этом колено и его транспорт получил значительные повреждения в виде погнутой рамы и колеса. Автомобиль так же получил ущерб в виде разбитой решетки радиатора и сколов на бампере. Прибывший отряд ДПС ознакомился с данными регистратора и показаниями обеих сторон, выяснилось, что невнимательность велосипедиста обусловлена алкогольным опьянением и прослушиванием музыки в наушниках. Водителю двухколесного транспорта выписали штраф в размере 1500 тысячи рублей, так как авария произошла по его вине. Позже автомобилист взыскал с него денежные средства на замену решетки и покраску бампера. К сожалению, это лишь одна из тысячи ситуаций, когда все закончилось без значительного ущерба.

Читайте так же:  Как разбить отпуск на несколько частей по закону

Зачастую зоной повышенной опасности выступает обычная парковка и вот пример. Водитель выезжал с автостоянки, которая расположена рядом с домами, на проезжую часть, пешеходная зона находилась в другой стороне. В момент движения произошло столкновение с велосипедом. В результате ДТП велосипедист получил серьезные травмы, которые позднее были квалифицированы как вред средней тяжести, а транспортные средства получили повреждения. Владелец автомобиля потребовал возместить материальный ущерб в размере стоимости ремонта, а так же моральный вред. Истец разъяснял свои требования несколькими фактами:

  1. Полноценный обзор был затруднен наличием ограждения парковки;
  2. Велосипедист находился в состоянии опьянения;
  3. Водитель велосипеда ехал с большой скоростью по тротуару.

По результатам автотехнической экспертизы выяснилось, что заграждение автостоянки в виде решетчатого забора дает полноценный обзор окружающей территории, поэтому не создает препятствий для авто. Действия велосипедиста квалифицировались как законные по причине отсутствия запретов на езду по тротуару, а алкогольное опьянение не имеет причинно-следственной связи с ДТП, так как он не создавал помех движению автотранспорта. А вот водитель машины, выезжая со двора на проезжую часть нарушил правила дорожного движения, так как должен был уступить дорогу участнику движения, передвигающегося по тротуару. После рассмотрения материалов дела суд постановил отказать истцу в возмещении материального и морального вреда.

[2]

Меры снижения ДТП с участием велосипедистов

Сегодня все чаще обсуждаются вопросы снижения аварийности на дорогах, в том числе и методы воздействия на водителей велосипедов. Чтобы появилась возможность уменьшить уровень ДТП с велосипедистами, предлагается несколько приемов:

  • оборудовать специальные велодорожки не только в парковых зонах;
  • внести к обязательному использованию светоотражающих элементов, а так же зеркал и устройств освещения;
  • присваивать государственные номерные знаки;
  • обязать оформлять договоры страхования на велосипеды.

Естественно, все меры необходимо подробно продумать и разработать. Если подобные действия будет делать каждый водитель велосипеда, то и ответственность за манеру управления возрастет, а вместе с ним и снизится уровень аварийности.

ДТП с наездом на велосипедистку

Сегодня утром, 6 июня произошло дорожно-транспортное происшествие. На Сосновой аллее «Мерседес Бенц» столкнулся с велосипедистом.

Как выяснили инспектора ГИБДД, водитель автомобиля нарушил правила дорожного движения, проехав на запрещающий сигнал светофора. Местная жительница пересекала проезжую часть на велосипеде. В результате столкновения пострадавшую увезли на машине скорой помощи в травматологическое отделение Зеленограда.

Госавтоинспекция ЗелАО напоминает, что водителям автомобилей нужно внимательней относиться к велосипедистам. ДТП с их участием имеют самые тяжелые последствия. А водителям двухколесных транспортных средств необходимо строго соблюдать ПДД, а также меры личной безопасности.

Что делать с велосипедистами на дорогах? Наш и не наш опыт

Почему профессиональные велосипедисты тренируются там, где езда на велосипеде запрещена Правилами? Ответ прост: это Россия. Рассказываем, как решают эту и другие проблемы велосипедистов у нас, а как — в других развитых странах.

Англичане отнеслись к идее сдержанно. А вот власти Москвы приняли инициативу на ура и с максимальной точностью воспроизвели почти все ошибки лондонского мэра. В Москве появились казенные станции велопроката (430 штук по состоянию на апрель), выделенные полосы для велосипедистов на дорогах, утвержденные веломаршруты, велопарковки (1867 штук) и официальный городской сайт, который обо всем этом оповещает.

Понемногу идея тотальной велосипедизации овладевает и другими городами — Санкт-Петербургом в основном — но первые итоги есть уже сейчас.

Водитель ответит!

По статистике НИЦ БДД МВД РФ, в 2018 году произошел рост ДТП, именуемых «наезд на велосипедиста», — на 7,6% относительно 2017 года. Их число составило 5294 (3,1% от общего числа) против 4922 (2,9%) в 2017 году. Участниками 1637 ДТП (рост на 6,3%) из числа упомянутых были дети: 1606 получили ранения, 33 погибли. Во «взрослой» категории тоже безрадостные итоги.

Водители, сбившие или задевшие велосипедиста, всеми силами стараются обойтись без вызова ДПС и предлагают любую помощь и компенсацию. Ведь вне зависимости от того, кто прав и кто виноват, высок риск, что отвечать будет только одна сторона.

Разбирательство сводится к выяснению, имел ли водитель автомобиля возможность избежать столкновения. А что имел или не имел велосипедист, никого не интересует.

Читайте так же:  Как в табеле отмечается отпуск

Так что реальное количество ДТП с участием велосипедистов неизвестно. Но можно смело предположить, что оно в несколько раз выше, чем сообщает официальная статистика.

Дайте нам Амстердам

За рубежом провели множество исследований на эту тему, и выводы довольно противоречивые. Выгодные для себя тезисы могут найти и сторонники вело­движения, и его противники.

В Нидерландах, например, свыше 80% населения пользуется двухколесным транспортом, на каждого жителя приходится в среднем 1,3 велосипеда. Власти полвека целенаправленно пересаживают народ с автомобилей на велосипеды, оборудовав за это время 35 тысяч километров велодорожек. Количество ДТП «автомобиль — велосипед» растет, доля пострадавших велосипедистов тоже растет, но общее число жертв и пострадавших в авариях медленно снижается, а число погибших велосипедистов практически неизменно.

В целом картина умеренно благостная. Во многом потому, что в Голландии разработали отдельный свод правил для велосипедистов во времена нефтяного кризиса 1973 года и тогда же начали создавать велоинфраструктуру. У велосипедистов особый статус — наряду с пешеходами они отнесены к наиболее уязвимым участникам дорожного движения.

Если мы хотим, чтобы у нас было как в Нидерландах, нам надо сделать то же самое и подождать сорок лет. Сейчас в Москве около 230 км велосипедных полос и дорожек — значительно меньше, чем в компактном Амстердаме.

Стихийный беспорядок

Нерегулируемые перекрестки и пешеходные переходы эта группа велосипедистов (и многие другие) преодолевает как попало. И они не в курсе, что для велосипедистов предусмотрены свои наказания: статья 12.29 КоАП гласит, что трезвый велосипедист за нарушение ПДД (любое!) должен заплатить штраф 800 рублей, нетрезвый — от 1000 до 1500 рублей. Да и откуда им об этом знать, если их никто не ловит, не штрафует и тем более не отправляет на освидетельствование?

Кстати, сотрудникам ДПС на заметку: участок федеральной магистрали М9 «Балтия» от Москвы до Волоколамска, где велодвижение запрещено Правилами, — излюбленное место тренировок профессиональных велогонщиков.

Британский опыт

Начало велосипедизации Лондона в 2010–2012 годах ознаменовалось резким ростом аварий с участием велосипедистов. Британцы задумались. Депутаты предлагали ввести национальный реестр, навесить на все велосипеды номерá и внедрить обязательное страхование. Тогда камеры фиксировали бы нарушения правил. Однако выяснилось, что лишь 3% аварий вызвано нарушением правил, а всё остальное — несчастные случаи по неосторожности.

Тогда речь пошла о запрете движения крупнотоннажных грузовиков и обустройстве выделенных полос для велосипедистов. Полосы выделить оказалось невозможно — пришлось бы сужать улицы, что усугубило бы проблемы, которые намеревались решить велосипедами. Подумывали и об обязательной защитной экипировке.

В результате внесли поправки в тамошний КоАП, оговорив специализи­рованные штрафы для велосипедистов: за опасное вождение велосипеда — 2500 фунтов, за беспечное вождение — 1000 фунтов, за езду по тротуару — 500 фунтов.

В Лондоне запрещено ездить по тротуару на велосипеде! А в Москве — можно. Немудрено, что участились жалобы пешеходов на велосипедистов, а также растет число ДТП «пешеход — велосипедист» и «велосипедист — собачий поводок» (понятно, их никто не фиксирует вообще). Причем это не есть ДТП как таковое! По закону, если на пешехода наезжает велосипедист, это нанесение вреда здоровью по неосторожности.

Из всего изложенного следует неизбежный вывод: велосипедистов надо отделять и от автомобилей, и от пешеходов. Если, конечно, нас действительно интересует безопасность всех трех групп.

Курс юного самокатчика

Депутат Виталий Милонов, вероятно, следил за развитием событий в Лондоне, поскольку год назад предложил ввести регистрацию велосипедистов, обязать их сдавать экзамены на знание ПДД и платить налоги, а создание велодорожек за счет сужения автомобильных дорог прекратить.

Начать лучше всего с агитации. В школах — расширенный курс юного велосипедиста (и самокатчика). А тем, кто уже зрелый велосипедист, через средства массовой информации объяснять, что автомобильные дороги — плохое место для велопрогулок. Опасно и неполезно из-за выхлопов. По крайней мере, до момента, пока власти не завершат создание развитой велоинфраструктуры.

Видео (кликните для воспроизведения).

Номерные знаки, реестры, экзамены, регистрация, камеры фиксации? Многие автомобилисты выскажутся резко за, велосипедисты — резко против, образуются новые рабочие места, казна пополнится. Вот только на безопасность движения это никак не повлияет.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЕЗДЫ НА ВЕЛОСИПЕДЕ В ГОЛЛАНДИИ

  • Езда по тротуару запрещена (по умолчанию, если нет разрешающих знаков).
  • Рядом могут ехать не более двух велосипедистов; если это мешает движению транспорта, велосипедисты должны ехать друг за другом.
  • Велосипедистам разрешено поворачивать направо на красный сигнал светофора, если есть знак с надписью: «Велосипедистам — можно».
  • Велосипед можно парковать на тротуаре, если нет знака, который это запрещает.
  • При езде ночью велосипедисты обязаны включать переднюю фару и задний фонарь велосипеда.
  • Запрещено держать телефон в руке (с июля 2019 года).

Почему профессиональные велосипедисты тренируются там, где езда на велосипеде запрещена Правилами? Ответ прост: это Россия. Рассказываем, как решают эту и другие проблемы велосипедистов у нас, а как — в других развитых странах.

  • Взаимоотношения водителей с мотоциклистами и велосипедистами многогранны. Одно надо помнить: культура и взаимоуважение на дороге — это ключ к безопасности всех участников движения! Если же вы сами являетесь любителем велопрогулок, загляните на страницы нашего магазина. Все для перевозки и хранения велосипедов в одном месте!

Источники


  1. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.

  2. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие; Юрайт — М., 2014. — 255 c.

  3. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
  4. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.
  5. Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.
Дорожно-транспортное происшествие с велосипедистом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here