Локальные нормативные акты содержащие нормы трудового права

Главное по теме: "Локальные нормативные акты содержащие нормы трудового права" с точки зрения профессионалов. Предлагаем статью с комментариями и выводами.

Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Комментарии по ст. 8 ТК РФ

1. Комментируемая статья специально посвящена локальным нормативным актам, принимаемым работодателями. Изменения, произошедшие в экономике страны в последние годы, многообразие форм собственности и организационно-правовых форм юридических лиц (организаций) привели к определенной децентрализации правового регулирования труда. Согласно ч. 1 комментируемой статьи работодатель принимает указанные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, а также коллективным договором, соглашениями. Из данного положения следует, что локальные нормативные акты принимаются в развитие общих норм трудового права для конкретизации правил, установленных нормативными правовыми актами вышестоящих уровней в иерархии источников трудового права, применительно к условиям соответствующей организации. Условиями признания за локальными актами нормативного значения является принятие их в установленном порядке и наличие общей нормы трудового права, которая предоставляет возможность на принятие соответствующих норм (правил).

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает порядок принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, принимаемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором. В ТК РФ установлены случаи, когда должен обеспечиваться учет мнения представительного органа работников. К ним, в частности, относятся случаи учета мнения профсоюзного органа в следующих статьях ТК РФ: 73, 82, 99, 105, 113, 123, 135, 159, 180, 212, 229, 299, 301, 372, 373 (см. указанные статьи и комментарии к ним). В других случаях ТК РФ требует учета мнения представительного органа работников в следующих статьях: 103, 144, 147, 154, 162, 190, 196 (см. указанные статьи и комментарии к ним).

Следует иметь в виду, что ст. 53 ТК РФ в числе основных форм участия работников в управлении организацией на первом месте называет учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором. Само участие работников в управлении организацией, согласно ст. 27 ТК РФ, является одной из форм осуществления социального партнерства, в рамках которого определяются представители. В организации представителем работников является первичная профсоюзная организация, а ее орган выступает представительным органом работников. Иные представители возможны при их избрании на общем собрании работников (см. ст. ст. 29 — 31 ТК РФ).

Процедура учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии работодателем локального нормативного акта организации регламентируется ст. 372 ТК РФ (см. ст. 372 и комментарий к ней).

3. Часть 3 комментируемой статьи допускает возможность, что в коллективных договорах и соглашениях устанавливается порядок принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников, а не с учетом их мнения. При согласовании с представительным органом работников, в отличие от учета мнения, локальный нормативный акт, не одобренный представительным органом, не может быть принят работодателем.

Локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права, действуют только в пределах этой организации (см. ст. 13 ТК РФ). При этом определяется круг лиц, на которых они распространяются. Локальные нормативные акты могут распространяться как на всех работников организации, так и на отдельные категории работников.

4. Соотношение нормативных правовых актов, принимаемых в централизованном порядке, и локальных нормативных актов, принимаемых работодателем, закреплено в ч. 4 комментируемой статьи. Указанная статья устанавливает, что локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, либо указанные акты, которые приняты без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях они не подлежат применению, а применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Кроме того, необходимо иметь в виду, что отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, может привести к коллективному трудовому спору, поскольку является одним из оснований (причин) его возникновения (см. ст. 398 ТК РФ).

Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Читайте так же:  Как купить франшизу парикмахерского или косметического салона

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Комментарий к Ст. 8 ТК РФ

1. К локальным нормативным актам относятся акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателями — юридическими лицами (организациями) и физическими лицами — индивидуальными предпринимателями в пределах своей компетенции в определенном законом порядке, действующие только у данного работодателя.

2. В отличие от актов правоприменения (приказы или распоряжения о назначении лица на должность, предоставлении отпуска, увольнении работника с работы и т.д.), которые всегда имеют конкретного адресата, локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о комиссии по трудовым спорам и т.д.) распространяются на всех работников у данного работодателя или некоторые их категории.

3. В некоторых случаях, установленных ТК, работодатель должен согласовывать с представительным органом работников принятие локальных нормативных актов (правил внутреннего трудового распорядка, графиков сменности, актов по нормированию труда и др.) или учитывать мнение этого органа.

См. комментарий к ст. ст. 103, 123, 147, 154, 162, 190, 196, 212 ТК РФ.

4. Конкретные формы взаимоотношений работодателя с представительным органом работников при принятии локальных нормативных актов (согласование, учет мнения), если это не установлено ТК, могут быть предусмотрены коллективным договором, соглашением.

5. В качестве представительного органа работников может выступать соответствующий профсоюзный орган или иной представитель работников, который может быть образован в случаях, предусмотренных ТК (см. комментарий к ст. ст. 29 — 31, 52, 53 ТК).

6. Порядок учета мнения представительного органа работников изложен в ст. 372 ТК (см. комментарий к данной статье).

7. Локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если же это имеет место, то такой локальный нормативный акт признается недействительным.

Второй комментарий к Статье 8 Трудового кодекса

1. Трудовой кодекс РФ существенно повысил роль, которую призваны играть локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, применяемые работодателем.

В комментируемом Кодексе значительно расширена правовая основа для принятия локальных актов. Увеличен круг вопросов, по которым локальные нормативные акты должны приниматься работодателем, существенно конкретизированы сами процедуры такого локального нормотворчества, предусмотрен новый минимум обеспечения законности этих актов в рамках конкретной организации.

Применение локальных нормативных актов связано прежде всего с управленческими функциями работодателя, его руководством процессом подбора работников, с которыми был заключен индивидуальный трудовой договор.

Работодатель (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, предусмотренной законом, иным нормативным правовым актом, а также коллективным договором, соглашением.

2. В случаях, предусмотренных Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при применении нормативных актов, содержащих нормы трудового права, обязан учитывать мнение представительного органа работников.

Трудовой кодекс расширил и конкретизировал формы участия работников в принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Кодекс четко предусматривает случаи, когда локальные нормативные правовые акты принимаются с учетом мнения представительного органа работников. Например, в ст. 190 настоящего Кодекса правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Часть 2 ст. 135 ТК РФ предусматривает, что система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях, устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. А что касается порядка учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников при принятии локальных нормативных актов, то он предусмотрен в ст. 372 Кодекса (подробнее см. данную статью и комментарий к ней).

Таким образом, с учетом мнения представительного органа работников, прежде всего мнения выборного профсоюзного органа, должны приниматься локальные нормативные акты по определенным вопросам, касающимся рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, трудового распорядка и трудовой дисциплины, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, охраны труда.

3. Особенность локальных нормативных актов состоит в том, что все они имеют юридическую силу только в рамках конкретной организации.

Если локальный нормативный акт ухудшает положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением либо принят без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, то он является недействительным и не подлежит применению с момента их принятия. В таких случаях применяются трудовое законодательство или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Локальные нормативные акты содержащие нормы трудового права

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 8 ТК РФ. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

    Трудовой кодекс Российской Федерации:

    Статья 8 ТК РФ. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

    Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

    В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

    Читайте так же:  На что индивидуальному предпринимателю обратить внимание при составлении трудового договора с ип или

    Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

    Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

    Вернуться к оглавлению документа: Трудовой кодекс РФ в действующей редакции

    Статья 8. Трудового кодекса РФ. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

    Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

    В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

    Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

    Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

    Комментарии к ст. 8 ТК РФ

    1. Все правила, по которым работает организация, можно разделить на 2 группы: принятые за пределами организации и принятые самой организацией. Конкурентоспособность организации, ее прибыль прямо зависят от качества правил, которые организация приняла самостоятельно на основании комментируемой статьи.

    К правилам, которые принимает организация, относятся: правила внутреннего трудового распорядка; коллективный договор; положение об оценке персонала; положение о должностных инструкциях; различные соглашения между работодателем и наемными работниками; положение об оплате труда; положение об оценке результативности деятельности работников; положение о развитии персонала; положение о повышении конкурентоспособности персонала; правила по охране труда; этические кодексы; корпоративные кодексы и др.

    Работодатель, кроме локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, принимает правовые акты (документы) о применении норм права. Их значение в регулировании трудовых отношений возрастает. Среди этих актов можно назвать должностные инструкции, оценочные листы персонала.

    Должностная инструкция является правовым актом, определяющим положение наемного работника в организации. В ТК в разд. III упоминания о должностной инструкции нет, что является недостатком ТК. В частности, в п. 5 ст. 81 ТК об увольнении работника за неоднократное неисполнение им без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, должностная инструкция не упоминается. Должностная инструкция — важнейший документ, определяющий обязанности работника на рабочем месте. Это правовой акт индивидуальной направленности или применения нормы права. Существует 2 вида инструкций: 1) должностная инструкция для служащих; 2) рабочая инструкция для рабочих.

    На работника в организации возлагаются 4 вида обязанностей: 1) общие обязанности наемного работника. Они определены в федеральном законодательстве, в частности в ст. 21 ТК; 2) отраслевые обязанности, которые возлагаются на работников различных отраслей народного хозяйства; 3) обязанности, которые возлагает организация на каждого работника, так называемые корпоративные обязанности; 4) обязанности, которые работник выполняет на своем рабочем месте. Они указываются в должностной инструкции.

    Все перечисленные обязанности являются обязанностями конкретного работника, которые возложены на него трудовым договором. Поэтому в формулировку п. 5 ст. 81 ТК следует внести дополнение, указав виды обязанностей. Основание для увольнения может быть изложено следующим образом: «за повторное неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, указанных в законодательстве, правилах внутреннего трудового распорядка, трудовом договоре, должностной инструкции, если он имеет дисциплинарное взыскание».

    Должностная инструкция рассматривается как документ, регламентирующий деятельность работника на каждой должности и содержащий требования к работнику, занимающему эту должность. Должностная инструкция составляется на основе тарифно-квалификационных характеристик. Процесс составления должностной инструкции включает следующие стадии: определение места каждой должности в структуре организации, ее подчиненности и взаимосвязей; выявление целей и задач должности, т.е. тех работ, которые выполняются по данной должности; отбор типичных должностей; выбор метода работ по отобранным должностям (наблюдений, собеседования, вопросников); сбор необходимой информации; анализ работ по должности, т.е. определение наиболее существенных характеристик работ с помощью упорядочения и оценки информации, связанной с работой или работником.

    Широко распространена следующая структура должностной инструкции:

    • общие положения устанавливают: структурное подразделение, в которое входит работник; кому подчиняется работник; кто подчиняется работнику; требования к стажу; требования к профессиональной подготовке;
    • обязанности работника подразделяются на ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные, а также те, которые необходимо выполнять при наступлении определенных событий.

    Работник должен также выполнять обязанности, записанные в правилах внутреннего трудового распорядка и ТК, коллективном договоре, трудовом договоре;

    • права работника включают: а) права, которые он может реализовать самостоятельно; б) права, которые он может реализовать, если выполнит обязанность (обязанная сторона); в) права, которые он может реализовать, если выполнит обязанность (обязанная сторона) и будет дано разрешение на реализацию права;
    • работы, выполняемые совместно с другими работниками. Работник — руководитель работ;
    • работы, выполняемые совместно с другими работниками. Работник — исполнитель работ;
    • ответственность работника: дисциплинарная; административная; материальная по ТК; гражданско-правовая по ГК; уголовная (см.: Сытинская М. Должностные инструкции. Понятие и традиционные подходы к их составлению // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. N 8).

    2. На разных этапах регулирования трудовых отношений локальные акты используются системно.

    Читайте так же:  Знаки особых предписаний для обозначения зон

    Важной проблемой трудовых отношений является определение правового статуса наемного работника в организации в локальном законодательстве.

    Правовой статус наемного работника в организации закрепляется следующими основными правовыми актами: описанием рабочего места; должностной инструкцией; правилами внутреннего трудового распорядка.

    Первые 2 правовых акта — это акты применения норм трудового права. Третий правовой акт — нормативный.

    Описание рабочего места как разновидность правового акта приобретает все большее значение при регулировании трудовых отношений.

    Описание рабочего места — это акт применения нормы права к положению наемного работника. Он обращен к человеку, занимающему конкретное рабочее место. Описание рабочего места составляется на основании ст. ст. 56, 57 ТК. Рабочее место (место работы) является одним из понятий трудового права, которое активно развивается в настоящее время. Согласно ст. 57 ТК место работы указывается в трудовом договоре.

    Что же такое рабочее место? Рабочее место — все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой. Эти места прямо или косвенно находятся под контролем работодателя (Конвенция N 155 МОТ «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981 г.)).

    Рабочее место — участок помещения, на котором в течение рабочей смены или ее части осуществляется трудовая деятельность. Рабочим местом могут быть несколько участков производственного помещения. Если эти участки расположены по всему помещению, то рабочим местом считается вся площадь помещения (разд. 3 СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 г. N 21).

    Рабочее место — место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности (Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утв. Приказом Минтопэнерго России от 19 февраля 2000 г. N 49).

    В науке менеджмента рабочее место определяется по-иному. Под рабочим местом понимают задачи и функции, которые работник выполняет в организации. Рассмотрим несколько определений рабочего места, данных в литературе. Рабочее место — пространственная зона трудовой деятельности, оборудованная необходимыми средствами (основным и вспомогательным оборудованием, технологической оснасткой, средствами организационной и вычислительной техники), определенная на основании трудовых и других норм, закрепленная за одним или группой работников для выполнения производственных или управленческих работ. Рабочее место — первичное звено производства, организации труда. Для служащих рабочее место обязательно сочетается с должностью.

    При организации рабочего места должны учитываться: антропометрические данные; требования научной организации труда; медицинские, психологические рекомендации; правила гигиены; требования эргономики и технической эстетики.

    На практике в большинстве организаций рабочие места формируются упрощенно, что существенно снижает эффективность производства.

    Рабочие места классифицируются по следующим признакам (основаниям): категория работников (рабочих, служащих и т.д.); профессия; число исполнителей (индивидуальное, коллективное); вид производства (основное, вспомогательное); тип производства (массовое, серийное, единичное); степень специализации (универсальное, специализированное, специальное); уровень механизации (механизированное, автоматизированное, для ручной работы); количество оборудования (одностаночное, многостаночное) и др.

    Рабочее место может быть стационарным или передвижным, переменным (например, рабочим местом водителя может быть кабина автомобиля).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Рабочее место может находиться в закрытом помещении или на открытом воздухе, на высоте или под землей и т.д.

    Рабочее место состоит из разных зон. Например, рабочее место руководителя включает 3 основные зоны: рабочую, зоны совещаний и отдыха.

    В различных методиках используется понятие «описание работы», что равноценно понятию «описание рабочего места». Большинство описаний работы содержит следующие разделы: определение работы; краткое описание работы; отношения, ответственность и обязанности; полномочия; стандарты исполнения; рабочие условия; спецификация работ.

    Документ «Описание рабочего места» обычно состоит из 3 разделов. Первый раздел (общие положения) — это в основном перечень задач, которые решает работник, и действий, которые обязан он совершать, а также все направления деятельности на данном рабочем месте. Второй раздел содержит квалификационные требования к работнику, который выполняет эту работу. В третьем разделе перечисляются качества, которые необходимы лицу для работы на этом месте.

    Нередко работодатели создают сложные рабочие места, которые требуют от работника профессиональной подготовки по разным специальностям. Например, работник должен выполнить работу сразу по нескольким квалификациям: начального профессионального образования, среднего специального образования, высшего профессионального образования. Кроме того, от него требуется выполнение работ по 3 специальностям. Имеет ли право работодатель предъявлять такие требования к работнику? По нашему мнению, имеет, потому что это не противоречит требованиям ст. ст. 56, 57 ТК, в которых говорится, что по трудовому договору работник обязан выполнять работу по определенной должности, специальности или профессии. Поэтому в ст. 57 ТК можно внести изменение: записать не наименование должности, специальности, профессии, а наименование должностей, специальностей, профессий, т.е. расширить права работодателей в трудовых отношениях и привести их в соответствие с реально сложившимися отношениями.

    Следует различать следующие понятия: «место работы» — это организация, в которой работает работник; «рабочее место» — это конкретное место, которое занимает работник, выполняя свою трудовую функцию в организации.

    Видимо, в гл. 10 ТК следует ввести статью «Рабочее место», включив в нее 2 части: простое рабочее место и сложное рабочее место. Статья может состоять из 5 частей, которые применимы к каждому виду рабочего места:

    • условия труда;
    • место пребывания во время трудовой деятельности;
    • участок помещения;
    • права, обязанности, ответственность наемного работника на рабочем месте;
    • место нахождения (см.: Современные требования к работнику на рабочем месте. Основы организации труда: экономические и правовые аспекты: Практ. пособие / Под ред. В.И. Шкатуллы, Л.М. Суетиной. М., 2008. С. 270 — 312).

    Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

    Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

    Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

    Ст. 8 ТК РФ в последней действующей редакции от 6 октября 2006 года.

    Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

    [2]

    Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

    Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

    Читайте так же:  Разрешенные удерживающие устройства для перевозки детей

    В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

    Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

    Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьёй 372 настоящего Кодекса порядка учёта мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

    Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права: понятие, виды, порядок принятия

    Особым видом источников трудового права являются локальные нормативные акты. Обоснованность их существования вытекает из правовой природы хозяйской власти работодателя (согласно термину профессора Таля).

    В науке советского трудового права теория локальных нормативных актов разрабатывалась активно по причине расширения самостоятельности государственных предприятий, их хозрасчетного финансирования и самоокупаемости.

    Пределы локального нормотворчества и его санкционирование со стороны государства определялись законодателем исходя из государственной политики в сфере труда. Самым основным локальным актом в советском трудовом праве являлись «правила внутреннего трудового распорядка».

    ТК РФ впервые дал легальное определение локальных нормативных актов — это акты, содержащие нормы права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами, коллективным договором и соглашениями (ст. 8 ТК).

    Характерные признаки локальных актов:

    1. Это нормативные подзаконные акты. Локальное нормотворчество определяется как санкционированное (делегированное) государством принятие локального акта в пределах, установленных государством. Законодатель закрепил место локального акта в системе источников трудового права. Особый порядок принятия локальных актов характеризуется:

    • работодатель по общему правилу не обязан принимать локальные акты, но он вправе это делать в своих собственных интересах (например, в целях оптимизации налогообложения);

    • вместе с тем законом установлена обязанность работодателя разрабатывать инструкции по охране труда (которые также являются локальными актами).

    К локальным актам относятся:

    • локальный акт, определяющий порядок обработки персональных данных работников (п. 5 ст. 86 ТК);

    • приказ о приеме на работу и прочие.

    2. Особый порядок принятия. Локальные акты подразделяются на три группы в зависимости от порядка принятия:

    [3]

    1) акты, принимаемые работодателем единолично (например, приказ о приеме на работу);

    2) акты, принятые в случаях, предусмотренных ТК и иными нормативными актами (коллективным договором с учетом мнения представительного органа работников);

    3) акты, принятые по согласованию с представительным органом работников в случаях, предусмотренных коллективным договором или соглашением.

    Ст. 372 ТК определяет процедуру принятия локальных нормативных актов представительным органом работодателя с учетом мнения работников. Данная процедура предполагает получение мнения от профсоюза или иного представительного органа работников. Если работодатель забыл спросить мнение профсоюза/представительного органа по конкретному локальному акту, то это является нарушением порядка (ст. 8) и такие акты являются недействительными. Это влечет право представительного органа обращения на действия работодателя.

    3. Действует в пределах организации. Действует только на сотрудников конкретной организации. Работники должны быть ознакомлены с локальными актами письменно для последующего обязания работодателем работника выполнения локальных актов. Отсутствие письменного ознакомления влечет последствие применения «незнания» о существовании конкретного акта. Наступают следующие последствия:

    1) акт не применяется;

    2) работодатель привлекается к ответственности (ст. 68 ТК).

    Данное письменное согласование в идеале должно быть прошито, скреплено печатями и подписано.

    Виды локальных нормативно-правовых актов (в трудовом праве)

    Локальные нормативно-правые акты, принимаемые с учетом мнения работников

    К таковым, к примеру, относятся правила внутреннего трудового распорядка (ч.1 ст.190 ТК РФ). Признаки:

    Наличие в организации органа работников, представляющего работников интересы, который правомочен выражать их мнение. Отсутствие такового является основанием для принятия рассматриваемых локальных нормативно-правовых актов работодателем самостоятельно.

    Могут быть приняты работодателем только с учетом мнения работников (ч.2 ст.8 ТК РФ), которое осуществляется в установленном законодательством РФ порядке. Несоблюдение установленного порядка либо игнорирование требования учета мнения работников влечет за собой недействительность принятого работодателем локального нормативно-правового акта (ч.4 ст.8 ТК РФ).

    Перечень данных локальных нормативно-правовых актов (а точнее, необходимость их принятия с учетом мнения работников) предусматриваются законодательством РФ, коллективными договорами и соглашениями (ч.2 ст.8 ТК РФ).

    Представляется возможным (по критерию «субъект выражения мнения работников») разделить рассматриваемые локальные нормативно-правовые акты на две группы:

    локальные нормативно-правовые акты, принимаемые с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Например, графики отпусков (ст.123 ТК РФ);

    локальные нормативно-правовые акты, принимаемые с учетом мнения представительного органа работников. К примеру, графики сменности (ч.3 ст.103 ТК РФ).

    Локальные нормативно-правые акты, принимаемые по согласованию с представительным органом работников

    [1]

    Данный вид локальных нормативно-правовых актов имеет следующие признаки:

    Наличие в организации органа работников, представляющего работников интересы, который правомочен участвовать в согласовании. Отсутствие такового является основанием для принятия рассматриваемых локальных нормативно-правовых актов работодателем самостоятельно.

    Могут быть приняты работодателем только по согласованию с представительным органом работников, которое осуществляется в порядке, установленном коллективными договорами или соглашениями (ч.3 ст.8 ТК РФ). Несоблюдение установленного порядка либо игнорирование требования согласованности с работниками влечет за собой недействительность принятого работодателем локального нормативно-правового акта(ч.4 ст.8 ТК РФ).

    Перечень данных локальных нормативно-правовых актов (а точнее, необходимость их принятия по согласованию с представительным органом работников) предусматриваются коллективными договорами и соглашениями (ч.3 ст.8 ТК РФ).

    Читайте так же:  Статья 217 тк рф. служба охраны труда в организации

    Локальные нормативно-правые акты, принимаемые работодателем самостоятельно

    К таковым, к примеру, относится положение о персональных данных работников (ст.87 ТК РФ). Признаки:

    Принимаются работодателем лично без согласования или учета мнения работников.

    По общему правилу, работодатель в пределах своей компетенции принимает самостоятельно все локальные нормативно-правовые акты, если иное не предусмотрено законодательством РФ, коллективными договорами и соглашениями. Однако, в случае отсутствия в организации представительного органа работников, полномочного выражать их мнения и участвовать от их лица в процессе согласования, работодатель принимает все локальные нормативно-правовые акты самостоятельно.

    Локальные нормативно-правые акты, принимаемые совместно работодателем и выборным органом первичной профсоюзной организации

    О данном виде локальных нормативно-правовых актов в своей работе упоминает М.В.Васильев. Выделение данного вида представляется весьма спорным. Можно выделить следующие признаки данного вида актов:

    Принимаются совместно работодателем и представителями рабочих в порядке, предусмотренном для заключения коллективных договоров, т.е. в порядке коллективных переговоров.

    Наличие в организации органа работников, представляющего работников интересы, который правомочен участвовать в в проведении коллективных переговоров и дальнейшем заключении коллективного договора.

    Перечень данных локальных нормативных актов может быть предусмотрен законодательством РФ или коллективными договорами.

    Имеют статус приложений к коллективному договору.

    Васильев М.В. отмечает, что возможность придания некоторым локальным нормативным актам статуса приложения к коллективному договору означает их особую процедуру принятия. В силу статуса приложения коллективному договору они «принимаются в порядке, предусмотренном для заключения коллективного договора, т.е. в порядке коллективных переговоров». Как пример, он приводит локальный нормативно-правовой акт, предусмотренный ч.2 ст.190 ТК РФ, — Правила внутреннего трудового распорядка.

    Вместе с тем, в связи с подобной позицией возникает несколько проблемных моментов:

    1) Общим признаком, исходя из ст.8 ТК РФ, для всех локальных нормативных актов является их принятие работодателем. О совместном принятии работниками и работодателями локальных нормативных актов речи не идет.

    2) В законодательстве нет прямого указания на то, что придание статуса приложения к коллективным договорам данным локальным актам влечет изменение их процедуры принятия.

    3) Применение процедуры «коллективных переговоров» подразумевает заключение соглашения в результате согласования воль сторон, участвовавших в этих переговорах. Это означает, что итогом подобной процедуры будет принятие не локального нормативного акта, а договора.

    Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; Нарушение авторского права страницы

    Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

    Ст. 5 ТК РФ в последней действующей редакции от 1 сентября 2017 года.

    Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

    Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

    Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

    • трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
    • иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
    • указами Президента Российской Федерации;
    • постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
    • нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

    Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

    В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

    Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

    Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

    Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

    Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

    Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    Источники


    1. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.

    2. Теория государства и права. — М.: Инфра-М, Норма, 2011. — 496 c.

    3. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.
    4. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.
    5. Введение в специальность «Юриспруденция». — М.: Юнити-Дана, 2013. — 264 c.
    Локальные нормативные акты содержащие нормы трудового права
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here