Несообщение о преступлении привлечение к ответственности

Главное по теме: "Несообщение о преступлении привлечение к ответственности" с точки зрения профессионалов. Предлагаем статью с комментариями и выводами.

За несообщение о преступлениях против жизни при отягчающих обстоятельствах могут установить уголовную ответственность

Nomadsoul1 / Depositphotos.com

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий дополнение Уголовного кодекса новой статьей. Инициатором поправок выступил депутат Евгений Марченко.

Документом 1 предлагается ввести ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о готовящемся преступлении, о лице, которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило убийство:

  • двух и более лиц;
  • общеопасным способом;
  • по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Исключение предусмотрено для лиц, являющихся супругом или близким родственником преступника – их привлекать к ответственности за несообщение о готовящемся или совершенном преступлении не планируется. Остальным же за указанное деяние грозит штраф в размере до 100 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок.

Проектируемая норма составлена по аналогии с уже действующей в УК РФ ст. 205.6, которой установлены санкции за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице, которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных ст. 205-205.5, ст. 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ. Автор законопроекта положительно оценивает криминализацию такого деяния, но считает необходимым расширить круг преступлений, за несообщение о которых может наступить уголовная ответственность. По мнению парламентария, это позволит уменьшить уровень латентной преступности в России и восполнить правовые пробелы, оставшиеся после введения в 2016 году в УК РФ ст. 205.6.

При этом вторым законопроектом 2 Евгений Марченко предлагает скорректировать название ст. 205.6 УК РФ, уточнив в нем, что речь идет о преступлениях террористической направленности.

Статья 205.6. Несообщение о преступлении

СТ 205.6 УК РФ.

Несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса, —

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

Комментарий к Ст. 205.6 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления характеризуется несообщением в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из указанных в диспозиции преступлений. Несообщение представляет собой умолчание о факте при наличии реальной возможности выполнить моральный долг лица. При этом лицу должно быть заведомо известно о приготовлении, покушении или совершении другим лицом одного из указанных в диспозиции преступлений. То, было ли несообщение заранее обещано или нет, не имеет значения для привлечения к уголовной ответственности.

Органами власти, уполномоченными рассматривать сообщения о преступлениях, являются органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности и другие органы, указанные в ст. 151 УПК РФ.

2. В законодательстве не конкретизирован срок, по истечении которого лицо должно сделать соответствующее сообщение в органы власти. Возможная трактовка уголовного закона предполагает, что это должно быть время, достаточное для сообщения. По очень грубой аналогии права можно предположить, что этот срок равен одной неделе (см. п. 2 ст. 314 ГК РФ), однако предпочтительнее рассматривать данную норму, не конкретизирующую срок выполнения обязанности как неотъемлемое условие привлечения к уголовной ответственности, как неконституционную на этом основании. В любом случае в силу п. «а» ч. 1 ст. 78 УК лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за несообщение о преступлении, о котором ему стало известно более двух лет тому назад.

3. В силу примечания к статье не являются субъектами преступления супруги или близкие родственники лица, готовящего или совершившего соответствующее преступление. Не могут также рассматриваться как субъекты данного состава преступления священнослужители в случае сообщения им о преступлении на исповеди (п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях») и адвокаты, если соответствующие обстоятельства стали им известны в связи с обращением за юридической помощью или в связи с ее оказанием (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

Преступность деяния также может устраняться действием ст. 40 УК (см. комментарий к данной норме).

4. Не подлежит уголовной ответственности за несообщение о преступлении также лицо, которое выступало в качестве соучастника одного из указанных в диспозиции преступлений либо было прикосновенно к нему и привлекается к уголовной ответственности по ст. 174 — 175, 316 УК.

Статья 326. Несообщение о преступлении или его укрывательство

Статья 326. Несообщение о преступлении или его укрывательство

(1) Несообщение о достоверно известном готовящемся или совершенном особо тяжком преступлении — преступление небольшой тяжести.

(2) Заранее не обещанное укрывательство тяжкого или особо тяжкого преступления — преступление средней тяжести.

Примечание. Не подлежат уголовной ответственности за несообщение о преступлении и за заранее не обещанное укрывательство супруг и близкие родственники лица, совершившего преступление. Не подлежит уголовной ответственности также священнослужитель за несообщение о преступлении, ставшем ему известным на исповеди.

Читайте так же:  Документы для постановки на учёт автомобиля
>
Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности
Содержание
Модельный Уголовный кодекс для государств — участников СНГ (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств -.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Прикосновенность к преступлению

Прикосновенность к преступлению есть деятельность, связанная с преступлением другого лица, но в отличие от соучастия не содействовавшая ему и не стоящая в причинной связи с преступным результатом. При определенных условиях такая деятельность является общественно опасной, хотя степень этой опасности значительно ниже, чем при соучастии. Поэтому в отличие от соучастия, наказуемого во всех случаях, прикосновенность к преступлению наказуема только в случаях, указанных в законе. Прикосновенность к преступлению может выразиться в заранее не обещанном укрывательстве, недоносительстве и попустительстве.

Заранее обещанное укрывательство как деятельность, содействовавшую совершению преступления и стоящую в причинной связи с преступным результатом, закон относит к соучастию (ч.6 ст.16 УК). Заранее не обещанное укрывательство как форма прикосновенности к преступлению в соответствии с ч.1 ст.405 УК влечет уголовную ответственность если укрывается лицо, совершившее тяжкое преступление, а равно укрываются орудия и средства совершения этого преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, либо за совершение тех же деяний в отношении особо тяжкого преступления (ч.2 ст.405 УК).

В остальных случаях заранее не обещанное укрывательство не является преступлением.

Заранее не обещанное укрывательство с объективной стороны выражается в активном поведении лица по сокрытию преступника, орудий и средств совершения преступления, следов преступления либо предметов, добытых преступным путем. Таким поведением может быть: предоставление преступнику места для укрытия, содействие преступнику в изменении его внешнего вида, в уничтожении пятен крови, в предоставлении преступнику подложных документов и средств к побегу, закапывание трупа и т.п. действия. Укрывательство считается оконченным с момента совершения указанных деяний. Для уголовной ответственности безразлично, когда совершено укрывательство — сразу же после совершения преступления или спустя какое-то время.

С субъективной стороны укрывательство всегда деятельность умышленная: укрыватель сознает, какое преступление совершено; сознает общественно опасных характер своих действий, направленных на укрывательство, предвидит, что в результате его деяний виновный может уйти от ответственности и желает этого. Мотивы действий укрывателя могут быть различными. Для квалификации преступления они безразличны и учитываются только при определении наказания. Лицо, не сознающее, что оказывает содействие преступнику, не может нести ответственности за укрывательство.

Недонесение— это несообщение о достоверно известном готовящемся или совершенном тяжком или особо тяжком преступлении, а равно несообщение о достоверно известном лице, совершившем преступление, или о месте его нахождения.

Согласно ст.406 УК недонесение влечет уголовную ответственность только в случаях совершения лицом тяжкого или особо тяжкого преступления или готовящемся таком преступлении.

С объективной стороны недонесение всегда бездействие, выраженное в невыполнении возложенной законом обязанности сообщить органам власти о достоверно известном готовящемся или совершенном тяжком или особо тяжком преступлении, либо лице, его совершившем. Обязанность гражданина сообщить о преступлении считается выполненной, если он сообщил об этом органам правосудия либо иным государственным органам или общественным организациям, которые обязаны передать эти сведения соответствующим органам.

Для привлечения лица к уголовной ответственности за недоносительство необходимо доказать, что виновный не только не сообщил, но и имел реальную возможность сообщить о готовящемся или совершенном преступлении либо лице, его совершившим, но не воспользовался этой возможностью. Закон не устанавливает сроков, в течение которых лицо обязано сообщить о преступлении. Оно должно это сделать до того, когда органам власти стало известно о готовящемся или совершенном преступлении.

С субъективной стороны недоносительство всегда совершается умышленно: виновный знает, во-первых, о характере преступления, о котором он не доносит и о лице, его совершившим, во-вторых, о том, что это преступление готовится, совершается или уже совершено, в-третьих, предвидит, что в результате недонесения преступление может быть не раскрыто, преступник не задержан, и желает этого. Причем виновный достоверно знает о преступлении и преступнике, то есть знает на основании данных, не вызывающих сомнений (сам наблюдал преступное деяние, знает о нем со слов участников преступления и т.п.).

Недоносительство, даже если оно обещано заранее, не является соучастием в преступлении. Не подлежат уголовной ответственности за недонесение члены семьи и близкие родственники лица, совершившего преступление, а также священнослужитель, узнавший о преступлении на исповеди (примечание к ст.406 УК).

Попустительство — это невоспрепятствование совершению преступления в случае, когда у лица была возможность принять меры для предотвращения его. УК не содержит каких-либо постановлений о попустительстве. Поскольку на гражданах не лежит правовая обязанность воспрепятствовать совершению преступления, воспрепятствование ему по общему правилу не влечет за собой уголовной ответственности. Попустительство отдельных граждан совершению некоторых тяжких или особо тяжких преступлений может повлечь за собой при соответствующих условиях ответственность за недоносительство. Невоспрепятствование совершению преступления со стороны должностных лиц, на которых лежит такая обязанность, образует состав должностного преступления.

С объективной стороны уголовно наказуемое попустительство характеризуется бездействием, когда виновный не воспрепятствует совершению преступления, в то время как обязан был и имел возможность воспрепятствовать.

С субъективной стороны уголовно наказуемое попустительство может быть совершено только умышленно. Попустительство, заранее обещанное исполнителю со стороны лица, обязанного воспрепятствовать совершению преступления, является соучастием в преступлении (пособничеством), так как превращается в одно из условий совершения преступления исполнителем и состоит в причинной связи с преступным результатом.

Литература

Бушуев И.А.

Ответственность за укрывательство преступлений и недоносительство. — М., 1965; Баймурзин Г.И. Ответственность за прикосновенность к преступлению. — Алма-Ата, 1968; Бурчак Ф.Г. Соучастник: социальные, криминологические и правовые проблемы. — Киев, 1968; Бурчак Ф.Г. Учение о соучастии по советскому уголовному праву. — Киев, 1969; Тельнов П.Ф. Ответственность за соучастие в преступлении (Общие вопросы). — Калинин, 1975; Джекебаев У.С.,Вайсберг Л.М., Судакова Р.Н. Соучастие в преступлении (Криминологические и уголовно-правовые проблемы). — Алма-Ата, 1981; Организованная преступность. Проблемы, дискуссии, предложения. — М., 1989; Организованная преступность — 2. Проблемы, дискуссии, предложения. — М., 1993; Барков А. Правовая оценка групповых преступлений // Судовы веснiк. — 1997. — № 1; Ковалев М.И. Соучастие в преступлении. — Екатеринбург, 1999.

Читайте так же:  Что делать, если страховая компания занизила компенсацию по страховке осаго

Глава 13
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Несообщение о преступлении (cт. 205.6 УК).

Объективная сторона преступления характеризуется бездействием, выражающимся в несообщении в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщение о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных ст. 205—205 5 , 206, 208, 211, 220, 221, 211-21% 360 и 361 УК.

Уголовно наказуемым несообщение о преступлении является только в случае, если лицо не сообщило о готовящемся, совершаемом или совершенном другим лицом (лицами) хотя бы одном из вышеуказанных преступлений в срок, в течение которого оно могло известить об этом органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении. Досшо- верно известными признаются такие сведения, которые получены из источников, не вызывающих сомнения в их истинности (например, лицо являлось очевидцем совершенного преступления, получило соответствующие сведения из документов и т.п.). Если сообщение о преступлении не было сделано по уважительным причинам (болезнь лица, стихийное бедствие и т.п.), ответственность исключается.

[1]

Субъект — вменяемое лицо, достигшее 14 лет.

Субъективная сторона — прямой умысел.

В соответствии с примечанием к ст. 205 6 УК лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

В России хотят ввести уголовную ответственность для тех, кто не сообщает о преступлениях

В Государственную думу РФ внесен законопроект, по которому за несообщение о преступлении грозит срок.

Инициатором поправок стал депутат Евгений Марченко из Санкт-Петербурга. Он предлагает ввести ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать информацию о готовящемся преступлении, о лице, которое по достоверно известным данным готовит, совершает или совершило убийство двух и более лиц. А также сделало это общеопасным способом или по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

В предложении депутата есть исключения. Это в первую очередь касается близких людей преступника. Их, согласно законопроекту, привлекать к ответственности не планируется.

Автор документа предлагает штрафовать «молчунов» или наказывать их принудительными работами на срок до одного года, или же лишать свободы на тот же годичный срок.

Стоит подчеркнуть, что в Уголовном кодексе РФ уже предусмотрено наказание за несообщение о преступлении. Но имеются в виду преступления, перечисленные в статьях 205−205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ. Все они касаются преступлений против общественной безопасности. В основном речь идет о преступлениях террористической направленности.

Разработчик проекта положительно оценивает, как говорят юристы, криминализацию такого молчания, но считает необходимым расширить круг преступлений, за несообщение о которых может наступить уголовная ответственность.

В Госдуму внесен проект о дополнительной ответственности за несообщение о преступлениях

В Госдуму внесен законопроект о введении дополнительной ответственности за «несообщение о преступлениях против жизни». Член думского комитета по государственному строительству Евгений Марченко предложил дополнить соответствующую статью 31 Уголовного кодекса.

В пояснительной записке к опубликованному в электронной базе Госдумы законопроекту указано, что новая статья — 316.1 «Несообщение о преступлениях против жизни при отягчающих обстоятельствах» — нацелена на уменьшение уровня «латентной преступности в РФ и восполнение правовых пробелов, оставшихся после введения в УК РФ статьи 205.6». Возможная санкция по этой статье — штраф до 100 тыс. руб., до года принудительных работ или до года лишения свободы.

«Во вводимой статье будет установлена ответственность за несообщение о готовящихся особо тяжких преступлениях: убийстве двух или более лиц; убийстве, совершенном общеопасным способом; убийстве по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы»,— говорится в документе.

Напомним, ст. 205.6 (несообщение о преступлении) предусматривает ответственность за несообщение о ряде преступлений против общественной безопасности (теракт, содействие терроризму и его оправдание), против конституционного строя (захват власти и мятеж) и против мира и безопасности человечества (международный терроризм).

Ответственность за несообщение о преступлении, свидетелем которого стал

Есть ли нормативный документ, который обязывает должностное лицо, имеющее специальное звание (инспектор технадзора), сообщить в правоохранительные органы о преступлении, свидетелем которого был? Предусмотрена ли за это ответственность?

Уголовная ответственность за несообщение о преступлении предусмотрена ст. 205.6 Уголовного кодекса РФ.

При этом уголовная ответственность наступает за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277-279, 360 и 361 УК РФ.

Следовательно, физические лица, в том числе находящиеся на должности инспектора технадзора, могут быть привлечены к уголовной ответственности за несообщение о преступлениях, приведенных в ст. 205.6 УК РФ, когда им было достоверно известно о совершении хотя бы одного из преступлений.

[3]

За несообщение о других преступлениях, не указанных в ст. 205.6 УК РФ, уголовная ответственность не наступает.

Поэтому сообщение о совершенных других преступлениях, свидетелем которого стало физическое лицо, это его право, а не обязанность. Кроме этого, лицо, сообщившее о преступлении, предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ.

Таким образом, в изложенной ситуации должностное лицо, так же как и другое физическое лицо, может быть привлечено к уголовной ответственности за несообщение о совершенном преступлении, перечень которых приведен в ст. 205.6 УК РФ, и только, если имеются достоверно известные сведения об этом.

За несообщение о преступлении введут уголовную ответственность

Законодатели решили подправить Уголовный кодекс РФ ради тех, кто знает про готовящееся преступление, но считает, что его «хата с краю».

Читайте так же:  Замена водительских прав через мфц, пошаговая инструкция

За несообщение о преступлениях «против жизни при отягчающих обстоятельствах» могут установить уголовную ответственность. Об этом говорится в законопроекте, который уже внесен в Госдуму. Он предусматривает дополнение Уголовного кодекса соответствующей новой статьей.

Инициатором таких поправок выступил депутат Евгений Марченко из Санкт-Петербурга.

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, что же предлагает законодатель?

Он предлагает ввести ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать информацию о готовящемся преступлении, о лице, которое по достоверно известным данным готовит, совершает или совершило убийство двух и более лиц. А также сделало это общеопасным способом или по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. В предложении есть исключения.

Они предусмотрены для самых близких к преступнику людей. Это, в первую очередь, супруг или близкие родственники преступника. По предложению разработчика законопроекта — их привлекать к ответственности за несообщение о готовящемся или совершенном преступлении не планируется.

Остальным промолчать или закрыть глаза на подготовку злодейства обойдется дорого.

Так, только штраф за несообщение о готовящемся страшном преступлении предложен до 100 тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

Но на этом шкала наказаний не заканчивается. «Молчунам» могут дать принудительные работы на срок до одного года. Максимально можно получить лишение свободы на тот же годичный срок.

«Молчунам» могут присудить принудительные работы на срок до года. Или лишение свободы на тот же срок

Надо подчеркнуть, что предлагаемая норма составлена по аналогии с уже действующей в отечественном Уголовном кодексе РФ статьи 205.6.

В этой статье прописано наказание за несообщение «в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении» гражданина, которому абсолютно точно известно, что кто-то готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, перечисленных в статьях 205-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса РФ.

Все перечисленные статьи из раздела Уголовного кодекса, касаются преступлений против общественной безопасности. В основном — преступлений террористической направленности.

Разработчик проекта положительно оценивает, как говорят юристы, криминализацию такого молчания, но считает необходимым расширить круг преступлений, за несообщение о которых может наступить уголовная ответственность.

Это, по мнению автора, позволит уменьшить уровень латентной преступности в России и восполнить правовые пробелы, оставшиеся после введения в 2016 году в УК РФ ст. 205.6. А еще Марченко предлагает скорректировать название статьи 205.6, уточнив в нем, что речь идет именно о террористических преступлениях.

О порядке привлечения к административной ответственности

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения. Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Читайте так же:  Какие права есть у ребенка в зависимости от его возраста

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении

.

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ.

Сокрытие преступления – состав преступления и ответственность

Нередко у преступников оказываются помощники, которую своими действиями затрудняют работу правоохранительных органов. В частности, они могут скрывать следы преступления или помогать скрыться самому преступнику. Уголовный кодекс РФ содержит 316 статью, которая наказывает за подобные действия. Однако, далеко не все действия по сокрытию преступлений чётко описаны в законе.

Особенности деяния

Из-за того, что при множестве способов скрыть преступление, в УК предусмотрена только одна статья за подобные действия, то на практике возникает много спорных ситуаций.

Что говорит о сокрытии преступления статья 316 УК РФ

Данная норма закона наказывает за незапланированное сокрытие особо тяжких преступлений. При этом наказание не применяется к близким родственникам преступника.

Важный критерий квалификации – активные действия по сокрытию улик или преступника. Если действия такими не будут признаны, то и ответственность по 316 статье назначена не будет.

Поскольку в этой норме УК фигурирует понятие «особо тяжких преступлений», то круг сужается только до тех нарушений закона, за которые уголовное право предполагает наказание не менее 10 лет лишения свободы.

Также есть нюанс, связанный с понятием укрывательства преступления. В 316-й статье это понятие не дано, поэтому юристы ссылаются на комментарий к 5 части 33 статьи УК о пособничестве в совершении преступления, а именно обещании скрыть преступника, следы или добытые им в ходе преступления вещи. Отличие этой трактовки от 316 статьи в том, что в ней идёт речь о запланированном (обещанном) сокрытии в то время, как в статье 316 о незапланированном. Но на практике нередко эти статьи применяются вместе.

Субъект преступления и лица, которые не могут им быть

Наказан за сокрытие преступления может быть любой дееспособный гражданин не младше 16 лет. Но есть исключение – близкие родственники преступника. Их нельзя наказать, так как закон не обязывает родственников свидетельствовать друг против друга. Но в то же время закон должны исполнять все граждане страны. Это противоречие и было разрешено с помощью данного исключения в статье 316.

Читайте так же:  Плюсы и минусы срочного трудового договора

Важно учитывать, что перечень близких родственников строго определён. К ним относятся дети, родители, бабушки, дедушки, внуки и супруги. При этом супруги должны жить в официальном браке. Сожителей от ответственности за сокрытие преступления не освободят. Хотя среди юристов есть немало сторонников уравнения сожителей и супругов в данном контексте.

Нормы законодательства

Сказанное ранее показывает, что в квалификации сокрытия преступлений есть немало нюансов:

  • Отсутствие какой-либо ответственности за сокрытие тяжких и средних преступлений.
  • Отсутствие отдельного наказания за сокрытие преступлений сотрудниками следственных органов. На практике к ним применяют статью 286 – превышение должностных полномочий. Но это всё же совсем иная квалификация их действий.
  • Сложность разграничения понятий пособничество и укрывательство. Для этого нужно точно доказать факт предварительного сговора, либо его отсутствие, что не всегда возможно.

Кроме этого, под 316 статью УК подпадают именно активные действия по сокрытию преступления. Если человек просто не сообщил о преступлении, то его действия не могут быть квалифицированы по данной статье.

Помимо 316-й статьи, в УК были внесены поправки в рамках «пакета Яровой». Одной из низ стала статья 205.6 «Несообщение о преступлении». Суть этой статьи в том, что достаточно не сообщить о преступлениях, квалифицируемых по статьям 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ. Главным образом статья призвана ужесточить ответственность за пособничество террористам. Но пока не совсем ясно, как она будет применяться на практике.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 332-54-12

Бесплатная горячая линия по всей России:
88006003901

Заявление о сокрытии преступления

Любое заявление о нарушении закона нужно подавать в прокуратуру или полицию. Заявление о сокрытии преступления не является исключением. Оно составляется по стандартной форме таких документов:

  • «Шапка» с данными адресата и заявителя.
  • Название заявления.
  • Описание сути произошедшего.
  • Дата и подпись заявителя.

Если в сокрытии преступления обвиняют следователя, то заявление нужно подавать начальнику следственной комиссии.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 316

Обычно по данной статье судят за помощь в сокрытии трупа. Но нужно помнить, что и любые действия по сокрытию орудий преступления, автомобиля, который использовали в ходе преступления, и иных улик также подпадает под действие этой статьи. Наказанием обычно становится штраф или условный срок, но суд может применить и реальное лишение свободы. Обычно учитывается активность и роль виновного в сокрытии.

Что чаще всего является отягчающими и смягчающими обстоятельствами

Смягчающим обстоятельством может быть признано отсутствие умысла и незапланированное сокрытие преступления. В этом случае статью 316 могут и вовсе не применить.

Отягчающим будет любое косвенное участие в преступление, запланированная помощь в его сокрытии, несмотря на понимание того, что данное преступление относится к особо тяжким.

Квалификация преступления

Для квалификации важно соответствия содеянного:

  • понятию укрывательства (сокрытие самого преступления, его оружий, средств, следов и предметов, добытых преступником предметов);
  • активным действиям;
  • незапланированному и не обещанному характеру.

При этом немало преступлений подпадает под другие статьи УК. В случае, когда они ими исчерпываются, статья 316 не применяется. К таким преступлениям относятся отмывание денег (статья 174), продажа и покупка краденого (статья 175) и другие. Бывают также случаи квалификации преступлений по нескольким статьям, включая 316-ю.

Например, незаконный оборот драгоценных металлов (191 статья), радиоактивных веществ (220), оружия (221), наркотиков (228) и т.д. В перечень действий, наказываемых по данным статьям, может входить и хранение данных предметов. Соответственно, если человек хранит эти вещи преступника, то он может быть привлечён и по данным статьям, и по статье 316 за сокрытие вещей, добытых преступным путём.

Ответственность по статье

Как уже было сказано к ответственности за сокрытие преступления привлекут только в случае, если преступление было особо тяжким и скрывший его не является близким родственником преступника, а также действовал активно. В этом случае статья 316 УК РФ допускает несколько видов наказания:

  • Штраф до 200 тысяч рублей или изъятие дохода в течение полутора лет.
  • Арест на 3-6 месяцев.
  • Лишение свободы до 2 лет.

Наказание может быть весьма суровым, поэтому нужно понимать, когда действия в отношении преступника могут привести к таким последствиям.

Можно ли доказать невиновность?

Невиновность по статье 316 можно доказать только при условии отсутствия запланированной умышленной помощи преступнику. То есть если обвиняемый сможет представить однозначные доказательства того, что он не знал о преступлении, то обвинение по 316 статье с него будет снято.

Видео (кликните для воспроизведения).

Такие ситуации на практике бывают. Например, преступник попросил у друга пожить несколько дней, не сообщив ему о том, что скрывается. Если обстоятельства дела будут доказаны, то другу, впустившему преступника на ночлег, ответственность грозить не будет. Но часто очень сложно доказать отсутствие сговора при сокрытии преступления.

Источники


  1. Салыгина, Е. С. Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской организации / Е.С. Салыгина. — М.: Статут, 2013. — 192 c.

  2. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.

  3. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
  4. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.
  5. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.
Несообщение о преступлении привлечение к ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here