Опека и попечительство над несовершеннолетними

Главное по теме: "Опека и попечительство над несовершеннолетними" с точки зрения профессионалов. Предлагаем статью с комментариями и выводами.

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми

Понятие, цели и органы опеки и попечительства

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей — одна из правовых форм защиты их личных и имущественных прав и интересов, а также обеспечения их содержания, воспитания и образования.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет. Попечительство — над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Цели опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, определены в п. 1 ст. 145 СК РФ, это:

  • содержание, воспитание и образование детей;
  • защита их прав и интересов.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления: районная, городская, районная в городе администрация по месту жительства несовершеннолетнего или по месту жительства опекуна (попечителя).

Опекуны и попечители детей (ст. 146 СК РФ)

Опекунами и попечителями могут назначаться совершеннолетние дееспособные лица с учетом их личных качеств, способностей к выполнению возлагаемых на них обязанностей, взаимоотношении между ребенком и опекуном (попечителем) и отношения к ребенку членов семьи опекуна (попечителя).

По возможности, при назначении опекунов и попечителей учитывается желание ребенка.

Опекуны и попечители могут быть назначены только с их согласия. Согласие выражается в заявлении в органы опеки и попечительства.

Опекун (попечитель) назначается в течение месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о том, что ребенок остался без попечения родителей, постановлением главы местной администрации по месту жительства подопечного или опекуна (попечителя).

Если в течение месяца не будет назначен опекун (попечитель), исполнение их обязанностей временно принимают на себя органы опеки и попечительства.

Закон определяет круг лиц, которые не могут быть опекунами и попечителями (ст. 146 СК РФ):

  • лица, лишенные родительских прав;
  • лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов и попечителей;
  • лица, ограниченные в родительских правах;
  • бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине;
  • лица, не способные по состоянию здоровья осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны и попечители не назначаются, их функции выполняет администрация соответствующего учреждения.

Права детей, находящихся под опекой (попечительством) (ст. 148 СК РФ).

Права детей, находящихся под опекой (попечительством), как и любых несовершеннолетних детей, подразделяются на личные и имущественные. К личным правам относятся:

  • право на воспитание в семье опекуна (попечителя);
  • право на заботу со стороны опекуна (попечителя);
  • право на совместное проживание с опекуном (попечителем). При достижении подопечным 16 лет органы опеки и попечительства могут разрешить раздельное проживание, если это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного;
  • право на обеспечение условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважения человеческого достоинства. При этом опекун (попечитель) не обязан содержать подопечного за счет своих средств, он лишь обеспечивает условия содержания за счет средств, причитающихся подопечному;
  • право на общение с родителями и другими родственниками, если родители не лишены родительских прав. При ограничении родительских прав опекуны (попечители) вправе не допускать общения родителей с ребенком, если такое общение противоречит интересам ребенка;
  • право выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы;
  • право на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).

К имущественным правам детей, находящихся под опекой (попечительством), относятся:

  • право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
  • сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением;
  • право на получение вне очереди жилого помещения по окончании пребывания у опекунов (попечителей), если ранее у подопечного не было жилого помещения на праве собственности или в пользовании;
  • право собственности на доходы, полученные подопечным; на имущество, полученное в дар, по наследству; на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;
  • право распоряжения имуществом, находящимся в собственности ребенка в соответствии со ст. 26 и 28 ГК РФ.

Права и обязанности опекуна (попечителя)

Личные права и обязанности опекунов и попечителей, предусмотренные СК РФ по существу совпадают с правами и обязанностями родителей в отношении своих несовершеннолетних детей.

Помимо этого, ряд прав и обязанностей опекунов и попечителей предусмотрены в ст. 36-38 ГК РФ:

  • опекуны и попечители несовершеннолетних обязаны проживать совместно с ними (раздельное проживание возможно только с разрешения органа опеки и попечительства при достижении подопечным 16 лет);
  • опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства;
  • опекуны (попечители) могут расходовать доходы подопечного только с согласия органов опеки и попечительства, за исключением средств, необходимых для содержания подопечного;
  • без предварительного согласия органов опеки и попечительства опекуны не вправе совершать, а попечители давать согласие на совершение сделок с имуществом подопечного, если они влекут уменьшение или ухудшение этого имущества;
  • опекуны (попечители), их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки со своими подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в дар или безвозмездное пользование.

У опекунов и попечителей не возникает имущественных прав в отношении имущества подопечного и права пользования жилым помещением, находящимся в собственности или пользовании подопечного, не возникает у них и обязанностей по содержанию подопечного за свой счет.

Обязанности по опеке и попечительству выполняются безвозмездно.

Прекращение опеки и попечительства

Прекращение опеки и попечительства возможно по трем основаниям:

  • при достижении подопечным определенного возраста: опека прекращается при достижении ребенком 14 лет, при этом она автоматически переходит в попечительство. Попечительство прекращается при достижении совершеннолетия либо при возникновении полной дееспособности ранее 18 лет.
  • при освобождении от обязанностей опекуна или попечителя. Это возможно при возвращении ребенка родителям; при усыновлении или помещении в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения; по личной просьбе опекуна (попечителя) при наличии уважительных причин;
  • при отстранении опекуна (попечителя) от выполнения обязанностей. Это возможно, если опекун (попечитель) исполняет свои обязанности ненадлежащим образом, использует опеку (попечительство) в корыстных целях, оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи.

Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения обязанностей производится на основании постановления главы местной администрации.

Как выбрать форму опеки над ребенком

1. Что такое опека и попечительство?

Опека — форма устройства в семью детей, не достигших 14 лет, попечительство устанавливается над детьми от 14 до 18 лет. Чаще всего принятие ребенка в семью осуществляется на безвозмездной основе. Как правило, у одного ребенка может быть только один опекун (попечитель). Он является законным представителем ребенка и совершает от его имени и в его интересах все юридически значимые действия. Имуществом подопечного опекун (попечитель) распоряжаться не может.

Читайте так же:  Расчет пенсии по баллам

2. Что такое приемная семья?

Приемная семья — это вид опеки и попечительства над ребенком на возмездной основе. Приемных родителей может быть двое. Они обладают теми же правами и обязанностями, что и опекуны и попечители. За редким исключением в приемной семье не может быть больше восьми детей, считая кровных и усыновленных.

3. Что такое патронатное воспитание?

Патронатное воспитание — вид опеки и попечительства над ребенком, который существует не во всех регионах России. Применяется только тогда, когда устройство ребенка в семью другими способами невозможно. Договор о патронатном воспитании заключается не менее чем на три месяца и не более чем на год на возмездной основе. В воспитании ребенка в этом случае также участвует специальная организация по сопровождению семьи, которая оказывает психологическую и юридическую помощь как патронатным воспитателям, так и детям.

В Москве, чтобы заключить договор о патронатном воспитании, и ребенок, и воспитатель должны иметь постоянную московскую регистрацию.

Глава 20. Опека и попечительство над детьми (ст.ст. 145 — 150)

Глава 20. Опека и попечительство над детьми

Об опеке и попечительстве см. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ

Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан см. постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423

Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних см. письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06

>
Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей
Содержание
Семейный кодекс (СК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

усыновите.ру

Опека (попечительство)

Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Опека (попечительство) над несовершеннолетними устанавливается также в целях их воспитания и образования.

Опекун осуществляет контроль за сохранением и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Устройство детей под опеку (попечительство) не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

24 Октября 2019

21-22 ноября 2019 года Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ» (Центр ГРАНИ) при участии Национального фонда защиты детей от жестокого обращения проводит методический семинар для методистов школ приёмных родителей по вопросам финансовой грамотности приёмных родителей.

24 Сентября 2019

Семья с приемным ребенком — достаточно хрупкая «конструкция», и в ней проблема иерархии встает особенно остро.

05 Сентября 2019

Жители Мурманской области, усыновившие ребенка, получат 121 тысячу рублей

13 Августа 2019

Министерство труда подготовило проект приказа о внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячных выплат при рождении первого и (или) второго ребенка, сообщает «Парламентская газета».

Опека (попечительство) над несовершеннолетними

Опека и попечительство явля­ются межотраслевыми институтами. Большинство норм об опеке (попечи­тельстве) содержится в Гражданском кодексе (ст.ст. 31-40), которые приме­няются в том числе и к опеке (попечительству) над детьми.

Опека (попечительство) в семейном праве представляет собой форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержа­ния, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Над детьми в возрасте до 14 лет устанавливается опека, в возрасте от 14 до 18 лет — попечительство.

Назначение опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Правовое положение органов опеки и попечительства регулируется актами субъектов Российской Федера­ции. Ст. 146 Семейного кодекса предусматривает требования к опеку­нам (попечителям), которые во многом идентичны требованиям к усынови­телям. В обязанности опекунов (попечителей) входит проживание с ребенком одной семьей. При достижении ребенком 16 лет ему может быть разрешено проживание отдельно, если это необходимо для получения образования или связано с работой.

Права и обязанности опекунов (попечителей) во многом сходны с ро­дительскими. Отличие опеки от родительских правоотношений состоит в том, что опека осуществляется под контролем органа опеки и попечительства, а на содержа­ние ребенка опекуну (попечителю) государством ежемесячно выплачивают­ся денежные средства. Опекуны обязаны представлять отчет об использовании денежных средств на ребенка органу опеки и попечительства. Не существует алимент­ных обязательств между опекунами и попечителями, а также наследственно­го правопреемства по закону.

Читайте так же:  Какой штраф за просроченные права денежное взыскание и срок действия прав

Дети, находящиеся под опекой сохраняют право на получение алимен­тов, пенсий, пособий и других социальных выплат, право собственности или право пользования жилым помещением, защиту от злоупотреблений со сто­роны опекуна (попечителя), а также право на общение со своими родствен­никами.

Прекращение опеки и попечительства происходит по достижении ре­бенком возраста соответственно 14 и 18 лет, эмансипации ребенка, смерти опекуна (попечителя) или подопечного, а также в форме освобождения от обязанности опекуна (попечителя) или отстранения от их выполнения, что предусмотрено ст. 39 Гражданского кодекса.

Основаниями для освобождения опекуна (попечителя) от выполнения своих обязанностей:

1) возвращения несовершеннолетнего родителям,

3) помещение подопечного в соответствующее детское учреждение. В этом случае опекун (попечитель) освобождается от исполнения обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного,

4) уважительные причины (болезнь, изменение имущественного положе­ния, отсутствие взаимопонимания с подопечным и др.)

Отстранение опекунов (попечителей) производится в случаях ненад­лежащего выполнения опекуном (попечителем) лежащих на нем обязанно­стей, в том числе при использовании опеки (попечительства) в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи.

4) Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9382 —

| 7307 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми

Институт опеки и попечительства носит комплексный характер, поскольку он включает в себя нормы гражданского права, касающегося законного представительства лиц, не имеющих дееспособности, либо ограниченных в ней, а также административно-правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие между опекунами и попечителями и органами опеки и попечительства. Что же касается семейного права, то оно регулирует отношения, возникающие между опекунами и попечителями и несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей.

Целью опеки и попечительства над такими детьми является их содержание, воспитание и образование, а также защита их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми от 14 до 18 лет.

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми — это форма воспитания детей в семье. Поэтому опекун, как и попечитель, обязаны проживать со своими подопечными и выполнять те обязанности, которые лежат на родителях детей. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав подопечных. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

Опека и попечительство устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, т.е. в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их родительских прав, признании родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми устанавливается, а конкретный опекун или попечитель назначается постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, нуждающегося в опеке и попечительстве, или по месту жительства опекуна (попечителя). Осуществление ряда действий по опеке и попечительству (обследование условий, в которых находится лицо, нуждающееся в опеке, подыскание опекуна или попечителя, подготовка материалов для его назначения, контроль за его деятельностью и т.д.) возлагается администрацией на свои соответствующие структурные подразделения.

Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суд заинтересованными лицами.

Опекуны над несовершеннолетними моложе четырнадцати лет являются их законными представителями и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители же над подростками от 14 до 18 лет дают согласие на совершение тех сделок, которые последние не могут совершать самостоятельно.

Опекуны и попечители вправе распоряжаться доходами своего подопечного самостоятельно, если эти доходы направлены на содержание самого подопечного. Во всех остальных случаях опекуны и попечители обязаны получать предварительное разрешение органов опеки и попечительства, особенно это касается сделок, влекущих уменьшение имущества: отчуждение имущества, сдача его в наем, залог, безвозмездное пользование и т.д. Не вправе опекуны и попечители, а также их супруги и близкие родственники совершать сделки с подопечными, кроме передачи подопечному дара или предоставления ему безвозмездного пользования каким-либо имуществом.

В случае, если подопечный обладает недвижимым или ценным имуществом, которое требует специальной заботы и управления, орган опеки и попечительства может определить управляющего и заключить с ним договор о доверительном управлении таким имуществом. Из состава имущества подопечного, которое находится в ведении опекуна или попечителя, исключается имущество, переданное в доверительное управление.

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав.

Кроме юридически точных критериев дееспособности, закон установил ряд общих требований, предъявляемых к потенциальному опекуну или попечителю.

Как следует из п. 2 и 3 ст. 146 СК РФ, опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если возможно, желание самого ребенка.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

[1]

Перечень заболеваний, препятствующих осуществлению функций опекуна и попечителя, тот же, что и при усыновлении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Опекун (попечитель) вправе сам определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.

Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования. Свои обязанности по воспитанию ребенка опекуны и попечители осуществляют бесплатно.

В отличие от родителей и усыновителей опекуны и попечители не обязаны содержать своего подопечного.

Опека автоматически прекращается по достижении несовершеннолетними 14 лет, а попечительство — 18 лет. Кроме того, основанием прекращения опеки и попечительства являются: вступление в брак подопечного, не достигшего 18 лет, а также эмансипация, т.е. объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Читайте так же:  Как прекратить регистрацию тс после продажи

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство) взять в приемную семью. Утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542. СЗ РФ 1996 N 19. Ст. 2304.

Лекция 7. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми

Опека и попечительства над несовершеннолетними детьми в семейном праве «рассматриваются как способы восполнения дееспособности, защиты прав и интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей».

Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным обстоятельствам родительского попечения.

Согласно п. 1 ст. 32 ГК, опека устанавливается над малолетними, к которым п. 1 ст. 29 ГК относит детей, не достигших 14 лет.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет (п. 1 ст. 33 ГК).

Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми преследует следующие цели:

— защита личных и имущественных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

— воспитание ребенка в приемной семье лица, заменяющего родителей.

Опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка (п. 1 ст. 35 ГК) в течение месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка. Однако при наличии заслуживающих внимания обстоятельств опека (попечительство) устанавливается по месту жительства кандидата в опекуны или попечители.

Если в месячный срок не удается оформить опеку (попечительство), то исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

При установлении опеки и попечительства не требуется согласия:

— супруга будущего опекуна;

— несовершеннолетнего любого возраста (учитывается желание). Опекун (попечитель) назначается только с его согласия. Назначение опекуна (попечителя) может быть обжаловано

заинтересованными лицами в суде.

Опека прекращается по достижении малолетним подопечным 14 лет. В таких случаях опекун автоматически становится подопечным без всякого дополнительного на этот счет решения.

Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения:

— по достижении подопечным 18 лет;

— в случае вступления его в брак;

— в случае его эмансипации.

Опека и попечительство могут прекратиться вследствие:

— освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей органом опеки и попечительства;

— отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей (в случае ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей) органом опеки и попечительства. Освобождение опекуна или попечителя от выполнения обязанностей по своей правовой природе служит мерой защиты. Для его применения достаточно наличия определенных объективных обстоятельств. Наличие вины опекуна или попечителя для применения этой меры не требуется.

Отстранение опекуна или попечителя от своих обязанностей, напротив, применяется только в качестве санкции за виновное поведение. По своей правовой природе оно является мерой ответственности и влечет за собой целый ряд неблагоприятных последствий, в частности такие лица в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями.

Основанием возникновения прав и обязанностей опекуна (попечителя) является решение (постановление) органа опеки и попечительства (административный акт) о назначении опекуна (попечителя).

Права и обязанности опекуна (попечителя) ограничены по времени. Они прекращаются с достижением подопечным совершеннолетия, а также в случаях, когда несовершеннолетний вступает в брак или объявляется его эмансипация.

Основанием для прекращения прав и обязанностей опекуна (попечителя) служит также его освобождение или отстранение (в случае ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей).

Кроме того, опекун (попечитель) перестает быть обладателем этих прав, если опека (попечительство) установлена на определенный период времени, обозначенный в решении (постановлении) органа опеки и попечительства. Прекращение прав и обязанностей опекуна (попечителя) касается как личной, так и имущественной сфер жизни ребенка, находившегося под опекой.

воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

— заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

— самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства;

— выбирать, с учетом мнения ребенка, образовательное учреждение и форму обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования;

— требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (без решения суда о передаче ребенка на воспитание, решения об усыновлении, о передаче под опеку (попечительство), в приемную семью и т. п.), в том числе от близких родственников ребенка (родителей, дедушки, бабушки, братьев и сестер);

требовать возврата подопечного от родителей в случаях, если:

— они признаны недееспособными;

— лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;

— признаны ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

От воли опекуна (попечителя) зависит, привлекать или нет родителя к решению вопросов, связанных с воспитанием и образованием подопечного ребенка. Он является в подобного рода ситуации единственным законным представителем ребенка и выступает в этом качестве в отношениях с любыми физическими, юридическими лицами, в частности с учебными, медицинскими учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, в суде.

Опекун несет ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним подопечным, не достигшим 14 лет, в соответствии со ст. 1073 ГК. Причем обязанность возместить вред, причиненный малолетним (не достигшим 14 лет), не прекращается с достижением им совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п. 4 ст. 1073 ГК).

— не получает вознаграждения за выполнение принятых на себя обязательств;

— его опекунская деятельность не оплачивается, носит безвозмездный характер независимо от уровня материальной обеспеченности лица, выполняющего обязанности опекуна (попечителя).

Однако он получает на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в данном регионе для содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детском интернатном учреждении на полном государственном попечении.

Основаниями для освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей являются:

возвращение несовершеннолетнего подопечного родителям. Например, родители (один из них) возвращаются из мест лишения свободы, восстанавливают свое здоровье, меняют к лучшему свой образ жизни и т. п. Такой возврат не может быть осуществлен автоматически. При отказе родителям (одному из них) в иске опека (попечительство) сохраняется. В случае удовлетворения иска родителей (одного из них) опека (попечительство) прекращается с момента вступления решения суда в законную силу;

передача его на усыновление. В результате усыновления подопечного меняется его семейно-правовой статус, а опека (попечительство) прекращается. Выносить специальное постановление об освобождении опекуна (попечителя) при этом не требуется;

Читайте так же:  В каком случае проводится квалификационный экзамен

помещение подопечного в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и др. Если подопечный по решению органа опеки и попечительства передается сюда на полное государственное попечение, существовавшая ранее опека (попечительство) прекращается. Выполнение обязанностей опекуна (попечителя) в таких случаях возлагается на администрацию детского учреждения;

иные уважительные причины (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т. п.), препятствующие опекуну (попечителю) исполнять свои обязанности. Если уважительные причины не дают возможности должным образом осуществлять опекунские обязанности, то просьба опекуна (попечителя) об освобождении его от ранее принятых на себя обязательств подлежит удовлетворению, а опека (попечительство) прекращается на основании специального постановления органа опеки и попечительства. Если найти в таких случаях другого опекуна (попечителя) невозможно, орган опеки и попечительства призван оказать помощь в преодолении препятствий в осуществлении действующей опеки (попечительства). Освобождение опекуна или попечителя от выполнения обязанностей по своей правовой природе служит мерой защиты. Для его применения достаточно наличия определенных объективных обстоятельств. Наличие вины опекуна или попечителя для применения этой меры не требуется.

От прекращения опеки (попечительства) путем освобождения опекуна (попечителя) следует отличать его отстранение от исполнения им своих обязанностей.

Основаниями отстранения опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей являются:

— ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей;

— отсутствие — всяких усилий опекуна (попечителя), направленных на заботу о несовершеннолетнем в любых ее проявлениях, обязывает органы опеки и попечительства отстранить такого опекуна (попечителя) и вынести при этом соответствующее постановление;

— использование опеки в корыстных целях;

— оставление подопечного без надзора и необходимой помощи.

При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия неправомерного поведения опекуна (попечителя). Все равно органу опеки и попечительства следует его отстранить.

По своей правовой природе отстранение опекуна (попечителя) является мерой ответственности и влечет за собой целый ряд неблагоприятных последствий, в частности такие лица в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями.

Прекращая опеку (попечительство) в таких случаях, орган опеки и попечительства не только отстраняет опекуна (попечителя), но и вправе все имеющиеся у него материалы направить прокурору. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию подопечного ребенка, если это связано с жестоким обращением с ребенком, опекун (попечитель) может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 156 УК).

Одним из основных прав ребенка является право жить и воспитываться в семье, которая является для детей естественной средой обитания, той средой, в которой закладываются основы для естественного физического и духовного развития человека. Важно, чтобы с детства ребенок ощущал себя членом семьи, чувствовал любовь и поддержку со стороны родителей, мог доверять им, ощущая свою безопасность и защищенность. Дети, растущие в семьях, более уверены в себе, могут самостоятельно справиться с жизненными ситуациями и стрессами, правильно строить отношения в собственных семьях.

В случае невозможности возвращения ребенка в кровную семью или к его родственникам, что рассматривается специалистами органа опеки и попечительства в первую очередь, желательно подыскать ему семью, напоминающую родную в этническом и культурном плане (опека или попечительство, приемная семья). Детей, у которых нет родственников, либо усыновляют, либо помещают в государственные учреждения. Специалисты по охране прав детей отдают приоритет семейным формам воспитания перед государственными, а усыновлению — перед опекой и приемной семьей.

опека попечительство несовершеннолетний опекун законодательство

Опека и попечительство над несовершеннолетними по российскому законодательству

Вопросы правового регулирования устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеют давнюю и интересную историю. Детей содержали в приютах, устраивали в семьи усыновителей и даже передавали мастерам в услужение или в крестьянские семьи в качестве бесплатной рабочей силы. Не останавливаясь подробно на особенностях различных эпох и регионов, хотелось бы отметить лишь одно важное обстоятельство. История показывает, что само наличие беспризорных детей и проблем их устройства — тревожный симптом, свидетельствующий о нездоровье общества, упадке как экономики, так и морали, нравственности.

Российский законодатель, пытаясь решить проблему устройства детей, оставшихся без попечения родителей, всякий раз в зависимости от социально — экономических условий предпринимал попытки осуществить это намерение с максимальной эффективностью. Школы — интернаты, детские дома семейного типа, приемная семья и многое другое — все это вехи в истории отечественного семейного законодательства. Не надо быть чрезмерно проницательным, чтобы отметить в смене таких форм одну закономерность. Всякий раз государство стремится устроить детей в первую очередь за счет «внутренних резервов» общества, ибо содержание детей на полном государственном обеспечении требует огромных затрат.

Нет необходимости доказывать, что воспитание ребенка в семье является наиболее предпочтительным способом, обеспечивающим правильное формирование личности, приобщение ее к социуму. Сегодня в России почти половина детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в различных специальных учреждениях и не получают представления о том, что такое семья, близкий человек, как нужно строить свои отношения с членами семьи, каковы правила выживания в социальной среде и т.д.

[3]

За приоритет семейного воспитания ребенка выступают психология и педагогика. Однако право ребенка жить и воспитываться в семье — еще и правовой принцип. Он закреплен прежде всего в Конвенции ООН «О правах ребенка»: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Отвечая этой норме международного права, Семейный кодекс РФ закрепляет в п. 2 ст. 54 аналогичное правило: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».

Формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, согласно ст. 2 СК РФ, подлежат правовому регулированию с помощью норм семейного законодательства. Обязанности по выявлению и устройству детей возложены на органы опеки и попечительства. Закон прямо запрещает осуществление такой деятельности другими лицами, физическими или юридическими. Так, согласно ст. 5.37 КоАП РФ «незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью — влекут наложение штрафа. «. Более того, незаконная деятельность, связанная с устройством несовершеннолетних, уголовно наказуема. Так, ст. 154 УК РФ запрещает «незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений», а ст. 152 УК РФ предусматривает ответственность за еще более серьезное правонарушение — торговлю несовершеннолетними.

Однако все это не означает, что забота о выявлении нуждающихся в устройстве детей и определении их судьбы возложена только на органы опеки и попечительства. Каждый законопослушный гражданин, которому стало известно о «беспризорном» ребенке, обязан предпринять установленные законом меры. Согласно ст. 122 СК РФ «должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане» обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Таким образом, сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, должны поступать в орган опеки и попечительства от всех, кому о нем известно. В том числе такая обязанность возлагается на должностных лиц органов внутренних дел или жилищно-эксплуатационных организаций.

Читайте так же:  Законны ли требования сотрудника гибдд предоставить автомобиль

Действующее законодательство не устанавливает специального порядка подачи таких сведений, форм составляемых документов и пр. Однако это не является препятствием к исполнению соответствующими лицами своих обязанностей.

Неисполнение обязанности сообщить о беспризорном ребенке не влечет за собой ответственности того или иного должностного лица (например, участкового инспектора милиции) или гражданина. Ст. 5.36 КоАП РФ устанавливает административную ответственность, но только за нарушение порядка или сроков подачи в банк данных сведений о ребенке и только для должностных лиц тех учреждений, где находятся дети (лечебных, воспитательных и пр.), а также для должностных лиц так называемых операторов банка данных о детях и органов опеки и попечительства. Между тем эффективные правовые меры требуются на начальном этапе — этапе выявления первичной информации о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Отсутствие в законодательстве мер воздействия по отношению к должностным лицам, не исполняющим обязанность по информированию органов опеки и попечительства о безнадзорных детях, нельзя считать справедливым.

Итак, после того как сведения о ребенке тем или иным способом поступили в орган опеки и попечительства, последний в течение трех дней со дня получения сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

С этого же дня начинает течь и другой срок. В течение месяца орган опеки и попечительства обязан устроить ребенка, а если устройство не осуществлено (либо ребенок помещен не в семью, а в детское или иное учреждение), орган опеки и попечительства обязан передать сведения о ребенке в орган исполнительной власти субъекта РФ, который носит название «региональный оператор государственного банка данных о детях». Таким органом является комитет по образованию края или области, министерство образования республики, иной подобный орган, на который законодательством данного субъекта возложена обязанность осуществлять контроль за опекой и попечительством.

Порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Региональный оператор государственного банка данных о детях формирует региональный банк данных. Этому органу предоставляется для устройства ребенка один месяц, по истечении которого информация о ребенке должна быть направлена в Министерство образования РФ (в федеральный банк данных о детях). При этом передача сведений о ребенке в соответствующий информационный банк не снимает с органа опеки и попечительства и с органа исполнительной власти субъекта РФ обязанностей продолжать меры по устройству ребенка и не прекращает прав данных органов на использование таких сведений. Доступ граждан, желающих принять детей на воспитание, к информации о детях, оставшихся без попечения родителей, возможен при соблюдении условий, указанных в Законе (заполнение анкеты и пр.).

Все действия, предпринимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, подчинены единой цели — наиболее благоприятным для ребенка способом определить его судьбу. Причем на каждом из этапов соответствующие органы стоят перед выбором оптимального способа устройства ребенка.

Согласно ст. 123 СК РФ «дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности — в учреждения для детей — сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации».

Таким образом, действующее законодательство предусматривает четыре основные формы устройства детей:

  • 1. Усыновление
  • 2. Передача под опеку или попечительство
  • 3. Передача в приемную семью
  • 4. Помещение в специальное учреждение

Кроме того, федеральное законодательство разрешает субъекту РФ на своей территории дополнительно вводить иные формы устройства детей, помимо перечисленных.

Следует заметить, что такое положение согласуется, во-первых, с правилом подпункта к) пункта 1 статьи 72 Конституции РФ, согласно которому семейное законодательство находится в совместном ведении России и ее субъектов. Во-вторых, возможность создавать собственное семейное законодательство предоставлена субъектам России самим Семейным кодексом РФ (ст. 3). При этом субъект РФ вправе принимать какие-либо акты по вопросам, не предусмотренным СК РФ, либо по тем вопросам, которые Кодекс специально относит к компетенции субъекта.

В данном случае Семейный кодекс РФ предоставляет субъекту РФ право «изобрести» и внедрить свою собственную форму (или несколько форм) устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Заметим, однако, что не все отношения, возникающие в таких случаях, могут быть урегулированы законодательством субъекта РФ, поскольку многие из них будут иметь гражданско-правовую природу, что означает, в свою очередь, применение к ним исключительно федерального законодательства (п. о) статьи 71 Конституции РФ.

[2]

Выбор той или иной формы устройства ребенка возлагается непосредственно на орган опеки и попечительства. Критерии такого выбора не установлены ни законом, ни подзаконными актами. Семейный кодекс лишь указывает (п. 1 ст. 123), что при устройстве ребенка должны учитываться: «его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании».

Видео (кликните для воспроизведения).

В современных условиях органы опеки и попечительства не имеют реальной возможности выбирать между тем или иным способом, что само по себе, безусловно, не может не сказаться на интересах детей крайне отрицательно. Известно, что лица, желающие усыновить ребенка, в большинстве случаев хотят найти ребенка новорожденного или хотя бы не достигшего возраста одного года. В то же время дети старшего возраста, а также дети, страдающие тяжелыми заболеваниями, практически не имеют шансов обрести усыновителей. Не всегда есть и возможность назначить ребенку опекуна или попечителя.

Источники


  1. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2014. — 885 c.

  2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.

  3. Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.
  4. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.
  5. Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.
Опека и попечительство над несовершеннолетними
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here