Особенности движения по грунтовой дороге

Главное по теме: "Особенности движения по грунтовой дороге" с точки зрения профессионалов. Предлагаем статью с комментариями и выводами.

Название книги

Грузовые автомобили. Безопасность движения при вождении автомобиля в разных условиях

Мельников Илья

Особенности вождения автомобиля по грунтовым дорогам

Общих правил движения по таким дорогам не существует, все зависит от состава почвы и от климатических условий. При сухой погоде, грунтовые дороги пригодны для движения автомобилей обычной проходимости, хотя поднимающаяся пыль, проникает в кабину и затрудняет дыхание водителя и оказывает отрицательное движение на зрительные органы, а также на работу механизмов машины.

При увлажненной почве, грунт размокает и оказывает дополнительное сопротивление движению, а также ухудшается сцепление колес автомобиля с дорожным покрытием. Может возникнуть ситуация, когда сцепление правого и левого колеса с дорожным грунтом будет различное, возникнет возможность заноса или сползание автомобиля в кювет. Поэтому при движении по таким дорогам нужно быть предельно внимательным и владеть особыми приемами вождения, а также иметь сподручные технические средства, повышающие проходимость автомобиля.

1. Если на пути движения попадаются глинистые места или же черноземные участки почвы, преодолевать их нужно на пониженной передаче с небольшой скоростью, равномерно, без торможений, остановок и ускорений.

2. На увлажненных глинистых участках глина в колее размокает на большую глубину, забивает грунтозацепы протектора и тем самым не обеспечивает достаточного сцеления колес с дорогой, что приводит к их буксованию. По мере возможности старайтесь такие участки объезжать.

3. При движении по колее, следует учитывать ее глубину и плотность грунта. Если колея неглубокая, движение всегда следует направлять по ней, так как под слоем жидкой грязи находится уплотненный укатанный грунт. При глубокой колее, больше чем глубина дорожного просвета автомобиля, он может зависнуть. Выезжать из колеи следует на сухом участке дороги, предварительно расчистив дорогу (прорыть канавки по направлению движения колес), при необходимости положить под колеса ветки, доски и т.д.

4. Различные по составу почвы следует преодолевать с постоянной скоростью, не снижая ее, чтобы избежать пробуксовок или полной остановки автомобиля.

5. Если по пути движения по грунтовой дороге, попадается лужа, необходимо ее обследовать: глубину, наличие ям, камней и т.д, а также определить состав почвы. Если грунт под лужей мягкий – лучше такой участок объехать.

[1]

6. Если длина участка дороги с мягким грунтом меньше, чем длина автомобиля, следует преодолевать его с разгона. Чтобы автомобиль на наклонном участке дороги не сполз в кювет, осуществлять движение следует по обочине дороги или гребню дороги на горизонтальном участке. Если не удалось удержать автомобиль от скольжения, необходимо плавно остановить машину, а затем задним ходом выехать на середину дороги.

7. При движении автомобиля по пашне, водитель должен вести автомобиль вдоль борозны или же под острым углом к борозде на пониженной передаче. Рулевое колесо следует удерживать с большим усилием, чем при движению по дороге, из – за передачи дополнительных усилий на колесо, при проезде борозды левыми и правыми колесами.

8. Двигаться по мокрой пашне следует на пониженной передаче, не допуская буксования колес, поддерживая среднюю частоту вращения коленчатого вала.

9. При буксовании автомобиля следует применять такие приемы как: разгон, раскачивание автомобиля, подсыпания щебня, песка, противобуксаторы, лебедку, притормаживание.

10. Притормаживание следует применять в том случае, если водитель чувствует, что забуксовали колеса с одной стороны автомобиля. Притормаживание дает эффект только в том случае, если колеса незначительно погрузились в грунт. Если такой прием не приводит к положительному результату, нужно прекратить буксование и прибегнуть к другому способу.

11. Небольшой участок с мягким грунтом нужно преодолевать с разгона, предварительно выехав задним ходом на сухой твердый участок дороги. Иногда к такому приему придется прибегнуть несколько раз.

12. Если автомобиль, завяз в грязи так, что картер заднего моста касается грунта, колею необходимо расчистить с учетом продольного уклона дороги. Если это не дает положительной результат, нужно с помощью домкрата вывесить ведущие колеса и положить под них камни или доски.

Упражнение 8. Вождение по грунтовым и проселочным дорогам с грузом.

Задачи упражнения:

  1. Вождение по грунтовым и проселочным дорогам, имеющим глубокие колеи, выбоины. Движение по объездным путям.
  2. Движение на подъемах и спусках с поворотами.
  3. Разворот на дорогах для движения в обратном направлении.
  4. Движение через населенные пункты, мосты.

[2]

Время: 2 ч.
Место: маршрут по выбору инструктора.
Материальное обеспечение: учебный автомобиль.

Порядок отработки и рекомендации:

  1. Отработать с обучаемым задачи, входящие в упражнение, для чего:
    • перед выполнением каждой задачи или ее элементов сделать остановку, объяснить порядок и технику их выполнения, при необходимости показать практически и продолжать движение.
  2. Напомнить о технике безопасности;
    • в таком же порядке проехать по маршруту несколько раз в пределах отведенного времени.
  3. При оценке действий обучаемого ошибками считать: нарушение правил дорожного движения и техники вождения; разворот с применением излишнего (дополнительного) маневрирования.

Организационно-методические рекомендации:

Особенности движения по грунтовой дороге

Иногда в пути вам приходится ехать по грунтовой дороге. Она потому так называется, что полотно ее ничем не укреплено и состоит из естественного грунта. Обычно эта дорога, проложенная и накатанная автомобилями, соединяет между собой мелкие населенные пункты или служит выездом из них на основные дороги.

Если полотно грунтовой дороги укреплено каким-либо прочным материалом (песком, гравием и т. п.), то такая дорога называется улучшенной.

Практика показывает, что все грунтовые дороги, за исключением песчаных, в сухом состоянии являются проезжими.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Горизонтальные участки сухой песчаной дороги с трудом преодолеваются автомобилями. Проходимость песчаных участков дороги во влажном состоянии улучшается.

Иначе ведет себя при увлажнении глина. Она становится пластичной, и резко снижается коэффициент сцепления колес автомобиля с дорогой. Чернозем, как и глина, при увлажнении становится труднопроходимым для автомобилей.

Весной и осенью проезжая часть грунтовых дорог нередко разрушается водой. В низких местах образуются ухабы, выбоины, глубокие колеи, заполненные водой.

В жаркое летнее время на сухой грунтовой дороге образуется большое количество пыли, которая, поднимаясь, ухудшает видимость. Отсюда следует, что грунтовая дорога имеет ряд особенностей, которые влияют на движение автомобиля.

Чтобы успешно преодолеть трудные участки грунтовой дороги, важно своевременно перейти на низшую передачу. Запоздалое переключение передач ведет к потере скорости и возможному застреванию автомобиля.

Рассмотрим более подробно, как должен поступать водитель при управлении автомобилем на разных участках грунтовой дороги.

Читайте так же:  Как заполнять птс при продаже или покупке автомобиля

В период распутицы лучше всего выбирать для проезда такой грунт, который меньше поддался влиянию влаги, размок неглубоко. Если основание грунта даже под слоем жидкой грязи твердое, значит движение автомобиля возможно.

Если труднопроходимые участки дороги короткие, ровные с мягким грунтом, то их лучше преодолевать с разгона, используя инерцию автомобиля. Обычно на дороге с мягким грунтом двигаться лучше всего по следу впереди идущего автомобиля.

Можно двигаться и по колее, когда она не слишком глубокая. Глубокие колеи рекомендуется пропустить между колесами. Если же колеса попали в глубокую колею и водитель не может вывести автомобиль, лучше остановиться, расчистить под ведущими колесами полотно дороги, подложить при необходимости под колеса ветви, доски и выехать из колеи.

Большие трудности возникают при движении по мокрой глинистой дороге, так как мокрая глина налипает на колеса, закрывая грунтозацепы протектора, что значительно ухудшает сцепление колес с дорогой.

Нередко ведущие колеса буксуют или скользят «юзом», создавая опасность сползания автомобиля с дороги в кювет. Лучше всего объехать мокрые глинистые участки. Если этого сделать нельзя, то следует заблаговременно включить пониженную передачу, двигаться с малой скоростью без остановок и торможений, не делая резких поворотов рулевого колеса. Чтобы не съехать в кювет, лучше колеса направить по следу ранее проезжавшего автомобиля. На особо трудных участках можно использовать подручные материалы (хворост, камни, щебень). Нельзя допускать длительного буксования колес. Это приводит к повышенному износу деталей автомобиля и шин, большому перерасходу топлива.

Если вы почувствуете, что забуксовали колеса одной стороны автомобиля, то рекомендуется слегка его притормозить.

Особенно трудно водить автомобиль по узкой размокшей глинистой дороге, где рядом имеются придорожные канавы, съезд в которые представляет большую опасность. При подъезде к таким участкам необходимо соблюдать повышенную внимательность и осторожность. Надо уменьшить скорость движения, не делать резких поворотов и торможении, стремиться к равномерному движению на всем участке пути.

Грунтовые дороги, как уже отмечалось, бывают залиты водой, и на проезжей части образуются лужи. Как поступать водителю при проезде таких участков? Если участок дороги не знаком, надо предварительно разведать его, проверить, какова глубина воды, нет ли под ней ям, пней, камней. Переезд через ухабы и выбоины надо осуществлять на малой скорости.

А как быть, если все же автомобиль застрял? Рекомендуется попытаться вывести застрявший автомобиль, скажем, из кювета «раскачкой» его, которая выполняется быстрым многократным переключением передач переднего и заднего хода. Если этим способом не удается вывести автомобиль из кювета, то нужно лопатой срезать края канавы, сделать их более пологими и при необходимости подложить под ведущие колеса ветки, доски или воспользоваться помощью другого автомобиля.

Высокое мастерство требуется от водителя при движении по грунтовой дороге, насыщенной спусками и крутыми подъемами. Крутые подъемы, конечно, лучше объезжать, помня, что объезд по хорошей, пусть даже длинной дороге, всегда выгоднее, чем движение по короткой, но плохой. Если таких объездов не найдено, нужно умело преодолеть подъем, заранее включив необходимую передачу. Двигаться на подъем надо без остановок и переключения передач. В крайнем случае, если и придется переключить передачу, то это необходимо сделать очень быстро, чтобы автомобиль не потерял скорости.

Если подъем длинный и грунт влажный, то лучше всего заблаговременно включить низшую передачу и движение продолжать с постоянной скоростью.

При движении на спусках, особенно крутых, следует быть внимательным и съезжать медленно, поворачивая осторожно рулевое колесо, так как на крутых спусках нагрузка на задние колеса уменьшается и автомобиль теряет устойчивость. Рекомендуется двигаться на спусках на низшей передаче, тормозя двигателем и периодически слегка притормаживая рабочим тормозом. Движение на крутых спусках с заглушённым двигателем или выключенным сцеплением запрещается.

Особенности движения по грунтовой дороге

Грунтовые дороги характеризуются наличием большого количества неровностей, поворотов, малых, часто весьма примитивных, мостов и других неожиданно возникающих препятствий. Полевые грунтовые дороги проходят по открытой местности и, в отличие от лесных, более ровные и сухие. В летнее время на твердых грунтах они часто бывают хорошо накатаны и позволяют двигаться с достаточно высокой скоростью. После дождей состояние полевых дорог резко ухудшается. Однако при ветреной теплой погоде они быстро просыхают и становятся вновь пригодными для движения.

Намного хуже лесные грунтовые дороги. На них много непросыхающих даже летом больших луж с тяжелым глинистым грунтом, крутых закрытых поворотов, много высоко выступающих корневищ. Вероятность застревания на лесной дороге обычно в несколько раз больше, чем на полевой. Эти обстоятельства надо учитывать при выборе маршрута движения и по возможности избегать лесных дорог.

Равномерно выбитая грунтовая дорога позволяет двигаться с примерно постоянной скоростью без переключения передач, но требует непрерывной работы рулевым колесом. Небольшие неровности объезжаются или пропускаются между колесами. Если есть возможность выбора: пропустить между колесами или объехать, то выбирается последнее, так как безобидный на первый взгляд ком глины или снега может оказаться камнем, льдиной, куском металла или иным твердым предметом, попадание которого под машину крайне нежелательно.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

В дождливую погоду или распутицу на сравнительно ровных грунтовых (обычно полевых) дорогах скапливается местами большое количество воды, образуя длинные неглубокие лужи. Такие лужи преодолеваются без снижения скорости с закрытыми жалюзи (если они есть). Однако при преодолении глубоких луж вода может достать до концов лопастей вентилятора. При этом она разбрасывается в подкапотном пространстве двигателя и попадает на приборы системы зажигания. Двигатель в этом случае глохнет. Если пустить его не удается, необходимо открыть капот и удалить влагу с приборов электрооборудования. Затем просушить подкапотное пространство, оставив капот открытым на 10— 15 мин. После просушки двигатель, как правило, вновь работает нормально. Дальнейшее движение производится с большей осторожностью.

При движении по глубокой колее автомобиль направляется строго по ее середине. Водитель постоянно следит за глубиной колеи. Если она превышает величину дорожного просвета, то возможно задевание низшими точками автомобиля за грунт. Очень глубокая колея пропускается между колесами, для чего колеса одного борта направляются по гребню колеи, а второго — по обочине (при движении с прицепом этого делать нельзя). Вывод автомобиля из колеи производится быстрым поворотом рулевого колеса в месте, где глубина колеи наименьшая. Для облегчения выезда можно в колее прорыть направляющие канавки для колес.

На мокрых профилированных дорогах без колеи, имеющих крутой профиль, очень велика вероятность заноса автомобиля. Двигаться здесь надо равномерно по самому гребню дороги на малой скорости в постоянной готовности к быстрому гашению возникающего заноса.

Читайте так же:  Что такое трудовой стаж

Большое значение имеет правильный выбор направления движения через отдельные препятствия и тяжелые участки. На любой местности всегда имеются определенные признаки, зная которые водитель может выбрать наиболее верное направление движения. Основным из них являются следы прошедших ранее машин. Правда, следы, оставленные грузовыми автомобилями, еще не дают полной уверенности в преодолении этих участков на легковом автомобиле; к ним надо относиться осторожно. Но там, где есть следы легковых автомобилей, можно смело по ним двигаться; чем следы отчетливее и свежее, тем двигаться увереннее.

Еще несколько рекомендаций по вождению автомобиля по тяжелым грунтам.

Во-первых, следует избегать остановок на этих участках, так как при этом теряется инерция и последующее трогание затруднительно, а иногда и невозможно.

Во-вторых, в движении надо делать как можно меньше поворотов, особенно крутых. Каждый поворот вызывает добавочное сопротивление качению, что опять-таки гасит скорость, а с ней и инерцию машины.

В-третьих, нельзя допускать буксования ведущих колес. Длительное буксование на месте приводит лишь к еще более глубокому погружению колес в грунт и усугубляет положение. Если буксование началось, но автомобиль еще двигается и частота вращения коленчатого вала не меняется, надо продолжать движение, не переключая передачи. Следует лишь несколько уменьшить частоту вращения коленчатого вала и буксование при этом, как правило, прекращается.

Совершенно неправильно при начавшемся буксовании увеличивать частоту вращения коленчатого вала или, что еще хуже, переходить на более высокую передачу. Почти всегда это приводит к усилению буксования, и автомобиль останавливается.

Переключение передач в тяжелых дорожных условиях нежелательно. Оно неизбежно вызывает потерю скорости, которой так надо здесь дорожить. На пониженную передачу переходят заблаговременно, до въезда на тяжелый участок. Но если условия все-таки потребуют перейти на более низкую передачу непосредственно на тяжелом участке, то делают это очень быстро, с наименьшей потерей скорости.

На автомобилях с задними ведущими колесами подъемы на грунтах с большим сопротивлением качению лучше преодолеваются при движении передним ходом. Но бывает так, что водитель съехал с крутого берега к реке или спустился с холма в лощинку, где развернуться негде, поэтому пытается выехать обратно задним ходом. Нередко на песчаном или другом мягком грунте это ему не удается. Колеса на подъеме начинают буксовать, и автомобиль останавливается. Буксованию обычно способствует перераспределение массы автомобиля по осям: при движении на подъем задним ходом ведущие .колеса разгружаются, сцепная масса уменьшается и уже не может обеспечить реализацию создаваемой на колесах силы тяги. При движении на подъем передним ходом задние ведущие колеса, наоборот, загружаются, сцепная масса увеличивается и на колесах реализуется значительно большая сила тяги.

Поэтому надо сделать все, чтобы развернуться внизу и подниматься передним ходом. Если же развернуться не удается, рекомендуем посадить на заднее сиденье пассажиров и максимально загрузить багажник. Эти меры могут помочь выехать и задним ходом.

Применение цепей противоскольжения на болотистых участках недопустимо. Они разрушают поверхностный слой грунта и лишь способствуют застреванию автомобиля.

Для движения по песку используется колея ранее прошедших машин, в ней песок уже уплотнен и сопротивление качению колес меньше, чем при движении по песчаной целине. Выезд из колеи нежелателен: он вызывает дополнительное сопротивление и потерю скорости. Цепи противоскольжения в песках применять также нельзя: даже при незначительном буксовании они способствуют погружению колес в песок. Мокрый песок, как правило, плотнее сухого и условия движения по нему лучше.

Если началось буксование, автомобиль останавливают, подают назад строго по своей колее и пытаются вновь пройти участок с разгона. Если это не удается, расчищают образовавшиеся под колесами валы песка, укладывают под ведущие колеса подручные материалы.

По пашне двигаются вдоль борозды или под острым углом к ней. Движение поперек борозды, особенно по мокрой пашне, приводит, как правило, к буксованию и застреванию автомобиля. Двигаются на первой передаче в КП при средней частоте вращения коленчатого вала. Переключения передач и остановок лучше не делать.

Видео (кликните для воспроизведения).

На пыльных дорогах рекомендуем плотно закрыть все окна, открыть крышку люка воздухопритока и включить электродвигатель отопителя. Это создаст в салоне некоторое избыточное давление и уменьшит его запыленность.

У легковых автомобилей повышенной проходимости ( УАЗ -469, ВАЗ -2121, ЛуАЗ-969) все колеса ведущие. У них сцепной массой является вся масса автомобиля, что позволяет реализовать значительно большую силу тяги на колесах. Кроме того, если колеса имеют разное сцепление с дорогой, то наибольшую тягу создают те, которые в данный момент имеют большее сцепление. Эти обстоятельства значительно повышают проходимость автомобилей и позволяют им уверенно двигаться по таким тяжелым участкам дорог и бездорожью, которые для легковых автомобилей с колесной формулой 4X2 являются просто непроходимыми.

При движении автомобилей повышенной проходимости по сухим дорогам блокировка межосевого дифференциала (на автомобиле УАЗ -469 — включение переднего моста) не допускается. При этом передний мост системой валов и шестерен жестко связывается с задним, тоже ведущим мостом. Но при движении по неровной дороге колеса мостов очень часто в определенный момент проходят разные по величине участки пути. Например, при проезде через небольшую яму по ней сначала проходят колеса переднего моста, в то время как колеса заднего еще катятся по ровной поверхности (рис. 2). Естественно, что в этот момент колеса переднего моста, прокатываясь по яме, пройдут несколько больший путь, чем колеса заднего моста. Но так как мосты жестко связаны между собой трансмиссией, число оборотов колес всегда должно быть равным. Поэтому при проезде через яму неизбежно произойдет проскальзывание по дороге колес одного из мостов. На скользких грунтах это не приводит к нежелательным последствиям. На сухих же дорогах такая пробуксовка вызывает большие напряжения в трансмиссии, износ покрышек, перерасход горючего. При разблокированном дифференциале (отключенном переднем мосте) таких явлений не возникает, так как мосты не имеют жесткой механической связи.

Что нужно знать при езде на грунтовой дороге

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Владельцы автомобилей используют машину не только в пределах города, но и время от времени выезжают за его пределы. Это может быть поездка с семьей на природу или поездка на дачу. В какой-то момент асфальтовая дорога кончается и приходится продолжать движение по грунту. Не всегда качество грунтовых дорог в идеальном состоянии. Водителю приходится проявлять недюжинное мастерство и смекалку чтобы преодолеть участки с щебеночным покрытием, песок, глубокие колеи и лужи.

Стили и приемы вождения машины при езде по грунту сильно отличаются от управления на асфальте. Если грунтовая дорога накатана и ровная, то вождение по ней не представляет трудности. На некоторых, особо неровных местах следует только снижать скорость, а затем плавно набрать ее. Резкий и скоростной стиль вождения приводит к вылету машины с дороги на обочину.

Читайте так же:  Особенности организации дорожного движения в испании. часть 2

Основные трудности, подстерегающие водителей на грунтовых дорогах

В автошколах обучают вождению автомобиля по асфальту. Технике преодоления препятствий и езде в особо тяжелых дорожных условиях обучают на курсах экстремального вождения. Инструкторы этих курсов поделились несколькими основными проблемами, с которыми сталкиваются водители за городом:

  • При движении по глубокому песку машина не всегда слушается руля и может пойти боком. Не следует резко открывать газ в песке. Ведущие колеса прокручиваются, зарываются в песок, и машина может сесть на «брюхо». Тогда придется е откапывать или вытаскивать с помощью другой машины.
  • В грязную дождливую погоду, грязь обволакивает колеса и забивает канавки протектора. Сцепление с дорогой сильно ухудшается. Это следует учесть при торможении, трогании с места и прохождении поворотов. Машина скользит по грязи, как по льду и может опрокинуться в кювет.
  • Лужи могут скрывать под собой глубокие ямы, большие камни и пни. Если вы незнакомы с местностью, то лучше выйти из машины и обследовать глубину большой лужи.
  • Небольшие участки с мягким или влажным грунтом проходятся с разгона.
  • Длинные подъемы преодолеваются без переключения передач, резких торможений, предварительно набрав скорость.
  • Крутые спуски преодолевайте на низких передачах. Используйте торможение двигателем. Не глушите двигатель и не выключайте сцепление на спусках.

При въезде на грунтовую дорогу, если в машине есть пассажиры или багаж, следует распределить пассажиров и вес багажа так, чтобы вес распределялся равномерно на все четыре колеса.

Движение по колее

Езда по обычной колее не представляет особой трудности. Следует только снизить скорость и внимательно следить за дорогой и изменением глубины колеи. Если по грунтовой дороге время от времени проезжают большегрузные автомобили или гусеничная техника, то они оставляют широкие и глубокие колеи, по которым трудно проехать и не застрять легковым машинам и микроавтобусам. В таком случае следует либо искать пути объезда или, если позволяет пространство, ехать вдоль колеи.

Если расстояние между колеями довольно широкое и позволяет мастерство водителя, то можно попробовать проехать таким способом. Следует ехать так, чтобы оба правых или левых колеса ехали по дорожке между колеями, а другие два колеса вдоль внешнего края колеи. Здесь следует быть осторожным при управлении, чтобы не сесть на днище и не повредить пороги. Если колея глубокая и нет возможности объехать ее, попробуйте подкладывать под колеса подручные материалы: бревна, палки, ветки.

Menscom — Мужской портал

Особенности движения по грунтовой дороге

Каждый водитель должен знать особенности управления транспортным средством по грунтовой дороге. Такая поверхность является более мягкой, поэтому автомашина может застрять.

Особенности движения по грунтовой дороге

Чаще всего можно встретить песчаную дорогу. Поэтому в данной статье будет рассматривать именно такую поверхность. Следует понимать, что в сухом песке вы быстрее застрянете. Если вы решили поехать отдохнуть в лес, то по влажному песку вы беспрепятственно преодолеете весь путь, но когда нужно будет возвращаться, то песок уже высохнет, и вы можете столкнуться с проблемами.

Если вы не боитесь трудностей, и твердо решили поехать в лес, то для этого нужно подготовить некоторые предметы: насос, лопата, топор, трос, домкрат.

Перед въездом на песчаную дорогу необходимо уменьшить до одной атмосферы давление в шинах. В этом случае контакт с поверхностью будет больше, поэтому автомашина будет лучше проходить. Только запомните, что когда выедете из леса, колеса необходимо накачать.

Замедляться по такой дороге не рекомендуется. Скорость автомобиля должна быть примерно 30 км/ч. В результате чего все неровность вы легко проскочите, иначе можете застрять.

Обращайте свое внимание на небольшие овражки и ямы. Машина чаще застревает в подобных местах. Поэтому, не снижая скорости, их нужно проезжать.

Если на дороге есть колея, то не нужно выезжать за ее бортики. В противном случае транспортное средство может сесть на брюхо.

Если на встречу едет полноприводная машина, то ей нужно уступить дорогу. Перед этим нужно обговорить с водителем все маневры. Лучше потратить немного времени, чем потом несколько часов вытаскивать машину из песка.

Если машина все таки застряла, то на педаль газа не нужно нажимать, иначе вы еще больше усложните ситуацию. Самый лучший способ это попросить водителя другого автомобиля вас вытащить.

В том случае, если другой машины рядом нет, то нужно будет воспользоваться подручными средствами. В первую очередь нужно полностью разгрузить автомобиль. Освободите багажник, и попросите выйти всех пассажиров.

Затем нужно улучшить сцепление шин с поверхностью. Если вы еще не снизили давление колес, то это нужно обязательно сделать. Соберите любой мусор (бревна, палки и тому подобное), и положите его под колеса. Перед этим нужно подкапать колеса или поднять машину при помощи домкрата. Только нужно быть осторожным, так как песочное покрытие неустойчивое. Перед каждым колесом нужно сделать метровые дорожки. Также можно намочить песок, чтобы он стал тверже.

Комбинирование всех способов может ускорить процесс. Когда будете трогаться, то не нужно сильно давить на педаль газа. Если никакой способ не помог, то остается только ждать другое транспортное средство.

Особенности движения по грунтовой дороге

Скользкие дороги характеризуются уменьшенной величиной коэффициента сцепления ф шин с дорожным покрытием, что определяет устойчивость движения автомобиля.

Дорожное покрытие может быть влажным, когда коэффициент сцепления немного ниже нормального значения, и скользким, у которого коэффициент сцепления приближается к минимальному значению. При малых значениях коэффициента сцепления уменьшается сила Pv сцепления колес с дорогой, что может привести к качению колеса с проскальзыванием или к его полному скольжению. Это еще более снижает коэффициент сцепления, и автомобиль становится весьма чувствительным к действию боковых сил, которые могут вызвать занос его задней оси, сопровождающийся потерей устойчивости и управляемости.

Подобные условия создаются при слишком резком разгоне, когда большая тяговая сила Рк значительно превышает малую силу сцепления Р? и колеса пробуксовывают; при резком торможении, создающем тормозную силу Р- больше силы сцепления Pv , когда колеса блокируются— скользят без вращения; при значительных боковых силах, возникающих во время крутых поворотов на большой скорости, движения по дорогам с поперечным уклоном; неравномерном действии колесных тормозов и т. д.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

На влажном дорожном покрытии, а также на участках дорог, отшлифованных колесами (перед светофорами, на остановках общественного транспорта), необходимо плавно трогаться с места и разгоняться, не применять резких поворотов рулевого колеса, резкого отпускания акселератора (при включенной передаче) или резкого торможения. Скорость движения по такому покрытию должна быть уменьшена по сравнению с движением по сухому покрытию. Следует иметь в виду, что при сплошном слое воды на покрытии и скорости 80—90 км/ч может начаться гидроскольжение автомобиля, сопровождающееся потерей управляемости. При трогании с места и разгоне рекомендуется, нажимая акселератор, уловить момент начала пробуксовки колес и в дальнейшем не превышать этой интенсивности разгона. На закруглениях необходимо так выбирать крутизну поворота и скорость движения, чтобы центробежная сила не вызвала заноса автомобиля. Во время торможения следует плавно усиливать нажатие на педаль, в момент начала блокировки колес немного отпускать ее и снова нажимать с меньшим усилием, не допуская блокировки. Такое прерывистое торможение улучшает у водителя чувство затормаживания колес и позволяет тормозить с наибольшей эффективностью, не создавая блокировки колес и заноса автомобиля.

Читайте так же:  Трудовой стаж для ветерана труда

На скользком покрытии, имеющем слой льда или укатанного снега, необходимо соблюдать особую плавность вождения автомобиля. Трогание с места рекомендуется производить на второй, а если автомобиль не нагружен, то на третьей передаче. При этом крутящий момент, а следовательно, и тяговая сила на ведущих колесах становятся значительно меньше, чем на первой передаче, за счет чего уменьшается опасность пробуксовки колес. Скорость движения должна быть значительно уменьшена, и ее следует поддерживать по возможности постоянной. Разгоняться нужно очень плавно, не допуская движения накатом с отъединенным от колее двигателем. Тормозить следует плавно, используя по необходимости сопротивление работающего двигателя при включенном сцеплении и передаче. При этом нельзя резко отпускать акселератор, так как быстрое нарастание сопротивления двигателя вращению колес оказывается равносильным резкому торможению. Пользоваться тормозами рекомендуется

лишь для запланированной или экстренной останозки автомобиля, ни в коем случае не выключая сцепления до последнего момента остановки. Включенное сцепление обеспечивает связь колес с работающим двигателем, который при торможении заставляет колеса вращаться, препятствуя их блокировке и заносу автомобиля. Необходимые повороты автомобиля следует выполнять очень плавно, двигаясь с постоянной небольшой скоростью и ни в коем случае не применяя торможения, так как проскальзывание колес приведет к движению автомобиля по прямой с повернутыми колесами, а затем к заносу.

Занос возникает, как правило, очень быстро и приводит к потере автомобилем устойчивости и управляемости. Малоопытный водитель при заносе может попасть в дорожно-транспортное происшествие с тяжелыми последствиями, хотя существуют способы прекращения заноса, применяемые опытными водителями.

Для прекращения заноса надо прежде всего отпустить педаль тормоза, и при слабом заносе уже после этого автомобиль выровняется. Если же занос продолжается, следует быстро поворачивать рулевое колесо в сторону заноса таким образом, чтобы колеса занимали положение, соответствующее прежнему .направлению движения (рис. 1). Как только автомобиль начнет выравниваться, надо поворачивать руль в обратную сторону, сохраняя указанное положение колес до полного выравнивания автомобиля. Если опоздать с обратным поворотом руля, то может начаться занос в другую сторону, и тогда выровнять автомобиль будет гораздо труднее.

Песчаные и заснеженные участки дорог необходимо преодолевать с хода, учитывая повышенное сопротивление качению колес. При возможности надо двигаться по имеющейся колее, заранее включив пониженную передачу и поддерживая постоянную скорость. Не следует делать крутых поворотов, выключать сцепление и переключать передачи, так как это может вызвать остановку автомобиля, а трогание с места на таких участках весьма затруднительно. Для облегчения трогания с места необходимо расчистить дорожку перед каждым колесом от песка или снега, установить передние колеса в положение движения по прямой и плавно трогаться на низшей передаче.

Влажная поверхность грунтовых дорог по своим качествам приближается к скользкой поверхности дорог с покрытием, и при движении по ней надо применять нижеуказанные способы вождения автомобиля на грязной дороге. При наличии свежей неглубокой колеи рекомендуется двигаться по ней, если же колея глубокая, то большой слой грязи в ней сильно затрудняет движение. Необходимо выбирать для движения участки с более жидкой грязью, которая оказывает меньшее сопротивление качению, чем густая. При большом слое грязи и сопротивлении движению может начаться буксование колес, при котором они будут все глубже зарываться в грунт. В таких условиях следует, включив задний ход, выехать с этого участка, а затем объехать его. Для облегчения выезда надо расчистить дорожку перед каждым колесом и подложить под ведущие колеса ветки, камни, жерди и т. п. В некоторых случаях бывает целесообразно съехать за пределы разбитой, грязной дороги и двигаться по прилегающему к доро-‘е участку с более твердой и ровной поверхностью.

Для лучшего преодоления препятствий грунтовых дорог на автомобиле надо иметь лопату, топор, буксирный трос, цепи противоскольжения.

Как проехать по грунтовой дороге

Итак, кончился асфальт. Вам предстоит проехать по грунтовой дороге. Она потому так называется, что полотно ее ничем не укреплено и состоит из естественного грунта. Обычно эта дорога, проложенная и накатанная автогужевым транспортом, не имеет строго определенных прямолинейных направлений, соединяет между собой мелкие населенные пункты или служит выездом из них на основные дороги.

Если полотно грунтовой дороги укреплено каким-либо прочным материалом (песком, гравием и т. п.), то такая дорога называется грунтовой, улучшенной.

Качество грунтовых дорог определяется почвенными и сезонно-климатическими условиями.

Практика показывает, что все грунтовые дороги, за исключением песчаных, в сухом состоянии проезжаемы. Сухой глубокий слой оказывает большое сопротивление движению автомобиля и не обеспечивает необходимого сцепления колес с дорогой.

Горизонтальные участки сухой песчаной дороги с трудом преодолевают грузовые автомобили, а легковые машины практически не в состоянии преодолеть. Проходимость песчаных участков дороги во влажном состоянии улучшается.

Иначе “ведет” себя при увлажнении глина. Она становится пластичной, что приводит к образованию колеи, и как мы уже знаем, к повышению коэффициента сопротивления качению и к резкому снижению коэффициента сцепления.

Чернозем, так же как и глина, при увлажнении становится труднопроходимым для автомобилей.
Весной и осенью проезжая часть грунтовых дорог нередко разрушается водой. В низких местах образуются ухабы, выбоины, глубокие колеи, заполненные водой.

В жаркое летнее время на сухой грунтовой дороге образуется большое количество пыли, которая, поднимаясь, ухудшает видимость. Отсюда следует, что грунтовая дорога имеет ряд особенностей, которые влияют на движение автомобиля.

Для успешного вождения автомобиля по грунтовой дороге важно уметь правильно выбирать направление движения, величину силы тяги и скорости движения, а также своевременно применять различные приспособления для повышения проходимости автомобиля.

Чтобы успешно преодолеть трудные участки грунтовой дороги, важно обеспечить непрерывность силы тяги. Как это достигается? Своевременным переходом на низшую передачу. Запоздалое переключение ведет к потере скорости и застреванию автомобиля.

Читайте так же:  Что такое индивидуальное предпринимательство и кто может им заниматься

Рассмотрим более подробно, как должен поступать водитель при управлении автомобилем на разных участках грунтовой дороги.
Так, в период распутицы лучше всего выбирать для проезда такой грунт, который меньше поддался влиянию влаги, размок неглубоко. Если основание грунта даже и под слоем жидкой грязи твердое, значит движение автомобиля возможно. И, может быть, много успешнее, чем по густой грязи.

Если труднопроходимые участки дороги короткие, ровные, с мягким грунтом, то их лучше преодолевать с разгона, используя инерцию автомобиля. Обычно на дороге с мягким грунтом, исключая заболоченный луг, ехать лучше всего по следу впереди идущего автомобиля. Можно двигаться по колее, когда она не слишком глубока. Глубокие же колеи рекомендуется пропустить между колесами. Если же колеса попали в глубокую колею и водитель не может вывести автомобиль, лучше остановиться, расчистить под ведущими колесами полотно дороги, подложить при необходимости под колеса ветви, доски и выехать из колеи.

Большие трудности возникают при движении по мокрой глинистой дороге, потому что мокрая глина налипает на колеса, закрывает грунтозацепы протектора, значительно понижает сцепление колес с дорогой: нередко ведущие колеса буксуют или скользят “юзом”, создавая опасность сползания автомобиля с дороги в кювет. Лучше всего объехать мокрые глинистые участки. Если этого сделать нельзя, то следует заблаговременно включить передний ведущий мост, пониженную передачу и двигаться с малой скоростью без остановок и торможений, не делая резких поворотов руля. Чтобы не съехать в кювет, лучше колеса направить по следу ранее проезжавшего автомобиля. На особо трудных участках нужно использовать цепи противоскольжения или подручные материалы (хворост, камни, щебень). Нельзя допускать длительного буксования колес. Это приводит к повышенному износу деталей автомобиля и шин, бесполезной трате времени и большому перерасходу топлива.

Если вы почувствовали, что забуксовала одна сторона автомобиля, то рекомендуется слегка притормозить колеса. В этом случае часть крутящего момента от буксовавших колес передается на не вращающиеся колеса и тем самым уменьшает пробуксовывание ведущих колес или вообще его прекращает. Иногда бывает, что во время движения происходит перераспределение веса автомобиля и крутящего момента двигателя по колесам: колеса, нагруженные меньше, имеют худшее сцепление с грунтом (пробуксовывают), а нагруженные больше – стоят. В этом случае нужно освободить платформу от груза, а буксующее колесо с помощью ваги вывесить и подложить по него ветви, доски, камни (рис. 23). Затем включить первую передачу заднего хода и медленно вывести автомобиль с места буксования. После этого вновь загрузить платформу грузом.

Рис. 23. Вывешивание колес автомобиля при помощи ваги

Особенно трудно водить автомобиль по узкой размокшей глинистой дороге, где рядом имеются придорожные канавы, занос в которые представляют большую опасность. При подъезде к таким участкам необходимо соблюдать повышенную внимательность и осторожность. Надо уменьшить скорость движения, не делать резких поворотов и торможений, стремиться к равномерному движению на всем участке пути.

Грунтовые дороги, как уже отмечалось, бывают залиты водой, на проезжей части образуются лужи. А под водой нередки всякие “сюрпризы”: камни, промоины и ямы. Как поступать водителю при проезде таких участков? Если участок дороги не знаком, надо предварительно разведать его, убедиться, какая глубина воды, нет ли под ней ям, пней, камней? При переезде через ухабы и выбоины нужно стремиться к тому, чтобы не было перекоса автомобиля и нагрузка на колеса была одинаковая, этим самым можно уменьшить буксование колес.

Ну, а как быть, если все же автомобиль застрял? Как его вывести? Рекомендуется попытаться вывести застрявший автомобиль, скажем, из кювета с помощью “раскачки”, которая производится быстрым переключением скоростей переднего и заднего хода: “Вперед” – “назад”, “вперед” – “назад”. Небольшим продвижением вперед и назад автомобиль уменьшает углы подъема ведущих колес и приобретает некоторую инерцию. Если этим способом не удается вывести автомобиль, то нужно лопатой срезать края рва или канавы, сделать их более пологими и при необходимости подложить под ведущие колеса подручный материал (сухие ветки, кустарник, шлак, камни, битый кирпич) или на помощь привлечь другой автомобиль (рис. 24).

Рис. 24. Способ вытаскивания застрявшего автомобиля

Для вывода застрявшего автомобиля из глубокой канавы можно вывесить его при помощи троса и подпорки из бревен (рис. 25).

Рис. 25. Вывешивание автомобиля при помощи троса и подпорки из бревен

Высокое мастерство требуется от водителя при движении по грунтовой дороге, насыщенной спусками и крутыми подъемами. Подъемы, конечно, лучше объезжать, помня, что объезд по хорошей, пусть даже длинной дороге, всегда выгоднее, чем по короткой, но плохой. Когда таких объездов не найдено, нужно умело преодолеть подъем: заранее включить необходимую передачу, механизм повышения проходимости. Двигаться на подъем надо без остановок и переключения передач. В крайнем случае, если и придется переключать передачу, то это необходимо сделать быстро, чтобы автомобиль не потерял скорости. Для бесшумного перехода на низшую передачу необходимо: – отпустить педаль управления дросселем, одновременно выключить сцепление; – быстро перевести рычаг в положение низшей передачи, приоткрыв дроссель перед самым включением передачи; – увеличивая подачу горючей смеси, включить сцепление. Если подъем длинный и грунт влажный, то лучше всего заблаговременно надеть цепи противоскольжения и движение продолжать на низшей передаче с постоянной скоростью.

Видео (кликните для воспроизведения).

При движении на спусках, особенно крутых, следует быть внимательным и съезжать медленно, поворачивая осторожно рулевое колесо, так как на крутых спусках нагрузка на задние колеса уменьшается и автомобиль теряет устойчивость. Рекомендуется двигаться на спусках на низшей передаче, тормозя двигателем и периодически притормаживая ножным тормозом. Ехать на крутых с заглушенным двигателем или выключенным сцеплением запрещается.

Источники


  1. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. — М.: Юрайт, 2016. — 830 c.

  2. Панов, В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: учеб пособие; М.: Юрист, 2011. — 160 c.

  3. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.
  4. Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.
  5. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.
Особенности движения по грунтовой дороге
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here