Особенности трудоустройства бывших госслужащих

Главное по теме: "Особенности трудоустройства бывших госслужащих" с точки зрения профессионалов. Предлагаем статью с комментариями и выводами.

Особенности трудоустройства бывших госслужащих

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В каких случаях прием на работу бывшего государственного или муниципального служащего необходимо согласовать со специальной комиссией?
Куда необходимо обратиться за получением специального согласия? Каким документом подтверждается согласие специальной комиссии на заключение трудового договора? В каком составе заседание комиссии является правомочным?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

11 января 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Минтруд России издал методические рекомендации по трудоустройству бывших госслужащих

Nirat.pix / Shutterstock.com

В целях формирования единообразной практики применения ограничения, налагаемых на бывших госслужащих при заключении ими трудового или гражданско-правового договора Минтруд издал свои методические рекомендации (Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина,замещавшего должность государственнойили муниципальной службы, при заключенииим трудового или гражданско-правового договора с организацией Минтруда России).

Так, что по общему правилу работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на оказание услуг с гражданином в течение двух лет после его увольнения с госслужбы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора бывшему работодателю госслужащего по последнему месту его службы (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). При этом в министерстве поясняют, что это распространяется на бывшего госслужащего вне зависимости от оснований его увольнения с госслужбы.

Особое внимание уделяется также рекомендациям по процедуре получения бывшим госслужащим согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Такое согласие потребуется гражданину, если он:

[3]

  • занимал должность, в том числе предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, в функции которой входило государственное, муниципальное (административное) управление в отношении организации, в которую он устраивается;
  • он уволился c госслужбы менее двух лет назад на дату трудоустройства (при этом, если в течение двух лет с момента увольнения с госслужбы гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, ограничения действуют в отношении каждого случая);
  • заключает трудовой или гражданско-правовой договор о выплате ему месячного вознаграждения более 100 тыс. руб. в месяц.

Отметим, что Верховный Суд Российской Федерации ранее пришел к выводу, что при приеме бывшего госслужащего на работу в организацию, выполняющую государственные функции, новый работодатель не обязан направлять уведомление по предыдущему месту работы принятого сотрудника об этом факте.

Разъясняем законодательство

Особенности трудоустройства бывших госслужащих

Вопрос: Слышал, что граждане, ранее замещавшие должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения обязаны при трудоустройстве сообщать о последнем месте службы. Обязательны ли такие требования? Какие негативные последствия для меня и моего работодателя может повлечь их невыполнение?

Отвечает и. о. прокурора Пристенского района Иванов А.Г.: В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы данного требования влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с указанным гражданином.

Кроме того, работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящий момент такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы».

Важно знать, что привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных ФЗ «О противодействии коррупции», влечет административную ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Читайте так же:  Выдача трудовой книжки после увольнения

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Правила приема на работу бывшего госслужащего

Государственные служащие – это специалисты с высокой квалификацией. Связано это с повышенными требованиями, предъявляемыми при приеме на госслужбу. Этим объясняется охотный прием этих сотрудников на работу. Однако в отношении госслужащих применяется ряд правил и ограничений. О них должны знать работодатели.

Нормативные акты

В статье 64.1 ТК РФ указано, что при приеме лица в фирму работодатель должен поставить в известность об этом факте представителей государственного органа, в котором был занят служащий. Ряд ограничений накладывается и на самого сотрудника. Предостережения связаны с тем, что госслужащие могут располагать важными сведениями, полученными в ходе государственной работы.

Эта информация может считаться государственной тайной. То есть ее нельзя применять для коммерческих нужд на основании части 3 статьи 17 ФЗ от 27.07.2004 №79.

В части 1 статьи 64.1 ТК РФ приведены ограничения относительно трудоустройства в структуры, в которых госслужащие работали ранее. Сделать это можно исключительно при наличии одобрения комиссии. Комиссия проверяет наличие конфликта интересов и коррупционной составляющей. Если ничего подобного нет, предоставляется разрешение на трудоустройство. В части 1 статьи 17 ФЗ от 25.12.2008 №273 приведено еще одно ограничение.

В частности, госслужащий может быть принят на работу только в том случае, если его зарплата в компании будет составлять меньше 100 000 рублей. Если предполагается более высокая зарплата, для трудоустройства нужно получить одобрение комиссии. Особенности ее организации и порядок деятельности оговорены в Указе Президента от 01.07.2010 №821. Рассмотрим все акты, регулирующие устройство на работу бывшего госслужащего:

  • ТК РФ.
  • ФЗ о госслужбе.
  • ФЗ №273 от 25 декабря 2008 года.
  • Указ Президента №821 от 1 июля 2010 года.

В части 1 статьи 12 ФЗ №273 указано, что уведомлять государственный орган о трудоустройстве нужно в течение 2 лет после увольнения из структуры. Кроме того, нормативные акты устанавливают необходимость проверки трудовых или гражданско-правовых соглашений, на основании которых служащий будет работать в компании. Проверяются они на предмет наличия коррупционной составляющей.

Должности, в отношении которых действуют правила

Не все госслужащие имеют доступ к государственной тайне. Следовательно, ограничения действуют в отношении не всех соискателей. Перечень госслужащих оговорен в Указе Президента от 18.05.2009 №557. Рассмотрим его:

  • Руководство, представляющее исполнительную власть.
  • Военное руководство.
  • Административно-хозяйственные работники.
  • Сотрудники, занятые на организационно-распорядительной, контрольной работе.
  • Распорядители бюджетных средств.
  • Распорядители имущества.
  • Лица, занятые выдачей лицензии.
  • Распределители технических объектов.

Все эти госслужащие должны соблюдать установленные ограничения.

Особенности уведомления

При оформлении трудового соглашения с бывшим трудящимся, который работал в государственных органах менее 2 лет назад, нужно направить в эти органы уведомление в письменной форме. Отправляется оно именно в тот орган, в котором работал сотрудник. Уведомление нужно направить так, чтобы не допустить появления претензий. В частности, нельзя допустить, чтобы государственные структуры обвинили работодателя в отсутствии уведомления. Для этого нужно иметь документы, подтверждающие отправку и доставку.

К примеру, это может быть заказное письмо с уведомлением. Отправлять его нужно по точному адресу государственной структуры.

Уведомление отправлять нужно обязательно. Обусловлено это тем, что в течение 2 лет государственные структуры имеют право следить за деятельностью своих бывших сотрудников. Это оговорено в статье 12 ФЗ «О противодействии коррупции» №280. Аналогичная норма содержится в статье 64.1 ТК РФ. Однако работодатель может не отправлять уведомление в том случае, если служащий был занят на должностях, не включенных в этот список:

  • Содержащийся в Указе №557.
  • Установленный законом федеративного субъекта, в котором работал госслужащий.

Если у работодателя возникли сомнения в необходимости отправки уведомления, отправить сообщение все-таки рекомендуется. Это позволит не допустить применения штрафных санкций.

ВАЖНО! Уведомление нужно отправлять в течение 10 суток со дня подписания трудового соглашения.

У бывшего госслужащего также возникает ряд обязанностей. В частности, он должен уведомить работодателя о своей работе в государственных структурах в прошлом. Также он должен рассказать, на какой именно должности он работал. Письменного уведомления составлять не требуется. Вполне достаточно устного предупреждения. Связана эта особенность с тем, что все требуемые сведения и так содержатся в трудовой книжке.

Содержание уведомления

Установленного образца уведомления нет. Составляться оно может в свободной форме. Однако в нем четко и понятно должна быть изложена информация. В частности, в уведомлении должны содержаться эти сведения:

  • ФИО служащего.
  • Должность, которую работодатель занимал в государственном органе.
  • Наименование государственной структуры.
  • Сведения о распоряжении о приеме в компанию (номер, дата).
  • Дата заключения трудового соглашения.

Уведомление нужно распечатать на фирменном бланке. Если фирменного бланка нет, нужно проставить в правом верхнем углу штамп с реквизитами ЮЛ. На бумаге ставится подпись руководителя или уполномоченного лица. Бумагу следует направлять заказным письмом с уведомлением. Также не помешает сделать опись вложений, иначе государственная структура может обвинить фирму в том, что в конверте ничего не было. Квитанцию и полученное уведомление о получении письма рекомендуется хранить в течение 6 лет. Именно на протяжении этого периода документы могут запросить.

Ответственность за сокрытие информации

Если служащий скроет информацию, работодатель может уволить его при раскрытии правды. Соответствующее правило оказано в статье 84 ТК РФ. Увольнение производится на основании пункта 11 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Если работодатель не отправил уведомление, он привлекается к административной ответственности в форме штрафа. Размеры штрафов согласно статье 19.29 КоАП РФ:

  • 20 000-50 000 рублей для ИП и должностных лиц.
  • 100 000-500 000 рублей для ЮЛ.

Ответственность может налагаться на протяжении 6 лет после оформления лица на работу. Если фирма уволила работника раньше этого срока, это не освобождает ее от штрафа. Работодатель может избежать санкций в том случае, если он докажет, что сокрытие информации было не по его вине. То есть нужно доказать, что сведения скрыл именно сотрудник. В качестве доказательств можно предъявить эти аргументы:

  • Сотрудник заявил, что трудовая книжка утеряна. В связи с этим была заведена новая книжка.
  • Сотрудник был занят на основании гражданско-правового соглашения.
Читайте так же:  Кто виноват, если произошло дтп при повороте налево

В качестве доказательств работодатель должен предъявить документы.

К СВЕДЕНИЮ! Основная функция всех рассматриваемых предосторожностей – предупреждение коррупции и различных махинаций.

Особенности трудоустройства бывших госслужащих

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Особенности трудоустройства бывших госслужащих». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Федеральный закон №273 от 25.12.08, изданный в целях борьбы с коррупцией, вводит ряд требований по трудоустройству бывших государственных служащих.

Согласно проекту постановления пленума извещать о том, что берут на работу бывших чиновников, должны будут, например, адвокаты и нотариусы. Если следователь после отставки устраивается в адвокатское бюро на хороший контракт, об этом надо будет сообщить его бывшему руководству.

Прием на работу бывшего госслужащего

Направить сообщение о заключении трудового или гражданско-правового договора с бывшим служащим нужно в течение 10 дней с момента его заключения.

Данное требование закреплено ст.64.1 ТК РФ. Так, принимая на госслужбу работника, занимавшего прежде должности государственной или муниципальной службы, работодатель обязан уведомить предыдущего работодателя о приеме лица на государственную службу. Это напрямую касается наименования должностей, которые попали в Указ Президента от 18.05.2009 №557 (далее перечень).

В случае трудоустройства без получения согласия комиссии или принятия комиссией решения об отказе в согласовании трудоустройства трудовой договор с бывшим государственным или муниципальным служащим подлежит расторжению на основании ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных законом правил его заключения.

Говоря о конкретных законодательных нормах, следует знать, какие именно документы регламентируют это правило.

Какие обязанности у бывшего работодателя?

Отметим, что Методические рекомендации Минтруда в основном повторяют требования закона о противодействии коррупции и Постановления правительства №29. Как говорят сами чиновники, они были выпущены для формирования единообразного подхода выполнения законодательства.

Подобная мера направлена на предотвращение коррупции. Например, чтобы чиновник не создавал протекции какой-либо организации в обмен на трудоустройство и высокую зарплату после отставки. С другой стороны, здесь необходимо выработать разумный баланс, чтобы успешная государственная служба не приводила к запрету на профессию для хорошего специалиста.

Как и за что наказывать тех, у кого трудятся экс-чиновники, а также куда слать уведомление, если госоргана больше не существует, судам разъяснил Пленум ВС РФ. Эксперты журнала “Справочник кадровика” собрали ответы на восемь вопросов, которые помогут вам выполнить требования закона и объяснят, кто в компании будет отвечать за его нарушение.

Согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – ФЗ «О противодействии коррупции») принятие на работу бывшего госслужащего – не такая простая процедура, как может показаться, а за ее нарушение работодателя можно привлечь к административной ответственности и оштрафовать.

Следует отметить, что привлекают к ответственности за неуведомление о приеме на работу бывшего государственного служащего, как правило, руководителя организации как должностное лицо.

Это необходимо сделать с помощью данных из трудовой книжки, проверив, какую должность на государственной или муниципальной службе занимал будущий работник.
Все эти документы изданы с антикоррупционной целью, поэтому соблюдение их условий находится под особенно пристальным надзором со стороны контролирующих органов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Когда к нам, в коммерческие организации, устраиваются новые специалисты, то как правило, и в голову не может прийти, что очередной новичок – это бывший чиновник. Обычно люди из коммерческой сферы идут в сектор государственного управления – это «правильная» схема, при которой обратный путь уже не предполагается (ну, если не считать Грефа и Сечина).

Особенности трудоустройства бывших госслужащих

При трудоустройстве первое, на что должен обратить внимание наниматель, — был ли факт сотрудничества государственной службы, с которой уволился человек, и коммерческой организации, в которую он принимается. Если взаимодействие структур было или есть на данный момент, то следует очень скрупулезно подойти к рассмотрению кандидатуры.

Вообще большинство государственных должностей (руководящего звена) предполагают запрет на трудоустройство в коммерческой организации сроком не более 2-х лет с момента увольнения или снятия с последней должности. Получается, что если человек и попадает в государственный сектор, то уйти из него – это найти себе определенный ряд трудностей. На что, скажите, ему жить в течение этих двух лет?

Должности, к которым относятся ограничения, описаны в нескольких актах. Для федеральных госслужащих — в президентском Указе №557 от 18.05.09. Для муниципальных и госслужащих субъектов России — в документах органов местной власти и самоуправления. Этот порядок установлен Указом №925 от 21.07.10.

Теоретически бывший чиновник имеет возможность обжаловать отказ в трудоустройстве, правда, для этого потребуется обращаться в суд, потратить деньги на адвоката, госпошлину и т.д. Стоит ли оно того? Проблема заключается в том, что у человека не всегда может иметься на руках достоверная информация о том, имеет ли он право работать в коммерческом секторе или нет.

Должности, к которым относятся ограничения, описаны в нескольких актах. Для федеральных госслужащих — в президентском Указе №557 от 18.05.09. Для муниципальных и госслужащих субъектов России — в документах органов местной власти и самоуправления. Этот порядок установлен Указом №925 от 21.07.10.

Стоит отметить, что существует разница между государственными работниками и сотрудниками бюджетной сферы. Заработная плата начисляется и выдаётся за счёт государственного бюджета. Но на этом сходство заканчивается.

Сроки уведомления о приеме на работу госслужащего

Принимая на работу госслужащего, нужно руководствоваться следующими нормативными актами:

  • ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г;
  • «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации» от 26.05.2005 №667-р;
  • «Об утверждении Положения о личной информации госслужащего, ведение личного дела» Указ Президента от 30.05.2005 №609;
  • «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» Указ Президента от 31.12.2005 №1574;
  • ТК РФ.

При этом в законодательстве не установлена обязанность бывшего служащего предъявлять при трудоустройстве решение комиссии, а комиссия в общем случае не обязана направлять свое решение, помимо сотрудника, еще и его потенциальному работодателю.

Как уже говорилось выше, бывших госслужащих принимают на работу посредством заключения трудового договора, оформления приказа (распоряжения) о приеме данного сотрудника, но некоторые работодатели не понимают всей серьезности вопроса оформления кадровых документов и продолжают делать недопустимые ошибки.

Читайте так же:  Уин что это такое и где его взять

Согласно закону о противодействии коррупции, в определенных случаях для трудоустройства лица, которое ранее занимало должность государственной или муниципальной службы, нужно согласие специальной комиссии – по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Особенности приема на работу бывшего государственного (муниципального) служащего

Определить, распространяются ли ограничения по трудоустройству на нового работника, исходя из норм Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 и Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557.
Естественно, если чиновник после увольнения вдруг занимает высокий пост в такой организации, это может вызвать подозрения. А вдруг он специально закрывал глаза на какие-то недостатки, чтобы потом обеспечить себе теплое местечко на пенсии? Поэтому у фирмы, взявшей на работу отставника, есть десять дней, чтобы послать сигнал по адресу.

Указываются основные направления поручаемой работы (предмет гражданско-правового договора с кратким описанием работы (услуги) и ее результата, а также стоимости работ в рублях в течение месяца).

Но, как оказалось на деле, не все так просто. Те, кто напрямую или хотя бы косвенно знаком с этой темой знают, что с бывшими государственными служащими (депутатами и полицейскими в том числе) директора предпочитают лишний раз не связываться. Почему?

Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон) установлены ограничения по трудоустройству для бывших государственных (муниципальных) служащих (далее — бывший служащий), а также обязанности работодателя, который принимает на работу бывшего служащего.

Служба в государственных и муниципальных организациях вовсе не налагает на человека пожизненного бремени, каждый гражданин имеет право сменить место работы по своему усмотрению. Но в течение двух лет после увольнения такие служащие имеют определенные ограничения по выбору следующего рабочего места.

Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 700, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор.

Для тех, кто не знает – все проблемы с их трудоустройством связаны с определенной долей опаски. Во-первых, работодатели наверняка не могут знать, вдруг он (бывший полицейский), не разорвал окончательно отношения со своими предыдущими начальниками и, в случае острой необходимости, воспользуется старыми связями и не в пользу компании.

Поскольку сотрудник не уволен, то условие оповещения, когда служащий освобождён от выполнения должностных обязанностей, не выполняется.

В настоящее время законодательство при оформлении трудовых отношений с бывшими государственными или муниципальными служащими не требует особого способа приема на работу, однако все же есть определенные нюансы.

Работники государственных учреждений и муниципальных организаций не могут устраиваться на дополнительную работу. Данное требование ограждает граждан от злоупотребления занимаемой должностью.

Здесь учитываются следующие требования:

  1. Источник дохода не может быть другим кроме бюджета.
  2. Государственные работники и другие лица, перечисленные в списке должностей, не могут работать одновременно и на государство и на работодателя. Внешнее совмещение запрещено.
  3. Если сотрудник работает по совместительству, то, в обязательном порядке информирует о своих дополнительных доходах. Данная информация проверяется, скрыть вторую работу не получится.

Особенности трудоустройства бывших чиновников

Выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.

Для государственных служащих субъектов РФ и муниципальных служащих соответствующие перечни разрабатывают и утверждают органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления.

Сохранить документы, подтверждающие отправку уведомления. Обязательно письмо надо зарегистрировать в журнале исходящей корреспонденции, затем можно сохранить квитанцию об отправке заказного письма с уведомлением либо вручить лично под подпись. Как именно отправить информацию, работодатель выбирает самостоятельно.

Важно помнить! Статьей 12 ФЗ «О противодействии коррупции» установлены ограничения по трудоустройству для бывших государственных (муниципальных) служащих (далее – бывший служащий), а также обязанности работодателя в отношении бывшего служащего.

Уведомление о трудоустройстве бывшего госслужащего высылается при выполнении нескольких условий:

  • тип договора. Приём сотрудника производится с заключением трудового соглашения или по договору гражданско-правового характера;
  • выполнение должностных обязанностей, имея основную работу в госструктуре. Занимаемые должности установлены в нормативно-правовых актах Российской Федерации;
  • количество времени, прошедшее после даты увольнения. Приём на работу ведётся раньше двухлетнего периода. По истечении этого срока от нанимателя не требуется уведомление.

За молчание накажут нового работодателя. КоАП предусматривает серьезные санкции за нарушение этого правила. Должностные лица новой организации рискуют заплатить штраф от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Для юридических лиц предусмотрены штрафы от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В чем особенности трудоустройства для бывшего государственного служащего

Трудоустройство госслужащих

На протяжении работы в госструктуре чиновник может иметь доступ к государственной тайне и в зависимости от должностных обязанностей тем или иным образом участвовать в деятельности коммерческих предприятий. И после увольнения он может владеть информацией, недобросовестное использование которой может привести к коррупционной деятельности. Чтобы этого избежать, применяются некоторые ограничения и требования к госслужащим при приеме на работу.

Бывший сотрудник госорганов может работать в организации, с которой контактировал по месту предыдущей службы, если его ежемесячная заработная плата на новом месте будет менее 100 тысяч рублей. Если же зарплата больше, то он должен подать письменное обращение о получении согласия на замещение этой должности в специальную комиссию по урегулированию конфликта интересов (как предусмотрено статьей 64.1 Трудового кодекса РФ и частью 1 статьи 12 ФЗ № 273).

Комиссия рассматривает это обращение на протяжении семи дней и информирует о своем решении: на письменное уведомление отводится один день, а устно можно сообщить в течение трех дней. Если комиссия запрещает экс-чиновнику замещать выбранную должность, то работодателю, как требует пункт 13 части 1 статьи 83 ТК РФ, следует расторгнуть с таким сотрудником трудовой договор.

Когда нужно уведомление о трудоустройстве

Процедура оформления трудового соглашения с бывшим государственным служащим является такой же, как и для любого другого работника. Единственное отличие заключается в том, что после заключения трудового договора представитель нанимателя должен сообщить об этом предыдущему работодателю экс-чиновника. На это отведен срок в 10 дней.

[2]

Уведомление необходимо направить представителю государственного органа, в котором соискатель вакансии работал непосредственно до увольнения с госслужбы, если занимаемая им должность внесена в специальный перечень. Срок действия данного требования – два года после увольнения чиновника из госорганов.

Читайте так же:  Куда необходимо обращаться в случае дтп по осаго

Уведомить бывшего работодателя необходимо и в том случае, если осуществляется прием на работу бывшего муниципального служащего.

Список должностей

Перечень государственных и муниципальных должностей, потенциально обладающих коррупционной составляющей, утвержден указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557. Он содержит должности руководящего состава органов исполнительной власти и руководства военной службы.

С полным перечнем можно ознакомиться в самом указе. Здесь обозначим, что в нем перечислены должности, которые предполагают выполнение следующих функций:

  • распределение бюджетных средств и материально-технических ресурсов;
  • распоряжение государственным имуществом;
  • осуществление контроля и надзора;
  • выдача разрешительных документов и лицензий.

Как уведомить о приеме на работу

В письме должны быть указаны:

  • ФИО (если данные изменялись, необходимо указывать прежние);
  • дата рождения;
  • занимаемая до увольнения должность;
  • название организации;
  • дата и срок трудового договора;
  • дата и номер приказа о назначении;
  • должностные обязанности;
  • наименование должности и структурного подразделения..

Письмо необходимо оформить на фирменном бланке предприятия и заверить печатью. Подписать его может непосредственно руководитель компании или любой другой представитель организации, у которого есть необходимые полномочия.

Ответственность за неуведомление

Если работодатель не отправил сообщение о приеме на работу бывшего госслужащего или нарушил установленный порядок, он несет за это административную ответственность. Административный штраф в таком случае находится, согласно КоАП РФ (статья 19.29):

  • для должностных лиц – в диапазоне между 20 и 50 тысячами рублей;
  • для юридических лиц – от 100 до 500 тысяч рублей.

Важно знать: если бывший госслужащий не предоставил работодателю достоверную информацию о своем последнем месте работы и не получил разрешение специальной комиссии, то ответственность возлагается на самого работника.

В такой ситуации работодатель должен расторгнуть с новым сотрудником трудовой договор, и увольнение происходит по пункту 11 части 1 статьи 77 ТК РФ, то есть без выплаты трудового пособия.

Но штрафных санкций и увольнения можно избежать, если соблюсти требования закона вовремя и в установленном порядке. Все, что надо знать при приеме на работу госслужащих, мы рассмотрели.

Верховный суд дал разъяснения по трудоустройству экс-чиновников

Нормы прежние, толкование – новое

В Постановлении «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Пленум ВС РФ напомнил, что действующее законодательство предусматривает обязанность уведомлять о трудоустройстве экс-чиновника по трудовому договору или договору ГПХ стоимостью более 100 тысяч рублей, если он уволился со службы менее 2 лет назад. Срок уведомления – в течение 10 дней со дня заключения соответствующего договора.

В то же время судьи уточнили, что антикоррупционные нормы и ограничения должны быть для всех государственных служащих едиными. Поэтому уведомлять бывших работодателей необходимо не только в случае, когда должность экс-чиновника внесена в соответствующие списки (тогда может понадобиться еще и согласие особой комиссии на трудоустройство), но и в том случае, если ранее работник занимал должность, обязывающую подавать декларацию о своих доходах и имуществе, а также сообщать о доходах и имуществе супруга(-и) и несовершеннолетних детей.

Кто обязан сообщать, а кто – нет

По мнению ВС РФ, уведомлять работодателей о приеме на работу их бывших сотрудников должны и частные и государственные организации, ИП и даже частнопрактикующие лица (адвокаты, нотариусы). Исключение – если экс-чиновник зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя либо стал учредителем собственной компании.

Кроме того, сообщать не надо, если бывший госслужащий стал работником государственного или муниципального органа либо государственного (муниципального) казенного учреждения. Как объяснял ранее ВС РФ, исходя из статьи 12 Конвенции ООН против коррупции требования Федерального закона «О противодействии коррупции» распространяются только на ситуации, когда бывший государственный служащий устраивается на работу в коммерческую или некоммерческую структуру (см. Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ, утв. Президиумом ВС РФ 30 ноября 2016 г.).

Штрафы и возможность их снижения

По общим правилам, за неуведомление бывшего работодателя о трудоустройстве ответственность предусмотрена по ст. 19.29 КоАП РФ. штраф для граждан по ней – от 2 до 4 тысяч рублей, для должностных лиц – от 20 до 50 тысяч рублей, а для организаций – от 100 до 500 тысяч рублей.

ВС РФ уточнил, что для должностных и физических лиц размер штрафа снижать недопустимо. Но для организаций это возможно. Ниже низшего порога в 100 тысяч рублей штраф может быть установлен в том случае, когда имеется «совокупность исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица». К примеру, судьи при вынесении решения могут учитывать содействие компании в раскрытии правонарушения, а также отсутствие у экс-чиновника функций по управлению организацией.

[1]

Еще один интересный вывод суда – если нарушен только срок или форма уведомления (хотя ее как таковой нет, только общие рекомендации), то правонарушение могут посчитать малозначительным. В таком случае также штраф может быть снижен.

Редакция Клуба ТК подготовила подробный алгоритм, что надо делать при приеме на работу экс-сотрудника государственной службы, на основании рекомендаций Министерства труда и соцзащиты.

Минтруд напомнил об особенностях трудоустройства бывших чиновников

Что делать бывшему госслужащему?

Согласно закону о противодействии коррупции, в определенных случаях для трудоустройства лица, которое ранее занимало должность государственной или муниципальной службы, нужно согласие специальной комиссии – по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Поэтому если бывший высокопоставленный чиновник нашел себе новую работу, в том числе, по совместительству, он обязан обратиться в одну из таких комиссий (на федеральном или региональном уровне). Разрешение комиссии также понадобится, если планируется заключить договор гражданско-правового характера стоимостью более 100 тысяч рублей в месяц.

Подробнее, как проходят заседания, сколько они длятся, как принимаются решения, желающие могут почитать в Указе Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821. Но в большей степени работодателя эти все процедуры не касаются. Ему важно, чтобы работник вовремя уведомил о прежней государственной или муниципальной службе. В противном случае трудовой договор или договор ГПХ придется аннулировать.

Читайте так же:  С какого возраста можно зарегистрировать ип

Что должен сделать будущий работодатель?

Правила для организаций, которые готовы принять на работу бывшего госслужащего, прописаны в:

  • Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • Постановлении Правительства РФ от 21.01.2015 N 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»;
  • а теперь еще в Методических рекомендациях Минтруда по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией.

Исходя из этих документов, предлагаем пошаговую инструкцию, как действовать будущему работодателю.

Образец уведомления

Какие обязанности у бывшего работодателя?

В целом у государственного или муниципального органа, в котором раньше трудился гражданин, не так уж и много обязанностей. Если работник, занимавший должность, которая входит в список из Указа Президента № 557, уволился, и спустя 6 месяцев не сообщил о новом месте работы, бывший работодатель обязан обратиться в прокуратуру. Уже правоохранительные органы будут разбираться, чем занимается экс-чиновник.

Еще одна обязанность – реагировать на заявления бывших сотрудников о новом месте работы или заказчике, если планируется заключить договор ГПХ. В таком случае проверяется, нужно ли созывать специальную комиссию и давать разрешение на работу. Как правило, этим занимаются уже не кадровые работники, а администрация и секретариат государственного или муниципального органа.

Почему рекомендации обязательны для исполнения

Отметим, что Методические рекомендации Минтруда в основном повторяют требования закона о противодействии коррупции и Постановления правительства №29. Как говорят сами чиновники, они были выпущены для формирования единообразного подхода выполнения законодательства.

Проректор РАНХиГС Дмитрий Буташин подчеркивает, что российский Минтруд не придумал ничего особенного: подобная практика информирования о трудоустройстве бывших государственных управленцев предусмотрена во многих странах. В России она тоже действует давно, но сейчас контроль ужесточается.

По данным Минтруда, ограничения на трудоустройство фактически затрагивают не так уж много чиновников – порядка 10 тысяч человек по всей стране. Это только те лица, на трудоустройство которых потребуется получить согласие спецкомиссии. Всего же, согласно официальной статистике, в федеральных государственных органах трудится 38 тысяч человек, а в регионах – еще 685 тысяч служащих. Конечно, не о каждом, но о большинстве из них власть хочет четко знать, кто и чем занимается.

Для тех предпринимателей, кто откажется сотрудничать, предусмотрена административная ответственность. В частности, согласно статье 19.29 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора действующего или бывшего государственного или муниципального служащего с нарушением требований закона о противодействии коррупции и статьи 64.1 ТК РФ штраф:

  • для граждан составляет от 2 до 4 тысяч руб.;
  • для должностных лиц – от 20 до 50 тысяч руб. (в данном случае необходимо будет доказать, что конкретный работник является лицом, на которого законом возложена обязанность по сообщению о заключении трудового договора с бывшими государственными или муниципальными служащими);
  • для организаций – от 100 до 500 тысяч руб.

Наказать могут за неуведомление о заключении трудового договора или договора ГПХ, а также за нарушение срока направления соответствующей информации. Кроме того, привлечь к ответственности могут за заключение соглашения о сотрудничестве без согласия специальной комиссии.

При этом важно помнить, что Верховный суд РФ запретил признавать виновным работодателя, который не знал о замещении гражданином в течение двух последних лет должности на государственной или муниципальной службе. В Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ от 30.11.2016, сказано, что такие сведения работодатель получает из трудовой книжки. Если соответствующих записей нет, значит, сведений у него не было и наказывать его за нарушение закона нельзя.

Еще один важный момент. Согласно тому же Обзору, если бывший госслужащий трудоустраивается в учреждение, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, то у нового работодателя не возникает обязанности информировать о сотрудничестве с бывшим государственным или муниципальным служащим. По мнению судей, такое трудоустройство или заключение договора ГПХ «не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной (муниципальной) службе».

Как расторгнуть трудовой договор?

Если по каким-то причинам организации придется расторгнуть трудовой договор, важно правильно оформить соответствующую запись в трудовой книжке. На каком именно основании расторгать договор? Один из вариантов – на основании пп. 11 ч. 1 статьи 77 ТК РФ — «нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы».

Пример заполнения

Видео (кликните для воспроизведения).

Если, по разным причинам, после заключения трудового договора появилось уведомление спецкомиссии о несогласии на работу, кадровик должен вписать в качестве основания для расторжения трудового договора абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ — «заключение трудового договора в нарушение установленных Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности».

Источники


  1. Хачатуров, Р. Л. Общая теория юридической ответственности: моногр. / Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр, 2017. — 965 c.

  2. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.

  3. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.
  4. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.
  5. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.
Особенности трудоустройства бывших госслужащих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here