Ответственность собственника автомобиля при дтп, совершенным другим лицом

Главное по теме: "Ответственность собственника автомобиля при дтп, совершенным другим лицом" с точки зрения профессионалов. Предлагаем статью с комментариями и выводами.

Владелец или водитель: Верховный суд выбрал, кто возместит ущерб от ДТП

Кто оплатит ущерб от ДТП, в которое попал водитель чужого авто без доверенности? Апелляция решила, что отвечать должен владелец машины, раз уж не смог юридически правильно оформить ее передачу. Но Верховный суд обратил внимание на другие обстоятельства: человеку выдали ключи, документы и указали его в полисе ОСАГОкак и доверенность, все это говорит о добровольной передаче машины.

25 мая 2015 года Михаил Боровиков* за рулем чужой «Ауди А4» сбил Николая Плохина*. Тот скончался в больнице, а его родственники обратились в суд, требуя денег с владелицы автомобиля Ирины Труновой*. В иске была указана сумма компенсации морального вреда (цифра из актов вымарана) и уплаченные сверх страховки расходы на лечение и погребение (в полис ОСАГО были вписаны и владелица машины, и виновник ДТП).

Советский райсуд Орла отклонил требования родственников к Труновой (2-837/2016

М-510/2016). Как отметила судья Ирина Щербина, возмещать вред должен тот, кто его причинил, то есть лицо, в чьем законном владении находился источник повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса). Тем не менее уверенные в своей правоте истцы отказались заменять ответчика с Труновой на Боровикова.

Зато с ними согласилась апелляция, которая частично удовлетворила требования. Орловский облсуд обратил внимание, что владелица машины не выдавала Боровикову доверенности на управление. Значит, тот управлял автомобилем без юридического оформления (полис ОСАГО не в счет). Поэтому за ущерб должна отвечать Трунова, рассудила коллегия под председательством Сергея Должикова.

В дело пришлось вмешаться Верховному суду. Правительство еще в 2012 году отменило обязанность водителя иметь при себе доверенность (постановление от 12 ноября 2012 года), значит, владелец может отдать свой автомобиль без этого документа, указала «тройка» ВС под председательством Вячеслава Горшкова (дело 37-КГ17-2). Собственница машины добровольно передала Боровикову ключи и документы на машину, а к тому же он был вписан в полис. Виноват водитель, решил ВС.

Вопрос о том, что такое законное владение источником повышенной опасности иногда бывает для судов сложным, говорит адвокат АК «Гражданские компенсации» Ирина Фаст. По ее словам, суды должны сначала установить, есть ли между водителем и собственником трудовые (служебные, должностные) отношения. Если их нет, но владелец добровольно пустил знакомого за руль, надо исходить из вины последнего, подытоживает адвокат.

* – имена и фамилии действующих лиц изменены

Какая ответственность ждёт владельца транспортного средства после ДТП в 2019 году

Виновник ДТП, в зависимости от причин и последствий, может быть привлечён как к административной, так и уголовной ответственности. Однако не во всех случаях наказанию подвергается только водитель, управлявший автомобилем. Немаловажную роль играет ответственность собственника транспортного средства при ДТП – наказание может грозить, даже если в момент аварии его не было в машине. Мера пресечения будет избрана в зависимости от степени вины.

Кто должен нести ответственность в случае ДТП

За последние годы в нашей стране значительно увеличилось количество транспортных средств, принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам. С одной стороны, эта тенденция свидетельствует об улучшении благосостояния граждан, а с другой – становится причиной роста числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Авария может произойти из-за человеческого фактора или природных явлений.

[3]

Под термином ДТП подразумеваются повреждение машин, грузов; травмы, полученные водителями, пассажирами и пешеходами, причиной которых стали столкновение; опрокидывание или наезд ТС. Однако не каждое механическое воздействие на машину, повлёкшее ее деформацию и материальный ущерб, можно назвать дорожно-транспортным происшествием.

Факт отсутствия владельца автомобиля на месте происшествия не освобождает его от материальных обязательств перед пострадавшими, за исключением случаев передачи транспортного средства другим лицам во временное пользование на законных основаниях.

Гражданский кодекс РФ прямо указывает на обязанность собственников объектов повышенной опасности, к которым относятся автомобили, возмещать ущерб (имущественный или здоровью), причинённый ими гражданам. Степень вины собственника транспортного средства и его доверенного водителя устанавливает суд. О том, в каких случаях ответственность несёт хозяин машины, а в каких – гражданин, находившейся за рулём и допустивший аварию, будем разбираться далее.

Водитель, не являющийся собственником автомобиля

Действующее законодательство позволяет передавать управление своим автомобилем третьим лицам (родственникам, друзьям и т. д.), если их данные указаны в полисе ОСАГО. За рулём может находиться и наёмный водитель, работодателем которого является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. В большинстве случаев виновником аварии признают того, кто управлял машиной, потому что самые распространённые причины ДТП – это несоблюдение ПДД, неправильная оценка дорожной ситуации и вождение в состоянии опьянения.

Ответственность за совершение ДТП водителем бывает следующих видов:

  • Административная – наступает в случае, если повреждены только автомобили или причинен лёгкий вред здоровью. Виновнику грозит наказание в виде штрафа или лишения водительских прав.
  • Уголовная – предусмотрена при наличии пострадавших с серьёзными травмами или погибших в результате аварии. В этом случае меру пресечения устанавливает суд в виде лишения свободы, обязательных работ или запрета занимать определённые должности.
  • Гражданская – обязывает водителя выплатить компенсацию пострадавшей стороне за понесённый имущественный ущерб, причинённый вред здоровью или гибель человека. В последнем случае возмещение получают родственники погибшего.

Собственник автомобиля

Владельца автомобиля могут привлечь к ответственности, если он не докажет, что транспортное средство перестало быть его собственностью на законном основании (например, по договору аренды) или вследствие противоправных действий третьих лиц.

Собственник обязан содержать транспортное средство в исправном состоянии, а к управлению привлекать только водителей, имеющих соответствующую категорию допуска.

В случае ДТП следствие будет учитывать степень вины как водителя, так и владельца машины (в том числе арендатора).

Виды ответственности собственника ТС в случае ДТП

В зависимости от причин и последствий происшествия на дороге ответственность владельца транспортного средства может быть гражданской, административной и даже уголовной.

[1]

Гражданско-правовая

Согласно действующему законодательству РФ гражданская ответственность начинается с 14 лет. Она предполагает, что виновник должен материально возместить ущерб потерпевшему, а также компенсировать причинение вреда здоровью или смерти. Гражданская ответственность владельца автомобиля наступает в случае, если:

  • он находился за рулём в момент аварии;
  • является работодателем виновника аварии.
Читайте так же:  Доставка и растаможивание грузов из китая в россию

Основанием для его освобождения от ответственности при ДТП могут быть следующие причины:

  • передача транспортного средства в аренду;
  • автомобиль был предоставлен во временное пользование третьему лицу с внесением его данных в полис ОСАГО;
  • установлен факт угона машины;
  • обстоятельства непреодолимой силы (природные явления, провал грунта и другие обстоятельства, которые невозможно избежать).

Административная

Владелец, если непосредственно не управляет автомобилем в момент ДТП, может быть привлечён к административной ответственности за следующие действия, ставшие причиной происшествия:

    Передача управления транспортным средством гражданину:

Если ДТП с тяжелыми последствиями для здоровья или гибелью людей произошло в результате несоблюдения ПДД, уголовное дело заводится по статье 264 УК РФ. Однако она применяется только для избрания меры пресечения для лица, непосредственно управлявшего автомобилем в момент аварии. Таким образом, уголовная ответственность владельца машины исключается, если во время ДТП он не находился за рулём и в его действиях следствие не выявило иной состав преступления.

Солидарная гражданская ответственность

Участниками ДТП иногда становятся не два, а несколько автомобилей. При этом следствие может выявить не одного виновника. В этом случае согласно статье №1079 КоАП РФ наступает солидарная ответственность, когда суд распределяет сумму возмещения пострадавшим на всех виновников. Конечно, учитывается степень вины каждого из них. Такая практика применяется и при взыскании компенсации с водителя-виновника аварии и владельца автомобиля, если вина последнего доказана.

О возмещении ущерба при ДТП

Обязательство по возмещению имущественного ущерба и вреда здоровью, наступившего в результате автомобильной аварии, может быть возложено не только на непосредственного виновника ДТП, но и на физическое или юридическое лицо, которое владеет транспортным средством на правах собственности, аренды и других законных основаниях.

Кто обязан выплатить компенсацию

  1. Согласно статье №1079 ГК РФ собственник ТС обязан возместить материальный ущерб пострадавшим, а также причинённый вред здоровью, за исключением случаев, которые были перечислены выше.
  2. С 2012 года автомобиль можно передать во временное пользование физическому лицу без доверенности при внесении его данных в полис ОСАГО. При соблюдении этого условия автомобиль считается выбывшим из владения собственника, поэтому вся ответственность за ДТП перед пострадавшими будет возложена на водителя.
  3. Руководствуясь статьёй №1083 ГК РФ, суд может полностью освободить владельца машины от ответственности, если в ходе следствия будет доказано, что ДТП произошло вследствие умышленных действий потерпевшего. Например, пешеход бросился под машину с целью суицида. Если же аваря произошла по неосторожности потерпевшего, сумма возмещения по решению суда уменьшается. При определении размера компенсации учитываются финансовые возможности хозяина автомобиля.
  4. Согласно статье №1068 ГК РФ работодатель должен возместить вред пострадавшему, если на его транспортном средстве было совершено ДТП, а за рулём находился водитель, исполнявший свои прямые должностные обязанности.
  5. Собственник транспортного средства, выплативший компенсацию пострадавшим согласно статье №1081 ГК РФ, вправе требовать возмещения своих убытков с виновного в ДТП водителя.
  6. Если был доказан факт угона машины, ответственность за ДТП с её владельца снимается. Возмещение ущерба в этом случае ложится на тех, кто завладел автомобилем противоправным способом.

Можно ли взыскать компенсацию одновременно с виновника ДТП и собственника автомобиля

Как уже говорилось выше, если ДТП совершил водитель, который в этот момент выполнял свои профессиональные обязанности, обязательство по выплате компенсации пострадавшим (как в случае имущественного ущерба, так и при причинении вреда здоровью) полностью ложится на его работодателя. Следовательно, требовать выплату в этом случае нужно с индивидуального предпринимателя или предприятия, на которое зарегистрирован автомобиль. Будет ли работодатель затем требовать со своего работника компенсацию понесённых убытков, пострадавших волновать не должно.

Если владельцем транспортного средства не является работодатель виновника, возместить ущерб должен тот, кто находился за рулём в момент аварии.

Для того чтобы взыскать компенсацию за причинение вреда с владельца машины, необходимо доказать его вину. Например, передал управление ТС лицу, не имеющему водительского удостоверения или находящемуся в нетрезвом состоянии.

Компенсация по ОСАГО

Согласно действующему законодательству эксплуатация транспортных средств без оформления ОСАГО не допускается. Данные водителя, управляющего автомобилем, должны быть внесены в полис. При соблюдении этих условий выплата компенсации пострадавшим осуществляется за счёт страховки.

Возмещается не только имущественный урон, но и вред здоровью или причинение смерти. Однако страховая сумма ограничена, поэтому пострадавшие и родственники погибших в ДТП вправе в судебном порядке потребовать с виновника аварии дополнительные выплаты.

Заключение

Для того чтобы не выплачивать компенсацию пострадавшим вследствие ДТП, совершённого другим человеком, нужно доверять свой автомобиль только проверенным людям. Этот момент обязательно должен быть документально оформлен путём внесения данных водителя в полис ОСАГО или заключения договора аренды. Следует также воздержаться от продажи машины по генеральной доверенности.

Взыскание ущерба с виновника ДТП: Видео

Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.

Ассоциация международных
автомобильных перевозчиков

Создана в 1974 году

Верховный суд разъяснил, что собственник автомобиля не отвечает за того, кто сидел за рулем

Важное решение для многих, попавших в дорожно-транспортное происшествие, приняла коллегия по гражданским делам Верховного суда. Материальные претензии после ДТП необходимо предъявлять только тому, кто был за рулем. Конечно, если доказано, что по его вине произошла авария.

Все претензии, связанные с аварией, следует предъявлять исключительно тому, кто был за рулем.

Надо сказать, что довольно часто пострадавшие в ДТП пытаются взыскать причиненный ущерб не с виновника аварии, а с собственника транспортного средства. Однако, как поясняет Верховный суд, это незаконно. Водитель может совершить аварию и скрыться с места происшествия на автомобиле или без него.

Однако это не означает, что отвечать за его поступки должен собственник автомобиля, который передал машину по доверенности.

Собственник машины несет ответственность только за нарушения, которые выявлены камерами фотовидеофиксации, работающими в автоматическом режиме, если не сможет доказать, что не он управлял автомобилем. Но это единственное исключение из правил.

Читайте так же:  Статьи увольнения с работы – трудовой кодекс рф

Итак, некий Борисов В.М. сбил пешехода, переходившего дорогу, некоего Пилюгина А.Н. От полученных в результате наезда травм Пилюгин позднее скончался в больнице. Страховая компания по ОСАГО выплатила родственникам погибшего расходы на погребение в размере 25 тысяч рублей.

Родственники погибшего обратились в суд, чтобы возместить полностью расходы на погребение, а также моральный ущерб — всего почти 120 тысяч рублей. Но подали иск не против Борисова, который управлял автомобилем, а против собственницы этого автомобиля некоей Клепиковой М.С. В качестве третьего лица была привлечена страховая компания, которая выплатила родственникам лишь 25 тысяч.

Советский райсуд Орла отклонил этот иск на том справедливом основании, что возмещать ущерб должен тот, кто его причинил. Однако истцы оказались упорными. Они, по непонятной причине, отказались изменить ответчика по иску и подали апелляцию в орловский областной суд. Там их требования удовлетворили и потребовали от собственницы автомобиля частично компенсировать причиненный ущерб.

Однако собственница — Клепикова — не согласилась с таким решением и обжаловала его уже в Верховном суде России.

Родственники погибшего в ДТП должны получить 475 тысяч рублей от страховщика виновника аварии

Проверив материалы дела, коллегия по гражданским делам ВС РФ пришла к выводу, что водитель — Борисов — управлял автомобилем на законных основаниях. Ключи и документы Клепикова передала ему добровольно. Кроме того, он был вписан в полис ОСАГО.

Согласно правилам дорожного движения водитель не обязан при себе иметь доверенность от собственника. Право владения подтверждает полис ОСАГО, в который этот водитель вписан.

Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса обязанность возмещения вреда возлагается на гражданское лицо, владеющее источником повышенной опасности, на праве собственности, праве оперативного управления или иных законных основаниях. То есть отвечать за ДТП должен тот, кто находился за рулем в момент совершения аварии.

Поэтому Верховный суд отменил решение апелляционной инстанции и посчитал законным и справедливым решение суда первой инстанции.

Примечательно, что в истории, которую сейчас рассматривал Верховный суд, родственники погибшего по закону об ОСАГО могут рассчитывать на компенсацию в размере 475 тысяч рублей от страховщика виновника ДТП. Плюс 25 тысяч — это действительно установленные законом расходы на погребение.

Если бы родственники погибшего привлекли страховую компанию не в качестве третьего лица, а в качестве соответчика, то они могли бы рассчитывать на получение всей этой суммы, которая почти в три раза превышает заявленный ими ущерб. В итоге они получили только затраты на судебные издержки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Теперь, чтобы получить всю необходимую компенсацию, родственникам погибшего вновь необходимо подать в суд. Но уже на непосредственного виновника аварии — причинителя вреда. А страховую компанию привлечь к делу в качестве соответчика. Также необходимо попросить суд установить, кто должен выплачивать компенсацию.

Ответственность владельца ТС при ДТП

Содержание статьи

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — деяние, обладающее признаками правонарушения/преступления, совершенное с участием транспортных средств, по причине которого был причинен вред жизни и здоровью потерпевших и (или) нанесен материальный ущерб имуществу участников происшествия.

В случае нарушения правил дорожного движения (ПДД), обусловленного эксплуатацией транспортного средства (ТС), предусмотрена уголовная, административная, гражданская ответственность (в зависимости от причиненных последствий). Какие виды наказания предусматривает каждая из них и при каких обстоятельствах будет рассказано в нашем материале.

Уголовная ответственность владельца ТС при ДТП

За причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека при управлении ТС, действующим уголовным законодательством предусмотрен комплекс мер воздействия на виновника инцидента. Преступления в области нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств предусмотрены ст. 264 и ст. 264.1 Уголовного Кодекса РФ (далее — УК РФ). На основании ст. 63 УК РФ применительно к преступлениям, связанным с ТС, отягчающими (усугубляющими положение виновного лица) обстоятельствами являются:

  • управление ТС в пьяном виде;
  • ДТП повлекло смерть двух и более человек;
  • виновник ранее уже нарушал ПДД, ему было назначено административное наказание.

Если деяние совершено умышленно, преступление будет квалифицироваться как убийство (ст. 105 УК РФ) либо как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) в зависимости от характера последствий. Уголовное преследование при дорожно-транспортном происшествии предусмотрено в отношении водителя, а не собственника автомобиля, если это разные лица. По принципу вины (ст. 5 УК РФ) субъектом преступления выступает исключительно лицо, фактически управлявшее ТС и совершившее, к примеру, наезд на пешехода, даже если виновник ДТП не является собственником транспортного средства. Юридическое лицо субъектом общественно-опасного деяния выступать не может.

Административная ответственность владельца ТС при ДТП

В КоАП РФ нарушениям ПДД и участию в ДТП посвящена отдельная 12 глава. Объективной стороной правонарушения является причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 12.24 КоАП РФ). Кратковременность расстройства здоровья, неопасное для жизни длительное расстройство здоровья в качестве степени причинения вреда устанавливается на основе проведенной медицинской экспертизы.

По общим нормам административного законодательства санкции за дорожно-транспортное происшествие несет лицо, в отношении которого будет доказана его вина (ст. 1.5 КоАП РФ). Виновным будет признан водитель автомобиля, ведь именно он находился за рулем ТС и по причине его действия/бездействия наступили последствия.

Собственник автоматически понесет административное наказание в соответствии с положениями ст. 2.6.1. КоАП РФ, если фиксация происшествия произведена с помощью автоматической фото-, видеозаписи. Исключение: при ДТП в случае обжалования постановления о совершении административного правонарушения, собственник может представить достаточные и относимые к делу доказательства, что управляло ТС иное лицо, которые суд примет во внимание. Ошибочно мнение, что достаточно предоставить договор купли-продажи автомобиля в суде, чтобы доказать непричастность собственника к правонарушению, зафиксированному в автоматическом режиме. Стоит помнить, что договор купли-продажи не является свидетельством смены хозяина ТС, если не произведена перерегистрация в подразделениях ГИБДД. Если вы продали автомобиль, но в течение 10 установленных законодательством дней новый собственник не подал документы на регистрацию, обязанность по снятию с него переходит на вас.

Административным законодательством наказание в отношении юридического лица (организации) при совершении дорожно-транспортного происшествия не предусмотрено.

Читайте так же:  Как платить налог на прибыль рассчитываем и оплачиваем авансовые платежи

Гражданская ответственность владельца ТС при ДТП

Гражданская ответственность выражается в виде возмещения материального и морального ущерба, понесенного вследствие совершенного ДТП, в отношении потерпевшего. ГК РФ относит использование автомобиля к видам деятельности, создающим повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ). Владелец автотранспорта обязан возместить причиненный вред, если не докажет наличие обстоятельств, исключающих его ответственность. Гражданская ответственность предусматривается и в отношении юридического лица, если оно на законных основаниях владеет источником повышенной опасности, которое приняло участие в ДТП.

Особенностью указанной нормы является то, что владельцем может быть признан субъект правоотношений, владеющий автомобилем на законном основании, включая право аренды, наличие доверенности или в силу распоряжения на управление ТС. Таким образом, законным владельцем на момент совершения происшествия может быть признано иное от указанного в паспорте транспортного средства лицо (не собственник).

Возраст наступления гражданской ответственности при ДТП

Гражданская ответственность наступает с 14-летнего возраста. Если вред нанесен малолетним лицом, не достигшим 14 лет, ответственность за него должны понести его законные представители, в первую очередь — родители (ст. 1073 ГК РФ). С 14 лет несовершеннолетнее лицо несет ответственность в рамках возмещения вреда на общих основаниях (ст.1074 ГК РФ). Исключение — отсутствие доходов или имущества, необходимых для возмещения вреда.В таком случае ответственность возлагается на законных представителей. Основанием освобождения законных представителей от ответственности выступают доказательства отсутствия их вины в допущении подобного правонарушения.

В каких случаях владелец ТС освобождается от гражданской ответственности

Владелец освобождается от обязанности по возмещению вреда в случаях, прямо указанных в ст. 1079 ГК РФ:

  • непреодолимая сила — форс-мажор — наличие чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств. Фактически наличие обстоятельств непреодолимой силы прекращает правоотношения;
  • умысел потерпевшего — противоправное поведение потерпевшего, который предвидит и допускает наступление неблагоприятных для него обстоятельств;
  • транспортное средство до наступления последствий ДТП выбыло из владения владельца (автомобиль был угнан) — владелец должен доказать, что ТС выбыло из владения без его вины.

Солидарная ответственность виновника ДТП и собственника автомобиля

Солидарная ответственность виновника и собственника, возникающая вследствие ДТП, представляет собой нетипичный вариант гражданско-правовой ответственности группы лиц в классическом толковании. В привычном понимании солидарность в ответственности наделяет понесшую ущерб сторону правом выбора, к кому предъявлять иск: к кому-то одному из участников либо ко всем одновременно.

Норма ст.1079 ГК РФ прямо указывает на первостепенную вину непосредственно водителя ТС в момент совершения ДТП. Исключение составляет ситуация, когда источник повышенной опасности выбыл из владения собственника при наличии его вины. Если вина будет доказана, на собственника будет возложена ответственность в долевом порядке, то есть будет зависеть от степени его вины.

Классический вариант солидарной ответственности наступает в случае ДТП с участием нескольких ТС, владельцы которых и понесут групповую ответственность (п. 3 ст. 1079 ГК РФ).

В случае, когда виновник ДТП погиб, когда за рулем находился несовершеннолетний, когда за рулем был арендатор автомобиля или сотрудник организации, если водитель скрылся с места ДТП, солидарная ответственность в отношении собственника будет иметь место только в случае признания судом его вины.

[2]

Кто возмещает ущерб при ДТП?

Норма ст. 1079 ГК РФ предусматривает императивный выбор между лицами, которые несут гражданскую ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности:

  • возмещение ущерба при ДТП с владельца на праве собственности: если именно он был за рулем ТС либо частично при наличии вины в допущении к управлению третьего лица.
  • с водителя — владельца на праве хозяйственного ведения или иного вещного права: если именно он был за рулем ТС.
  • с водителя — лица, пользующегося ТС на законных основаниях в момент совершения ДТП, перечень которых в силу ст. 1079 ГК РФ не является исчерпывающим.

Помимо собственника и водителя, потерпевший вправе запросить возмещение в рамках Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” от 25.04.2002 № 40-ФЗ, если водитель был вписан в полис ОСАГО. Настоящим законом предусмотрен вариант прямого обращения потерпевшего к страховщику согласно статье 14.1 Закона об ОСАГО. Отсутствие виновного лица в страховом полисе позволяет сделать вывод только о возможном неправомерном пользовании транспортом. Вину собственника и долю, подлежащую возмещению, определит суд.

Таким образом, необходимо еще раз отметить, что общее основание взыскания ущерба с собственника — это наличие вины. При распределении ответственности судебная практика исходит из принципа виновности, в первую очередь — водителя, находившегося за рулем автомобиля в момент аварии. Если судом будет установлено, что собственник предполагал и допускал владение автомобиля без правовых оснований на это, собственник будет возмещать ущерб в части, соразмерной своей вине.

Как взыскать одновременно ущерб с водителя и собственника при ДТП?

Необходимо доказать наличие вины собственника, представить доказательства причинно-следственной связи между действиями водителя и собственника (знал/предполагал/допускал). Ответственность хозяина авто при ДТП ограничивается только степенью его вины.

Если у вас возникли трудности в связи с ДТП и вы не знаете, как обратиться за страховым возмещением, или вас волнует вопрос “можно ли привлечь виновного водителя к материальной или иной ответственности?”, обратитесь к нашим специалистам, заполнив форму обратной связи, и мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Незастрахованный несобственник

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Дмитрий Акимочкин рассматривает порядок возмещения вреда, причиненного ДТП, в зависимости от правомочий управлявшего транспортным средством лица и условий страхования машины.

Обязан ли виновник ДТП, не являющийся собственником ТС и ответственность которого не застрахована, возместить другому участнику ДТП стоимость ремонта ТС? При этом доказательства законности его владения транспортным средством, равно как и сведения о противоправном выбытии ТС из владения собственника, отсутствуют. Собственником в отношении ТС заключен договор ОСАГО.

Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, по общему правилу несет его законный владелец. Вопрос о том, может ли владелец быть признан законным в отсутствие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих его право, является спорным.

Обоснование вывода. Как правило, ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (в том числе транспортным средством), несет его законный владелец (п. 1 ст. 1079 ГК РФ). Судебная практика исходит из того, что это правило применяется и в случае взаимодействия источников повышенной опасности (п. 3 ст. 1079 ГК РФ) (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 11 апреля 2011 г. N Ф05-1666/11, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 марта 2012 г. N 13АП-23789/11).

Читайте так же:  Штрафы для индивидуального предпринимателя за неоформленного работника

Законным владельцем источника повышенной опасности является лицо, владеющее им на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством и т.п.). (п. 1 ст. 1079 ГК РФ).

В тех случаях, когда источник повышенной опасности на законном основании находится во владении не собственника, а иного лица, ответственность за причиненный вред несет законный владелец, фактически владеющий источником (смотрите, например, определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 августа 2011 г. N 33-25377).

Закон не определяет исчерпывающим образом круг лиц, отличных от собственника, которые могут рассматриваться в качестве законных владельцев источника повышенной опасности. В каждом конкретном случае вопрос о законности владения зависит от обстоятельств дела.

Прежде всего, следует отметить, что в качестве законного владельца источника повышенной опасности не может рассматриваться лицо, управляющее им во исполнение обязанностей по трудовому или гражданско-правовому договору с собственником или иным законным владельцем (например, водитель). Ответственность за действия таких лиц несет собственник (иной законный владелец) источника повышенной опасности (смотрите ст. 1068 ГК РФ, п. 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»).

Спорным в судебной практике является вопрос о том, кто должен отвечать за вред, причиненный источником повышенной опасности, в случае его передачи собственником (иным законным владельцем) другому лицу без письменного оформления правомочий получателя.

В ряде случаев суды исходят из того, что отсутствие соответствующего документа (договора, доверенности и др.) не освобождает владельца от ответственности, если управление транспортным средством осуществляется в присутствии собственника (смотрите, например, определение Липецкого областного суда от 23 января 2012 г. N 33-99/2012, Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20 апреля 2006 г. по делу N 33-4592). В отдельных случаях суды допускают и другие доказательства законности владения, за исключением свидетельских показаний (смотрите, например, кассационное определение Пермского краевого суда от 7 сентября 2011 г. по делу N 33-8996).

Вместе с тем некоторые суды в подобной ситуации возлагают ответственность на собственника (иного законного владельца), передавшего источник повышенной опасности другому лицу без письменного оформления (смотрите, например, кассационное определение Калининградского областного суда от 20 июля 2011 г. N 33-3329/2011, постановление ФАС Центрального округа от 30 июля 2008 г. N А64-3750/07-20).

В том случае, если вред причинен лицом, не имеющего правовых оснований для владения источником повышенной опасности, ответственность несет его собственник или иной законный владелец, если не докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. В последнем случае отвечает лицо, противоправно завладевшее источником, а при наличии вины владельца в выбытии источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником (п. 2 ст. 1079 ГК РФ).

Следует учитывать, что договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств распространяется на всех законных владельцев транспортного средства, независимо от того, кто конкретно заключил договор в качестве страхователя, а также от того, указано или нет то или иное лицо в качестве допущенного к управлению транспортным средством (смотрите п. 1 ст. 14, п. 2 ст. 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», надзорное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2006 г. N 77-В06-10).

Отметим, что в ряде случаев практика исходит из того, что для получения страховой выплаты потерпевший не должен доказывать законность владения причинителя вреда — обязанность доказывания незаконного характера владения возлагается на страховщика (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 27 ноября 2007 г. N 8683/07). При этом незаконным признается лишь такое владение, которое возникло в результате противоправного завладения транспортным средством (смотрите постановление Президиума ВАС РФ от 6 февраля 2007 г. N 10950/06).

С текстами документов, упомянутых в ответе эксперта, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Чужая машина: Верховный суд разъясняет, как искать нарушителя ПДД

Что делать владельцу автомобиля, если его оштрафовали за чужое нарушение? Есть ли шанс отстоять свои права и доказать, что за рулем был другой человекили платить придется в любом случае? Порой чтобы добиться справедливости, собственникам автомобилей приходится пройти не одну судебную инстанцию. Как разрешает такие споры Верховный суд, в материале «Право.ru».

Кто ошибся с остановкой?

Большинство водителей уже привыкли к регулярно приходящим штрафам за нарушения, зафиксированные автоматически – например, превышение скорости и неправильную парковку. Согласно ст. 2.6.1 КоАП, к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения при их автоматической фото- или видеофиксации, привлекаются владельцы транспортных средств – если только не удастся доказать, что за рулем сидел другой человек. Порой, чтобы отстоять свою позицию, собственникам машин приходится доходить до Верховного суда.

Похожий случай произошел с жительницей Татарстана Раисой Тимофеевой*. Её оштрафовали на 1500 руб. за остановку в зоне действия дорожного знака «Остановка запрещена» (ч. 4 ст. 12.16 КоАП). Однако Тимофеева отправилась оспаривать постановление в суд. В исковом заявлении, направленном в Зеленодольский городской суд Республики Татарстан, она указала, что за рулём автомобиля в момент фиксации нарушения был её муж, вписанный в полис ОСАГО, и представила суду копию полиса. У самой же Тимофеевой не было даже водительских прав. Однако суд жалобу отклонил, сочтя, что Тимофеева не доказала обстоятельства, на которые она ссылается: нет справки из ГИБДД о том, что Тимофеева не имеет водительских прав, представленный страховой полис надлежаще не заверен, а его оригинал в суд не представлен, поэтому полис не может быть признан допустимым доказательством, говорилось в судом не определении первой инстанции. Решение оставили без изменения и вышестоящие инстанции. При этом показания супруга заявительницы апелляция оставила без внимания, указав, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что судья предупредил его об ответственности за дачу ложных показаний.

Читайте так же:  Увольнение материально ответственного лица

Верховный суд оказался другого мнения. Если административное правонарушение было автоматически зафиксировано с помощью фотосъёмки или видеозаписи, то к ответственности привлекаются собственники транспортных средств, напомнил в определение по делу судья Сергей Никифоров (ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП). Однако в ч. 2 этой же статьи указано, что собственника освободят от ответственности, если подтвердится, что в момент фиксации правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Доказательствами могут быть доверенность, полис ОСАГО с вписанным в него водителем, управлявшим машиной, договор аренды или лизинга транспортного средства или свидетельские показания, в том числе показания водителя, управлявшего транспортным средством.

Тимофеева представила суду копию страхового полиса, в который были вписан ее супруг, копию своего непродленного водительского удостоверения и заявление мужа о том, что автомобилем управляет он, и именно он в нарушение ПДД припарковал машину в неположенном месте. Последнее он подтвердил и в ходе судебного заседания. Подобные обстоятельства не позволяют однозначно говорить о виновности Тимофеевой, заключил ВС и напомнил, что сомнения в таких случаях толкуются в пользу лица, привлекаемого к ответственности (п. 4 ст. 30.17 КоАП).

Жалобу суд удовлетворил, судебные акты нижестоящих инстанций отменил, а дело прекратил в связи с отсутствием состава правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП).

Отсутствие прав – не аргумент?

Юлиею Нечаеву* из Уфы оштрафовали на 500 руб. за превышение скорости (ч. 2 ст. 12.9. КоАП) – машина двигалась со скоростью 92 км/ч вместо положенных 60 км/ч. Однако женщина оспорила постановление по делу об административном нарушении в Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан. В жалобе Нечаева утверждала, что в момент автоматической фиксации правонарушения автомобилем управляла не она, а ее сын.

В подтверждение своих доводов Нечаева предоставила суду копию страхового полиса ОСАГО, в котором в качестве лиц, допущенных к управлению автомобилем, был вписан только ее сын, а также копии решений судов по аналогичным делам, в которых также имелись сведения о том, что у самой Нечаевой нет водительского удостоверения.

Но суды оставили жалобу без удовлетворения. Они заключили, что копия ОСАГО не подтверждает нахождение автомобиля в момент фиксации административного правонарушения в пользовании иного лица, не приняли во внимание копии судебных решений, и заключили, что то, что водительских прав у заявительницы нет, не исключает, что она могла управлять автомобилем, даже не проверив это обстоятельство. Сына Нечаевой, который и управлял машиной, в судебное заседание не вызывали.

Судья Сергей Никифоров, рассмотревший дело в ВС, заключил, что нижестоящие инстанции ошибались. В определении Никифоров сослался на определения КС (определения от 7 декабря 2010 года № 1621-0-0, от 22 марта 2011 года № 391-0-0, от 21 июня 2011 года № 774-0-0, от 25 января 2012 года № 177-0-0), в которых указано, что в подобных случаях принцип презумпции невиновности сохраняется: лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (ч. 1,2,4 ст. 1.5 КоАП). А уполномоченные органы, в том числе суды, не освобождаются от необходимости всестороннего, полного, своевременного и объективного выяснения обстоятельств дела, напомнил Верховный суд. В деле Нечаевой, однако, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не были исследованы, заключил ВС, удовлетворив жалобу и прекратив производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения.

Свидетели не в счёт

Еще одно подобное решение ВС вынес по жалобе Алины Караман*. Её оштрафовали на 500 руб. (ч. 2 ст. 12.9 КоАП) за превышение скорости: ее автомобиль двигался по трассе М4 «Дон» со скоростью 121 км/ч при допустимой скорости в 90 км/ч. Но Караман обжаловала постановление в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону (дело было перенаправлено в Миллеровский районный суд Ростовской области суд по подведомственности). Заявительница, как и в предыдущих случаях, настаивала, что автомобилем управляла не она.

Караман представила суду копию полиса ОСАГО, где кроме нее в списке лиц, допущенных к управлению автомобилем, значился ее муж. Также суд получил письменные объяснения других пассажиров автомобиля и допросил их в судебном заседании. Они подтвердили: за рулем был муж Алины Караман, а сама она не водит машину, потому что боится ездить за рулем после произошедшего ДТП. Сын владелицы авто, который в момент фиксации правонарушения также находился в салоне автомобиля, также подтвердил ее позицию. Однако суд в удовлетворении жалобы отказал. Копия ОСАГО не указывает, кто именно был за рулем, заметил судья. А свидетельские показания также не внушили ему доверия – муж и сын Караман заинтересованы в исходе дела, решили в райсуде. Судья райсуда, а вслед за ним и вышестоящие судебные инстанции, удовлетворить жалобу отказались, сославшись на недоказанность доводов владелицы машины.

ВС же, как и в двух предыдущих случаях, заключил, что заявительница права, сомнения в ее виновности должны трактоваться в ее пользу, напомнил судья Никифоров ч. 4 ст. 1.5 КоАП. Он отменил решения нижестоящих инстанций и постановил прекратить производство по делу.

Видео (кликните для воспроизведения).

* – имена и фамилии участников процессов изменены редакцией

Источники


  1. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.

  2. Перов, С.И. Основы судебно-бухгалтерской экспертизы / С.И. Перов. — М.: Ярославль: Нюанс, 2015. — 662 c.

  3. ред. Суханов, Е.А. Том 1. Гражданское право. Общая часть; М.: Волтерс Клувер; Издание 3-е, перераб. и доп., 2013. — 720 c.
  4. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
  5. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.
Ответственность собственника автомобиля при дтп, совершенным другим лицом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here