Ответственность за нарушение лесного законодательства административная и уголовная ответственность

Главное по теме: "Ответственность за нарушение лесного законодательства административная и уголовная ответственность" с точки зрения профессионалов. Предлагаем статью с комментариями и выводами.

Статья 99. Административная, уголовная и иная ответственность за нарушение лесного законодательства

СТ 99 ЛК РФ

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 99 ЛК РФ

По сравнению с имеющимся перечнем видов ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, установленным Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Лесной кодекс РФ не применяет понятие дисциплинарной ответственности за нарушение лесного законодательства. Остальные три вида ответственности аналогичны: административная, уголовная (ст. 99 ЛК РФ) и имущественная (или возмещение вреда) (ст. 100 ЛК РФ).

Комментируемая статья содержит отсылочную норму к административному и уголовному законодательству РФ. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Компетенция органов, уполномоченных в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов по соответствующим составам КоАП РФ определена в ст. 23.24, которая в соответствии со ст. 34 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» изложена в новой редакции. Статья 34 указанного Закона вступила в силу со дня введения в действие Лесного кодекса РФ.

Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внес еще ряд изменений в КоАП РФ, суть которых сводится к следующему.

1. Были откорректированы формулировки КоАП РФ в части как названий статей, так и их содержания в связи с новой терминологической основой Лесного кодекса РФ.

2. Дополнительных статей КоАП РФ по количеству, относящихся к компетенции органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда, по сравнению с предыдущей редакцией КоАП РФ не появилось.

3. Имеющиеся составы административных правонарушений были изменены редакционно или отменены; в связи с отсутствием норм материального права в ЛК РФ, например, исключение из документации лесорубочных билетов повлекло отмену ч. 2 ст. 8.24 КоАП РФ.

4. Суммы штрафов не изменились, за исключением одного состава ст. 8.24, где произошло увеличение штрафа за нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков: на должностных лиц — от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (прежнее — от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, за нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок, подсочки древостоев и заготовки второстепенных лесных ресурсов в лесах, не входящих в лесной фонд). Теперь, как видим, нарушение порядка отвода касается всех лесных участков на любых землях и любым правовым способом.

5. Утвержден новый перечень инспекторов, уполномоченных рассматривать дела от имени органов, указанных в КоАП РФ.

Согласно ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Статья 20 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внесла изменения в УК РФ, которые вступили в силу со дня введения в действие Лесного кодекса РФ. Санкции ст. 260 и 261 УК РФ не изменились.

Одновременно привлечение лица за одно и то же правонарушение и к уголовной, и к административной ответственности не допускается.

Ответственность за нарушение лесного законодательства

Нарушение установленных законом правил и норм по рациональному использованию и охране лесов влечет за собой юридическую ответствен­ность — уголовную, административную, гражданско-правовую и иную.

Новый Лесной кодекс РФ не содержит перечня лесонарушений. Его нор­мы, посвященные ответственности, имеют отсылочный характер: в соответст­вии со ст. 110 и 111 лица, виновные в нарушениях лесного законодательства, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Административная ответственность за лесонарушения предусмотрена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 61-76).

Административному взысканию в виде штрафа подвергаются лица, ви­новные в:

— нарушении установленного порядка использования лесосечного фон­да, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы;

— незаконной порубке и повреждении деревьев и кустарников;

— осуществлении лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или в лесном билете;

— нарушении правил восстановления и улучшения лесов;

— самовольном сенокошении и пастьбе скота, самовольном сборе дико­растущих плодов, орехов, ягод, грибов;

— незаконном использовании земель лесного фонда;

— засорении лесов бытовыми отходами и отбросами;

— вводе в эксплуатацию производственных объектов без устройств, пре­дотвращающих вредное влияние на леса;

— повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вред­ными выбросами, отходами и отбросами;

— уничтожении полезной для леса фауны;

— нарушении требований пожарной безопасности и др.

Административная ответственность установлена также за нарушение права государственной собственности на леса — самовольную переуступку права лесопользования, совершение других незаконных сделок (ст. 48 КоАП РСФСР).

Штрафы за эти правонарушения налагаются должностными лицами фе­дерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов.

Уголовная ответственность наступает по нормам Уголовного кодекса РФ, который содержит несколько составов экологических преступлений в сфере использования и охраны лесов:

— незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан (ст. 260);

— уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного об­ращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261);

— уничтожение или повреждение лесов путем поджога, иным общеопас­ным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отхода­ми, выбросами или отбросами (ч. 2 ст. 261).

Таким образом, за отдельные виды правонарушений может наступить уголовная или административная ответственность, что определяется в зави­симости от размера ущерба, причиненного лесонарушением или другими признаками, предусмотренными законом.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 № 14 в случае незакон­ной порубки разграничение экологического преступления и административ­ного правонарушения проводится по предмету: состав преступления, преду­смотренный ч. 1 ст. 260 УК РФ, образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, в особо защитных участках ле­сов всех групп либо не входящих в лесной фонд или запрещенных к поруб­ке, если эти деяния совершены в значительном размере (п. 13).

Читайте так же:  Отказ от иска гпк

Наряду с административной и уголовной ответственностью к правонару­шителям применяетсягражданско-правовая (материальная) ответствен­ность.

Сделки с участками лесного фонда — купля-продажа, дарение, залог, са­мовольный обмен участков лесного фонда — признаются недействительны­ми со всеми юридическими последствиями, предусмотренными граждан­ским законодательством применительно к недействительным сделкам (ст. 167-169 Гражданского кодексаРФ).

Граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам (ст. 111 ЛК РФ). Разме­ры и порядок возмещения ущерба определяются специальными норматив­ными актами, в частности, Постановлением Правительства РФ «Об утверж­дении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах РФ и такс для исчисления размера взы­сканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного за­конодательства, в лесах Российской Федерации» от 5 февраля 1992 № 67.

В виде неустойки гражданско-правовая ответственность применяется за нарушение правил заготовки и вывозки древесины, живицы, второстепен­ных лесных ресурсов, а в виде такс — при незаконной порубке, уничтожении или повреждении деревьев, кустарников, других лесных культур, наруше­нии правил осуществления побочных пользований. Такса представляет со­бой условную денежную сумму за единицу незаконно добытой продукции, поврежденных или уничтоженных лесных культур. Размер ее зависит от группы лесов, возраста, породы деревьев и кустарников.

Древесина и иная незаконно добытая продукция, заготовленные без со­ответствующих разрешительных документов, подлежат изъятию в установ­ленном законом порядке и передаче органам местного самоуправления. При невозможности изъятия незаконно добытой продукции взыскивается ее сто­имость.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ответственность за нарушение лесного законодательства

Правовая охрана лесов

Одним из определяющих принципов правового регулирования исполь-зования и охраны лесов является обеспечение оптимального уровня состо-яния лесов, их наиболее рациональное комбинированное использование в неразрывной связи с охраной и защитой лесов, сохранением и умножением их полезных функций. Эти общие требования действуют в отношении всех лесов.

Все лесопользователи, осуществляя соответствующие виды лесополь-зования, обязаны не допускать возникновения эрозии почв, отрицатель-ного воздействия этих пользований на состояние и воспроизводство лесов, водоемов, других природных богатств, соблюдать пожарную безопасность. Общее правило охраны и защиты лесов сформулировано в лесном законо-дательстве: все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней.

Охрана и защита лесов осуществляется с учетом их биологических и региональных особенностей и включает комплекс организационных, пра-вовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления, загряз-нения и иных вредных воздействий.

Правительство РФ, органы исполнительной власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации обеспечивают через органы управления лесным хозяйством осуществление мероприятий по охране и защите лесов. Осуществление мероприятий по охране и защите лесов возлагается в лесах государственного значения на лесохозяйственные предприятия ор-ганов лесного хозяйства, иные предприятия, организации и учреждения, на которые возложено ведение лесного хозяйства, а также на соответству-ющие министерства, государственные комитеты и ведомства и органы местного самоуправления (их администрации). Охрану и защиту лесов осуществляют государственная лесная охрана Российской Федерации, лесная охрана министерств, государственных ко-митетов и ведомств, в систему которых входят предприятия, ведущие лесное хозяйство; лесная охрана бывших колхозов и совхозов и других сельскохо-зяйственных предприятий.

В соответствии с действующим законодательством за нарушение лес-ного законодательства должностные лица и граждане подвергаются штра-фу, налагаемому в административном порядке за совершение следующих нарушений законодательства об использовании и охране лесов: 1. за самовольное занятие участков лесного фонда и самовольную пере-уступку права лесопользования, а также за совершение других сделок, в прямой и скрытой форме нарушающих право государственной собствен-ности на леса (ст. 48 КоАЛ РСФСР); 2. за незаконную порубку и повреждение деревьев и кустарников, унич-тожение и повреждение лесных культур, сеянцев, либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхож-дения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление (ст. 63 КоАП РСФСР); и пр.

Уголовное законодательство предусматривает следующие составы пре-ступлений и области использования и охраны леса: незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ) и уничтожение или повреждение лесов (ст. 261 УК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие лесонарушения и административная ответственность

Понятие лесонарушения.

Статья 110 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК) предусматривает меры административной и уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства. Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 111 ЛК граждане и юридические лица обязаны возместить ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством РФ.
Основанием привлечения к ответственности служит состав правонарушения, который представляет собой противоправное поведение (действие или бездействие), результатом которого является наступление вредного результата, наличие причинной связи между действием (бездействием) и наступившим вредом, а также наличие вины правонарушителя. Такое правонарушение называется лесонарушением.

Лесонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие), наносящее ущерб лесному хозяйству или нарушающее установленный порядок лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Административная ответственность.

Административная ответственность за нарушения лесного законодательства предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ). Основная мера ответственности — штраф.

КоАП РФ предусматривает несколько видов составов административных проступков:

— незаконное использование участков земель лесного фонда для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов и т.п. без надлежащего разрешения на использование этих участков (ст. 61);

— нарушение порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины и заготовки живицы (ст. 62);

— незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление (ст. 63);

— уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 64);

— осуществление лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 65);

— нарушение правил и инструкций по восстановлению, улучшению состояния и породного состава лесов, повышению их продуктивности, а также по использованию ресурсов спелой древесины (ст. 66);

Читайте так же:  Грузоперевозки автотранспортом из россии в казахстан

— повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях лесного фонда (ст. 67);

— самовольное сенокошение и пастьба скота в лесах и на землях лесного фонда, не покрытых лесом, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т.п. на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам (ст. 68);

— сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод и т.п. с нарушением установленных сроков их сбора (ст. 69);

— ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, транспортных путей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов (ст. 70);

— повреждение леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущее его усыхание или заболевание (ст. 71);

— засорение лесов бытовыми отходами и отбросами (ст. 72);

— уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях лесного фонда (ст. 73);

— уничтожение и повреждение ограничительных знаков в лесах (ст. 74);

— уничтожение полезной для леса фауны (муравьев, насекомоядных птиц и т.п.) (ст. 75);

— нарушение требований пожарной безопасности в лесах;
уничтожение или повреждение леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара либо распространение его на значительной площади (ст. 76).

Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами Минприроды и его территориальных органов в пределах установленных законодательством РФ полномочий указанных должностных лиц.

[1]

Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за нарушения лесного законодательства предусмотрена УК РФ.

Согласно ст. 260 УК РФ незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере, — наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Статья 261 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности в виде штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

За уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами указанная норма УК РФ устанавливает лишение свободы на срок от трех до восьми лет.

Ответственность за нарушение лесного законодательства

За нарушение лесного законодательства Республики Беларусь установлена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

Административная ответственность предусмотрена: за нарушение права государственной собственности на леса (ст.

Уголовная ответственность предусмотрена: за загрязнение леса строительными и бытовыми отходами или сточными водами, либо путем размещения вредных отходов производства, либо иным способом, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение (ч. 1 ст. 275 УК); загрязнение леса, повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере (ч. 2 ст. 275 УК); уничтожение либо повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем, несоблюдения правил производства взрывных работ, нарушения правил эксплуатации других источников повышенной опасности, нарушения порядка заготовки и вывозки древесины, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере (ст. 276 УК); незаконные порубка или повреждение до степени прекращения роста деревьев и кустарников в лесах первой группы либо порубка или повреждение не входящих в лесной фонд защитных и озеленительных насаждений (незаконная порубка деревьев и кустарников), повлекшие причинение ущерба в крупном размере (ч. 1 ст. 277 УК); незаконная порубка деревьев и кустарников, повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере (ч. 2 ст. 277 УК).

Наряду с административной и уголовной ответственностью к правонарушителям применяется гражданско-правовая ответственность. Юридические и физические лица, причинившие вред лесному фонду, обязаны его возместить в размерах и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Размер ущерба определяется в соответствии с таксами, установленными Указом Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. №348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде».

В-3: Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства

1. Административная ответственность за нарушение лесного законодательства.

Перечень составов административных правонарушений преимущественно закреплен в гл.8 КоАП.

— ст.7.10 КоАП – самовольное занятие лесных участков.

ППВС от 18.10.2012 г. «О применении судами законодательства об ответственности в области охраны ОС». П.22 ППВС указывает, что рубка лесных насаждений арендаторами, осуществляемая с нарушением требований освоения лесов рассматривается как нарушение правил их использования (ст.8.23 КоАП). Другие примеры данного состава: уничтожение при выборочных несплошных рубках лесного подроста, использование способов и методов, приводящих к уничтожению полезной древесины.

Ст.8.26 КоАП – самовольное использование лесов. Данный состав вытекает из ст.7.10 КоАП. Примеры: организация охотничьего хозяйства, заготовка древесных ресурсов.

Ст.8.27 КоАП – нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства. Ст.61 ЛК обязывает арендатора восстановить арендуемую площадь за счет собственных средств в соответствии с установленными правилами (см. Приказ МПР 2007 г.). ст.63 ЛК указывает, что осуществление лесоразведения – обязанность пользователей. Если лесные территории не переданы в арендное пользование, то применяется ФЗ «О гос.закупках» — за счет средств федеральной казны, которые в порядке субсидирования переданы региональному правительству, которое и реализует предписание. В случае невозможности арендатора осуществить обязанность он может исполнить ее на конкурсной основе (но обычно арендаторы не использует конкурсную процедуру, т.к. это долго). На практике арендаторы просто заключают с местными договор подряда и они выполняют всю необходимую работу по лесовосстановлению, лесоразведению.

Читайте так же:  Где взять справку 2-ндфл особенности получения

Основание привлечения к АО являются материалы акта освидетельствования. Типичными нарушениями при освидетельствовании являются: завизирная порубка (визира – это граница в лесу, т.е. это порубка за границей ЛУ) – ст.8.28 КоАП

Взятки сейчас дают лесничему, а он просто меняет номер лесосеки, чтобы дали лесосеку, на которой находятся ценные породы древесины.

Ст.8.28 КоАП — незаконная порубка и повреждение лесных насаждений. П.22 ППВС дает разъяснение о разграничении деяний, подпадающих под ст.260 УК с административным правонарушением по критерию величины ущерба в 5000 руб. Критерий – сохранилась ли жизнеспособность поврежденных деревьев, кустарников, лиан.

Функции контроля согласно ст.96 ЛК осуществляет государственный лесной надзор, лесная охрана.

Ст.8.32 КоАП – нарушение правил пожарной безопасности. Критерии разграничения при пожарах, совершенных по неосторожности со ст.261 УК выражаются в следующем: неполное сгорание древесных насаждений на сумму меньше 5000 руб. Подпадает под УО, если неосторожное обращение с огнем привело к полному сгоранию лесных насаждений, либо к их усыханию от высокой температуры, либо наступление деградации до степени прекращения роста. Охрана лесов от пожара осуществляется в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности», ст.6 которого устанавливает, что надзор осуществляет федеральное агентство лесного хозяйства. К локализации пожаров может привлекаться население в соответствии с ФЗ «О защите населения от ЧС природного и техногенного характера». При составлении административного протокола ссылаются на Постановление Правительства РФ 2007 г. «О правилах пожарной безопасности в лесах». Указанные правила предусматривают следующие меры охраны: противопожарное устройство в виде противопожарных просек (разрывов), опахивание (вдоль дорог, вокруг населенных пунктов), строительство взлетных полос для самолетов, вертолетов, мониторинг пожарной безопасности. Меры по противопожарной охране осуществляют также Росприроднадзор, ОИВ субъекта, ОМСУ, МЧС, вооруженные силы и арендаторы.

Ст.8.31 КоАП – нарушение правил санитарной безопасности в лесах. Предусматривается выявление вредных организмов посредством лесопатологического мониторинга. ФЗ «О карантине растений» предусматривает защиту лесов от возбудителей. Приказ Лесхоза 1998 г. утвердил Положение «О защите лесов от вредителей и болезней». Обеспечение санитарной безопасности возлагается на арендатора согласно ст.55 ЛК. Порядок организации лесопатологического мониторинга установлен в Приказе МПР 2007 г. Предусматривается локализация и ликвидация зон поражения ЛУ. Невыполнение требований по санитарной безопасности также является основанием для досрочного расторжения договора с арендатором и привлечения его к АО.

2. Уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства.

Ст.260 УК – незаконная порубка или повреждение до степени прекращения роста. По ч.1 – с причинением значительного ущерба (более 5000 руб). По ч.2 – если деяние было совершено с использованием служебного положения, группой лиц или с причинением крупного ущерба (более 50 000 руб.). ППВС разъяснил п. «а» и «в» ч.2, указав, что при таком деянии размер ущерба не учитывается (т.е. при группе лиц значительный ущерб уже не нужен). Ч.3 – деяние совершено организованной группой или в особо крупном размере (более 100 000 руб.).

Ст.261 УК – уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. Критерии разграничения с АО – см.ППВС.

3. Гражданско-правовая ответственность за нарушение лесного законодательства.

Ст.15 ГК – лицо, право которого нарушено может требовать полного возмещения вреда. Этот принцип развивается в ст.1064 ГК (общая презумпция). Указанные гражданские положения конкретизируются в ст.77 ФЗ «Об охране ОС», в которой указано, что вред, причиненный экологическим правонарушением, возмещается в полном объеме. Ст.78 ФЗ устанавливает порядок компенсации, а ст.79 ФЗ – компенсацию здоровью граждан и их имуществу. Ст.80 ФЗ — возможность приостановления или прекращения экологически вредной деятельности.

Причиненный вред возмещается добровольно или по решению суда. Иск позволяет произвести возмещение в течение 20-летнего срока.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9019 —

| 7252 — или читать все.

Статья 50. Административная и уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства

Статья 50. Административная и уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства Российской Федерации, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов в пределах полномочий указанных должностных лиц, установленных законодательством Российской Федерации.

Лицо, привлеченное к уголовной или административной ответственности за самовольный захват (занятие) участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, обязано освободить указанные участки в установленные сроки.

>
Ответственность за причинение ущерба лесному фонду и лесам, не входящим в лесной фонд
Содержание
Закон Тверской области от 28 июня 2001 г. N 152-ОЗ-2 «О лесах» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 108. Административная и уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства

Статья 108. Административная и уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства Российской Федерации, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Алтайскому краю, лесхозов Министерства природных ресурсов Российской Федерации в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий указанных должностных лиц.

Лицо, привлеченное к уголовной или административной ответственности за самовольный захват (занятие) участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, обязано освободить указанные участки в установленные сроки.

[3]

>
Ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам
Содержание
Региональный Лесной кодекс Алтайского края (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

[2]

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

«Административная и уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства» (Романов В., «Российская юстиция», 1998, N 5)

Административная и уголовная ответственность
за нарушение лесного законодательства

Лесной кодекс Российской Федерации не содержит норм, непосредственно предусматривающих юридическую ответственность за лесные правонарушения. В нем сказано, что за нарушение лесного законодательства Российской Федерации виновные лица несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.110).

Читайте так же:  Различие водительских прав на акпп и на мкпп

Административная ответственность. Основанием ее является административное правонарушение (проступок). Это виновное противоправное действие или бездействие, нарушающее установленный правопорядок в сфере лесных отношений, за которое законом предусмотрена административная ответственность.

Административное взыскание за лесонарушения наступает в виде денежного штрафа. Субъектами административной ответственности являются граждане, достигшие возраста 16 лет, и должностные лица.

Конкретные составы административных лесонарушений предусмотрены в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях в ст.ст.48, 61 — 76. Указанные в них размеры штрафов (на граждан — до пятидесяти рублей, на должностных лиц — до ста рублей) подлежали перерасчету применительно к минимальному месячному размеру оплаты труда на основании Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. «О порядке перерасчета штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях». Перерасчет производился в следующем порядке: штраф в размере десяти рублей считался равным одной десятой минимального месячного размера оплаты труда, тридцати рублей — одной третьей, пятидесяти рублей — одной второй, ста рублей — одному минимальному месячному размеру оплаты труда и т.д.

Основанием для возбуждения производства об административной ответственности является протокол о лесонарушении, лесном пожаре, составляемый должностным лицом государственной лесной охраны (лесником, объездчиком и т.д.). Протокол об обнаруженном лесонарушении вправе составлять также работники милиции, общественные лесные инспектора.

При невозможности установления личности правонарушителя на месте нарушения он может быть доставлен в сельскую, поселковую администрацию либо в отделение милиции для установления его личности и составления протокола (ч.3 ст.238 КоАП, ст.77 ЛК).

Протокол должен содержать сведения о конкретном виде и объеме (размере) лесонарушения (например, при незаконной порубке деревьев указываются их порода, количество и кубатура, а также другие фактические данные, необходимые для исчисления размера ущерба). В протоколе указывается количество (объем) изъятой незаконно добытой лесной продукции, место ее хранения и лицо, ответственное за ее сохранность.

Лесхозы (лесничества) дела об административных правонарушениях передают для рассмотрения в административную комиссию при районной, городской администрации (ст.199 КоАП), в отношении несовершеннолетних нарушителей в возрасте от 16 до 18 лет — в районную (городскую) комиссию по делам несовершеннолетних (ст.14 КоАП). Дела о нарушениях правил пожарной безопасности в лесах (ст.76 КоАП) рассматривают сами органы лесного хозяйства в лице их руководителей и уполномоченных лиц (ст.221 КоАП). Военнослужащие, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные лесонарушения по дисциплинарным уставам. Материал о лесонарушении, совершенном таким лицом, направляется соответствующему воинскому начальнику, руководителю органа МВД.

Надо заметить, что законодательство об административной ответственности за лесные правонарушения серьезно отстало в своем развитии, оказалось чрезвычайно консервативным, не отвечающим социально-экономическим изменениям, происходящим в обществе. Нельзя назвать положение нормальным, когда санкции ст.ст.61 — 76 Кодекса об административных правонарушениях даже после принятия Закона от 14 июля 1992 г. о порядке перерасчета штрафов применительно к минимальному размеру заработной платы остались неоправданно низкими. В законе до сих пор нет нормы, предусматривающей ответственность юридических лиц за административные лесонарушения. Между тем в связи с переходом к рыночной экономике в лесных отношениях все чаще участвуют коммерческие организации. Они нередко нарушают условия договора аренды, правила лесопользования, но остаются вне административной ответственности.

В других сферах природопользования, например в землепользовании, недропользовании, охране окружающей природной среды, юридические лица являются субъектами такой ответственности.

Уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 1997 г., предусматривает уголовную ответственность за лесные правонарушения в ст.ст.260, 261 и 262. Они включены в группу экологических преступлений, имеющих общий родовой объект посягательства — окружающую природную среду в целом. Составы экологических преступлений объединены в самостоятельной, 26-й главе, Кодекса.

Следует иметь в виду, что преступления в сфере лесных отношений по фактическому составу схожи с административными правонарушениями, однако представляют более повышенную социальную опасность в силу значительности ущерба либо посягательства на особо режимные лесные объекты (леса первой группы защитности, заповедники, национальные парки и т.п.). Например, по объективной стороне ст.63 КоАП и ст.260 УК предусматривают ответственность за схожие правонарушения — незаконную порубку деревьев и кустарников. Если последствием этих действий стало наступление ущерба в значительном размере, то наступает уголовная ответственность, а не административная.

Статья 260 нового Уголовного кодекса состоит из двух частей, каждая из которых содержит отдельные составы преступлений. Общим признаком для обеих частей является способ преступного посягательства — незаконная порубка или повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан.

Различия между двумя составами преступлений Уголовный кодекс проводит в основном в зависимости от места совершения преступления, режима защитности предмета посягательства, размера причиненного экологического и имущественного вреда. Статья 260 УК говорит о незаконной порубке. Однако закон под этим подразумевает не только порубку (рубку) в буквальном смысле, но и валку дерева любым способом — спиливание, корчевание и т.п.

Действия эти совершаются умышленно.

Повреждением, подпадающим под действие настоящей статьи, считаются раздробление, смятие деревьев и кустарников, уничтожение кроны или корневой системы, вызвавшие прекращение их роста или гибель.

Происходит это, как правило, по вине в форме неосторожности (легкомыслию или небрежности) при лесозаготовках — валке, трелевке и вывозке леса.

Но есть случаи повреждения деревьев умышленно. Так, без выборки лесного билета (ордера) обдирают «живую» липу для добычи луба, делают «кольцевание» деревьев для вызывания их высыхания на корню. Лесонарушители осознают, что после таких «операций» деревья гибнут.

Предметом посягательства по ч.1 ст.260 УК являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также в лесах, не входящих в лесной фонд, если вред причинен в значительном размере. Понятие и состав лесов первой группы дается в ст.56 Лесного кодекса РФ. К ним относятся леса с особым режимом защитности (берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов; противоэрозийные леса; леса зеленых зон городов и поселений; заповедные лесные участки и т.д.).

Особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования могут находиться и в лесах второй и третьей групп, а также в лесах, не входящих в лесной фонд (ст.55 ЛК). В них, как правило, запрещены рубки главного пользования. Решения о запрещении таких рубок принимаются органами государственной власти субъектов Федерации по предложениям органов лесного хозяйства.

Читайте так же:  Статья 124 тк рф. продление или перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска

Уничтожение или повреждение лесов на участках, не относящихся к названным группам и категориям защитности, может влечь уголовную ответственность лесонарушителя при наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных ч.2 ст.261 УК: совершение преступления неоднократно; с использованием своего служебного положения; в крупном размере.

Под неоднократностью следует понимать совершение лесонарушителем повторно или более раз такого же преступления, т.е. незаконной порубки и повреждения леса. Совершение предыдущего преступления должно быть подтверждено приговором суда, по которому судимость не погашена и не снята (ст.ст.16, 84, 85, 86 УК РФ).

Под лицами, совершившими преступление с использованием своего служебного положения, предполагаются должностные лица органов управления лесами и лесной охраны, а также должностные лица юридических лиц — лесопользователей.

Понятия значительности вреда и крупного размера даются в примечании к ст.260 УК. К первому относятся действия, причинившие имущественный вред, исчисленный по таксовой стоимости, в двадцать раз превышающий месячный минимальный размер оплаты труда, ко второму — в двести раз.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста, а по п.»б» ч.2 ст.260 УК — соответствующее должностное лицо.

В отличие от ст.169 прежнего Уголовного кодекса ст.260 нового УК не содержит указания о конфискации незаконно добытой продукции.

Чем это объясняется и как теперь решается судьба такой продукции?

Санкции уголовного закона предусматривают меры уголовного наказания, подлежащие применению к лицу, виновному в преступлении. Изъятие (конфискация) незаконно добытой продукции не относится к мерам уголовного наказания (ст.44 УК). Правонарушитель при этом не претерпевает никаких дополнительных лишений и страданий, а теряет только то, что незаконно приобрел. Это — гражданско-правовая санкция. Лицо, обогатившееся в результате противоправных действий, является незаконным владельцем, а потому все приобретенное имущество подлежит возврату потерпевшему (ст.ст. 1102, 1104, 1105 ГК).

Статья 261 УК состоит также из двух частей и предусматривает уголовную ответственность за уничтожение и повреждение лесов: ч.1 — в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности; ч.2 — путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами и т.п.

В первом случае вина причинителя вреда может быть в форме косвенного умысла или неосторожности (легкомыслия либо небрежности), например, разведение костра в летнее время без принятия мер предосторожности или оставление его непотушенным, использование машин и механизмов с неисправными искрогасителями, что вызвало возникновение лесного пожара.

При поджоге вина предполагается в форме прямого умысла — лицо предвидело и желало наступления преступного результата. Загрязнение леса вредными веществами может происходить в процессе хозяйственной деятельности, вина проявляется в форме косвенного умысла (ч.3 ст.25 УК).

В случае загрязнения леса по неосторожной вине (легкомыслию, небрежности) уголовная ответственность по ч.2 ст.261 УК исключается, хотя результатом явилось уничтожение или повреждение деревьев, кустарников, насаждений. Такой вывод вытекает из указания ч.2 ст.24 УК. В ней сказано, что деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Кодекса. Как видим, ч.2 ст.261 УК не содержит такого указания. Если вредные вещества относятся к источникам повышенной опасности (радиоактивные, ядовитые), то действия виновного подлежат квалификации по ч.1 ст.260 УК.

Преступление по ст.261 УК считается оконченным с момента наступления вредных последствий — уничтожения или повреждения лесов. При этом, в отличие от ст.260 УК, закон не требует в качестве обязательного признака состава преступления наступление ущерба в значительном или крупном размерах. Объясняется это чрезвычайно общественно опасным характером деяния с использованием огня и других общеопасных способов.

Статья 262 УК является новеллой в российском уголовном законодательстве. Она предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима особо охраняемых территорий и природных ресурсов. К ним относятся государственные природные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, санаторные, курортные и другие особо охраняемые территории, изъятые из хозяйственного или иного общедоступного использования решениями органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации,

Правовые режимы таких природных территорий и объектов установлены в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях», в соответствующих положениях о заповедниках, национальных парках и т.п.

Значит, при решении вопроса об уголовной ответственности правонарушителя следует обратиться к нормативно-правовым актам, утвердившим правовой режим защитности названных территорий и объектов. Например, на территориях национальных парков запрещено размещение огородов, садоводческих и дачных участков, въезд и стоянка механизированных транспортных средств, если это не связано с обслуживанием парков.

Обязательным условием для данного преступления является наступление значительного ущерба. В отличие от ст.260 УК значительность ущерба определяется не в денежном выражении, а в экологическом вреде: утере значения территории, природной ценности объекта, гибели ценных видов животных и растений и т.п. Преступление совершается в форме умысла — прямого или косвенного и считается оконченным с момента реального причинения такого ущерба.

Доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист Российской Федерации

(Марийский филиал Московского

открытого социального университета)

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Административная и уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства

Видео (кликните для воспроизведения).

Романов В. — доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации (Марийский филиал Московского открытого социального университета)

Источники


  1. Трудовое право; Юнити-Дана — Москва, 2010. — 504 c.

  2. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.

  3. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.
  4. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.
  5. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.
Ответственность за нарушение лесного законодательства административная и уголовная ответственность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here