Перегруз автомобиля контроль за нарушениями, нормы и штрафы

Главное по теме: "Перегруз автомобиля контроль за нарушениями, нормы и штрафы" с точки зрения профессионалов. Предлагаем статью с комментариями и выводами.

Штраф за перегруз в 2019 году: предотвратить или обжаловать?

Грузовой автомобиль индивидуального предпринимателя Алексея был задержан инспектором за перегруз по оси, когда третий раз за рейс проходил взвешивание. Законодательством РФ введены драконовские штрафы за перегруз и чтобы не разорится на них, необходимо знать законы. Статья расскажет что нужно знать и делать, чтобы не нарушать правила и не получать штрафы. В каких случаях их можно обжаловать, если штраф уже получен.

Правила перевозки грузов

Грузоперевозки в РФ регулируются разными законами и нормативными актами. Выделим важные моменты:

  • вес грузового автомобиля и нагрузка на оси не должны превышать предельных значений, указанных в ПТС и установленных приложениями 1 и 2 Постановления Правительства № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” от 15.04.2011 года;
  • вес груза определяется тем, кто грузит машину в присутствии другой стороны (грузоотправителем в присутствии перевозчика или наоборот), если иное не предусмотрено договором;
  • перевозчик (водитель) должен контролировать процесс погрузки, крепления и размещения груза в кузове;
  • если вес превышает установленную норму более чем на 2%, нужно оформить специальное разрешение, согласовать маршрут поездки и возместить вред, причиняемый перевесом дорожному полотну. Для этого нужно обратиться в Росавтодор того региона, откуда начнется маршрут перевозки.

Какие правила нарушил Алексей

  • не проконтролировал надежность крепления груза в кузове и груз сместился;
  • превысил нагрузку на ось.

Последствия перегруза

  1. Перегруженный автомобиль трудно управляем при сложных погодных условиях (гололед, мокрый асфальт) и имеет увеличенный тормозной путь, чем создает аварийно опасные ситуации на дороге.
  2. Дорожное полотно рассчитано под определенные нагрузки и их превышение наносит ему ущерб.
  3. При резком торможении есть риск заноса задней части прицепа и потери управления грузовиком, что тоже провоцирует аварийную ситуацию.
  4. Быстрее изнашивается сам автомобиль.

В связи с этим государство в лице Ространснадзора и ГИБДД усиливает контроль за грузоперевозками. 2 сентября 2015 года Правительство утвердило План мероприятий («дорожную карту»), направленных на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования. В соответствии с ним на Российских дорогах появились автоматические комплексы весогабаритного контроля с функцией фото и видеосъемки. К концу 2020 года 387 таких постов появятся на всех дорогах федерального значения.

Как работают автоматические весы

Весы измеряют общую массу и осевые нагрузки автомобиля движущегося со скоростью до 140 км/ч. Если есть перегруз, система определяет владельца ТС по номеру машины и проверяет было ли оформлено специальное разрешение, и если его нет, автоматически выписывает штраф. Такие весы прошел грузовик Алексея на первом передвижном посту весового контроля. Если система определила нарушение и сформировала штраф за перегруз, перевозчик узнает об этом, когда получит его по почте. В будущем пункты автоматического весового контроля будут дополнены электронными табло, которые будут на месте информировать водителя о результатах проверки.

Допустимые нормы загрузки автомобиля

В приложении № 1 к Постановлению Правительства № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” от 15.04.2011 г. установлены допустимые массы транспортных средств в зависимости от их типа или комбинации, количества и расположения осей. Допустимая масса складывается из веса самого автомобиля с прицепом, указанных в ПТС, и веса груза.

[1]

В Приложении N 2 к тому же документу определены допустимые нагрузки на оси в зависимости от их расположения и расстояния между ними для дорог с разной допустимостью осевых нагрузок.

Размеры штрафов за перегруз в 2019 году

В соответствии со статьей 12.21.1 КоАП РФ нарушение этих норм влечет наказание в виде штрафа или лишения права управления автомобилем. Меры ответственности определены в зависимости от степени превышения допустимой массы или осевой нагрузки в процентах.

Величина превышения допустимой массы ТС или осевой нагрузки

100 000 — 150 000

250 000 — 300 000

5 000 — 10 000 или лишение на 2 — 4 мес.

350 000 — 400 000

7 000 — 10 000 или лишение на 4 — 6 мес.

400 000 — 500 000

При третьем взвешивании на стационарном посту весы зафиксировали перегруз грузового автомобиля Алексея. Инспектор составил протокол и задержал ТС до устранения нарушения путем блокировки колес специальным устройством. Вызвал эвакуатор, чтобы переместить автомобиль с перегрузом на платную спецстоянку. В соответствии с п. 1.1. ст. 27.13 КоАП РФ до прибытия эвакуатора у водителя есть время на устранение нарушения. Для продолжения маршрута необходимо либо оформить разрешение на перевозку тяжеловесного груза, либо устранить нарушение одним из возможных способов:

  1. Поменять местоположение части груза в прицепе, если нарушена нагрузка на ось.
  2. Переместить часть груза в другую машину, если перегруз по общей массе ТС.

Водитель грузовика предпринимателя Алексея успел до приезда эвакуатора исправить нарушение первым способом, перераспределив груз в кузове. Инспектор направил автомобиль на контрольное взвешивание, которое показало, что нагрузка на ось пришла в норму и разрешил продолжать движение. Однако от штрафа за перегруз это перевозчика не избавит, нарушение было зафиксировано актом взвешивания и протоколом и его придется платить.

Кто должен платить штраф за перегруз, если штраф оформлен инспектором

В соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ ответственность за перегруз несут:

  1. Водитель, непосредственно управлявший ТС.
  2. Должностное лицо организации — человек, выпускающий машину в рейс.
  3. Юридическое лицо — организация или индивидуальный предприниматель, чей транспорт перевозил груз. Причем сумма штрафа для обоих одинакова.
  4. Грузоотправитель, если при погрузке им были нарушены весовые нормы. Что не допускается ч.12 ст.11 Устава автомобильного транспорта.
Читайте так же:  Порядок применения дисциплинарных взысканий

Суммы штрафов грузоотправителям различны:

  • для юридических лиц — от 250 000 до 400 000 руб.;
  • для предпринимателей — от 80 000 до 100 000 руб. (п. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ).

Таким образом, штраф выпишут самому предпринимателю Алексею, водителю, который управлял автомобилем и организации, которая грузила транспорт.

Кто должен платить штраф за перегруз при автоматической фиксации

Если нарушение зафиксировано автоматической системой взвешивания, отвечать будет только собственник транспортного средства. Сумма штрафа одинакова для ИП, физических и юридических лиц собственников ТС.

В каких случаях можно обжаловать штраф

Сложившаяся в России судебная практика показывает, что суды в полном объеме удовлетворяют иски ГИБДД к нарушителям весовых нагрузок. Тем не менее, в некоторых ситуациях обжаловать штраф за перегруз возможно:

Собственнику ТС:

  • если машина передавалась в аренду другому лицу по договору. Тогда ответственность несет арендатор ТС, что закреплено в ст. 2.6.1 КоАП РФ;
  • если грузовой автомобиль вез груз для личных нужд, и собственник может это подтвердить. Тогда штраф будет наименьшим как для физического лица.

Перевозчику:

  • если машина была загружена сыпучим или наливным грузом, а штраф получен за перегруз по осям. Песок, камень, жидкости никак не закреплены в кузове и водитель не может контролировать их перемещение, а значит, и нагрузку на ось. В таких делах суд может пойти навстречу и отменить постановление ГИБДД ввиду отсутствия состава правонарушения. Логично, что допустимая масса ТС при этом не должна изменится.

Грузоотправителю:

  • если на пути следования машиной было пройдено несколько взвешиваний, первое из которых не выявило перегруз по осям. Это указывает на то, что в пути произошло смещение груза, поэтому при последующем взвешивании ось “пробила” перегруз, значит при погрузке осевую нагрузку распредели правильно. Таким образом, нарушения норм грузоотправителем нет.

В данной ситуации Алексею придется заплатить штраф. Но нужно сделать выводы на будущее, чтобы избежать получения новых штрафов за перегруз.

Что нужно знать и делать, чтобы не получать штрафы за перегруз

  1. Знать правила перевозки тяжеловесных грузов и соблюдать их.
  2. Грузить машину строго соблюдая нормы, установленные законом.
  3. Надежно крепить груз в кузове, чтобы он не сместился.
  4. Можно установить на прицеп бортовые датчики нагрузки на ось, чтобы иметь постоянный контроль осевых нагрузок.
  5. При погрузке использовать компьютерные программы, рассчитывающие оптимальные варианты размещения груза в кузове.

Проконсультируйтесь по вопросам внедрения сервиса по автоматическому контролю подобных штрафов в вашей организации у нашего специалиста: тел. 8-800-250-8335.

Дата публикации статьи: 18 июля 2019 года
Последнее изменение: 22 июля 2019 года

Водители грузовых автомобилей стали получать штрафы за перегруз по 500 000 рублей

Недовольство размерами штрафов за нарушение правил дорожного движения — явление частое, повсеместное и, в общем-то, уже привычное для нашей страны. Однако порой «расценки» за некоторые вольности на дорогах настолько высоки, что это недовольство перерастает в недоумение и подталкивает к активным действиям, вплоть до обращения в высшие судебные инстанции в поисках защиты своих прав. Как выяснилось, не зря. Несколько водителей были не согласны с автоматически наложенным штрафом в размере 500 000 рублей, разберемся подробнее.

18 января 2019 года Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел обращение нескольких граждан по вопросу законности размера взысканий, установленного КоАП за перегруз автомобиля. А.И. Думилин и А.Б. Шаров были оштрафованы по статье 12.21.1 указанного кодекса. Размер взыскания был назначен на основании данных устройств автоматического взвешивания с функцией фотосъёмки, зафиксировавших факт перегруза и данные автомобилей. С весны 2018 года (Думилин) и с лета 2017 (Шаров) собственники транспортных средств оспаривали размер наложенного штрафа в судах разных инстанций, однако решения сотрудников ГИБДД о наказании были оставлены без изменений. Позиция судов, в принципе, понятна: согласно положениям КоАП сумма, положенная к выплате, была указана верно, и оснований для её снижения найдено не было. В итоге встал вопрос уже не о законности решений судей, а о законности и справедливости самой статьи, на основании которой выносились эти решения.

Суть проблемы

Статья 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает размеры ответственности за перегруз и превышение допустимых габаритов перевозки. Первые шесть пунктов статьи построены по одному и тому же принципу, имеют схожую структуру и различаются только цифрами: степенью нарушения в сантиметрах габарита или процентах перегруза, а также величиной штрафа в рублях. Рассмотрим структуру нормы закона на примере пункта 6 указанной статьи. Итак, за превышение допустимой нагрузки на ось более чем на 50%, а также допустимых габаритов более чем на полметра размер штрафа вычисляется следующим образом:

для водителя ТС он составляет от 7 000 до 10 000 рублей;

для должностного лица, которое отвечает за перевозку – от 45 000 до 50 000 рублей;

для юрлица – от 400 000 до 500 000 рублей;

[2]

при выявлении правонарушения на основании данных автоматических техсредств, имеющих функцию фотосъёмки и видеозаписи, размер штрафа фиксированный – 500 000 рублей.

Первая нелогичность заключается в том, что итоговая сумма к выплате в случае выявления нарушения сотрудником ГИБДД «в ручном режиме» может варьироваться в зависимости от обстоятельств дела от 400 до 500 тысяч. Обе цифры внушительны, но в этом случае у нарушителя хотя бы есть возможность не переплачивать сто тысяч (что тоже не копейки) и ограничиться первой, более низкой суммой. В случае же привлечения к ответственности на основании данных фотофиксации заплатить придётся полмиллиона, и тут уже без вариантов.

Есть ещё один момент, степень абсурдности которого на порядок выше. При составлении текста статьи законодатель не учёл некоторые требования юридической техники, и последний абзац, касающийся автоматической фиксации, распространяет своё действие не только на юридических лиц, но и на все остальные категории нарушителей, упомянутых в норме закона. В итоге имеем еще более дикий разброс по суммам штрафа, чем в предыдущем пункте: простой водитель транспортного средства, перевозящий имущество не на постоянной основе в коммерческих целях, а разово и для личных нужд (что, кстати, и получилось в ситуации одного из заявителей – он вёз сруб для установки на своём участке) за одно и то же нарушение при встрече с сотрудником ДПС заплатит максимум десять тысяч, а вот при попадании в поле зрения электронного блюстителя порядка – те же полмиллиона, которые являются максимальными для юрлица.

Читайте так же:  Как заполнить извещение о дтп пошаговая инструкция по заполнению

И еще один нюанс: устройство фотофиксации, в отличие от инспектора, не уделяет внимания «мелочам» вроде того, кто сидел за рулём автомобиля. Транспортное средство идентифицируется по номеру, и штраф автоматически накладывается на собственника. Возможно, за рулём был не он, а нанятый водитель, возможно, машина была передана в аренду или управлялась по доверенности, возможно, вообще была угнана, и законный владелец никак не мог повлиять на то, кто и что на ней перевозит – однако немалый штраф придётся заплатить именно ему. Нелогично, несоразмерно да и просто несправедливо – однако всё по закону.

Решение Конституционного суда РФ

Переходим к хорошим новостям: в результате рассмотрения обращений Конституционный Суд внял доводам заявителей и признал, что назначение штрафов по принципам, указанным в обсуждаемой статье КоАП, не соответствует положениям Конституции. Было выпущено Постановление Конституционного суда от 18 января 2019 года № 5-П. Дело в том, что, согласно Основному закону, все граждане нашей страны имеют равные права, ущемление которых недопустимо ни по каким причинам. А здесь мы имеем дело как раз с ущемлением, ведь единственный фактор, влияющий на размер наказания – это способ фиксации нарушения, и он никоим образом не зависит от правомерности поведения человека.

По итогам рассмотрения отдельные положения статьи были признаны частично не соответствующими Конституции, а законодателя Суд обязал внести изменения в норму, чтоб привести её в соответствие с принципами равноправия и законности и устранить имеющее место нарушение. Пока же, до внесения поправок, штрафы должны назначаться в минимальном размере, установленном кодексом.

Перегруз автомобиля: контроль за нарушениями, нормы и штрафы

Перевозка грузов автомобильным транспортом – популярная и быстро развивающаяся ниша бизнеса в России. Однако, предприниматели в погоне за прибылью нагружают свои грузовики «под завязку», игнорируя правила дорожного движения и технические возможности грузовых машин.

Перегруженные дальнобои сильно разбивают дорожное полотно. Перегруженный автомобиль больше «ест» технических жидкостей и топлива. И, как уже говорилось, дорожное покрытие быстрее приходит в негодность. Чтобы с этим как-то бороться власти приняли несколько законов, относительно правил проезда грузовиков по разным типам трасс и размеров штрафов за нарушения.

Что такое перегруз транспортного средства

Перегруз автомобиля определяют по нагрузке на каждую ось: задняя плюс передняя. В сумме получается нагрузка веса автомобиля, передаваемая через колёса на полотно дороги. Часто задняя ось автомобиля несёт большую часть нагрузки, по сравнению с передней.

Так как, по сути, на переднюю ось «давит» только кабина и силовой механизм, тогда как на заднюю приходится груз. Кроме того, перегруз быстро изнашивает детали грузовика, а именно:

  • замок седла;
  • сцепление;
  • коробку передач;
  • тормозные колодки;
  • резину;
  • подвески.

Водители знают, что есть дорожные знаки, установленные на некоторых отрезках дорог и перед мостами, ограничивающие проезд автомобилей по весу, например, 3:12. То есть, по мосту или участку дороги после этого знака нельзя двигаться автомобилям, нагрузка на оси которых больше, чем указано на знаке.

Если водитель нарушает это правило, он будет подвергнут штрафу, закреплённому в КоАП, пятой части статьи 12.21.1. В ней говорится, что водитель перегруженного легкового или грузового автомобиля со спецразрешением или без, может быть оштрафован за проезд по непредназначенным для такого веса дорогам или мостам.

Допустимый вес груза для транспорта категорий «А» и «Б»

Есть разные категории трасс, по которым разрешено ездить разным группам грузовых автомобилей. Для группы «А» разрешено движение по трассам 1, 2, 3 категории (обычные дорогие, не являющиеся скоростными, количество полос в одну сторону может быть до четырёх).

Для группы «Б» разрешён проезд по любым категориям дорог (скоростные и автомагистрали в том числе). КоАП установлена допустимая норма нагрузки на оси авто группы «А» и «Б» в зависимости от расстояния между осями.

Для автомобилей группы «А»:

  • Между осями больше двух м – 10 тонн.
  • До двух м – 9 тонн.
  • До одного м 65 см – 8 тонн.
  • До 1 м 35 см – 7 тонн.
  • До одного м – 6 тонн.

Для группы «Б» установлены следующие нормы:

  1. Между осями больше 2 м – 6 тонн.
  2. До 2 м – 5,7 тонны.
  3. До 1 м 65 см – 5,5 тонн.
  4. До 1 м 35 см – 5 тонн.
  5. До 1 м – 4,5 тонн.

Штрафы за превышение нормы нагрузки на ось

Соответственно, если вес всего авто или нагрузка на ось превышает 2, но меньше 10 процентов, то водителю, должностному лицу, разрешившему выезд, и юридическому лицу, владеющему машиной, грозит штраф за перегруз в размерах 1000–1500; 10000–15 тыс. и 100000–150 тыс. рублей соответственно.

Если превышение массы больше 10, но менее 20%, то штраф за перегруз будет – 3000–3500; 20000–25000; 200000–250 тыс. рублей. Если масса превышает норму на 20, но не достигает 50%, то штрафы за перегруз грузового автомобиля будут 4000–5 тыс. или лишение прав до 3 месяцев; 30000–40000; для юридических лиц 300000–400 тыс. рублей.

Если перегруз по осям более 50%, штрафы водителю – 7000–10 тыс. или лишение прав на срок до 6 месяцев; должностному лицу – 45000–50000, юридическому лицу – 400000–50 тыс. рублей.

Читайте так же:  Письмо коллегам при увольнении с работы

Если такое нарушение было зафиксировано с помощью фото или видео, то размер штрафа будет равен верхней планке штрафа для организации, производившей загрузку машины. Но ответственность и выплату штрафов понесёт и перевозчик.

Дела об административных правонарушениях, связанных с перегрузом или превышением габаритов, согласно Гражданскому процессуальному кодексу рассматриваются судами общей юрисдикции.

Судебная практика на данный момент уже, можно сказать, сформировалась и суды в полном объёме удовлетворяют подавляющее большинство исков к грузоотправителям или перевозчикам. Причём обжалование решений ничего не даёт.

Почему законом предусмотрены такие большие штрафы за перегруз? Это способ избежать ещё больших расходов и человеческих жертв, поскольку перегруз влечёт за собой:

  • выбивание дорожного полотна (расходы на ремонт, аварии из-за ям и трещин на дороге);
  • большие шансы возникновения аварий при движении по старым сооружениям и мостам;
  • увеличение тормозного пути, что повышает вероятность аварий.

Тормозной путь становится длиннее из-за инерции груза (чем тяжелее груз, тем сильнее инерция). А это может быть чревато заносом грузовика, особенно в гололёд или дождь. Имеет значение и то, насколько хорошо груз закреплён.

Потому что если он во время движения перемещается по кузову, это может стать причиной опрокидывания грузовика и, соответственно, аварии. За это несёт ответственность водитель.

Кто контролирует движение грузовиков в соответствии с правилами

За соблюдением правил перевозки грузов следят передвижные или стационарные контрольно-весовые пункты, инспектора которых имеют полномочия выписывать штраф и забирать автомобили на штрафстоянку до его уплаты.
Видео (кликните для воспроизведения).

Пункты оборудованы специальными весами, которые показывают нагрузку на оси грузовика и инспектор определяет, есть перегруз на ось или нет. Взвешивание автомобиля может производиться двумя способами:

  • Без остановки авто. Его скорость при этом не должна превышать 5 км/ч. Погрешность измерений может достигать 3%, поэтому этот способ используют не часто.
  • Когда автомобиль остановлен. Этот способ даёт более точные результаты.

Если обнаружен перегруз или габариты груза превышают норму, то это будет являться нарушением и водителю придётся платить штраф. Даже если есть спецразрешение и, разумеется, когда его нет.

Спецразрешение для тяжеловесных, крупногабаритных и опасных грузов выдаётся в органах исполнительной власти или подведомственной им организации, или собственником дороги, по которому следует груз.

Его заблаговременно должен получить грузоотправитель. В случае когда получение спецразрешения на проезд является обязательным или водитель отклонился от маршрута в нём указанного, ему также может быть выписан штраф.

Кроме того, вес груза должен быть точно указан в товарно-транспортных накладных. Если в документах указан вес, не превышающий допустимых норм, а в действительности определён перегруз, инспектор составит протокол и назначит штраф.

И все эти неурядицы достаются водителю. Чаще всего ему и приходится расплачиваться за то, что его начальство не оформило все необходимые документы должным образом.

Штрафы для крупногабаритных грузов

Для перевозки крупногабаритных грузов также предусмотрены свои правила. Крупногабаритным считается груз, выступающий на более чем один метр сзади или 10–50 сантиметров с каждого борта.

В этом случае груз должен быть оформлен специальными знаками, которые видны днём и светоотражающими элементами или фонарями, чтобы было видно ночью.

Это описано в правилах дорожного движения. КоАП добавляет к этому, что если габариты груза на 10–50 см больше нормы или больше чем указано в спецразрешении, то инспектор контрольно-весового пункта имеет право выписать штраф. Диапазон штрафов тот же, что указан выше 1000–400 тысяч рублей.

Если сумма штрафа внушительная и водитель, естественно, не может её уплатить, авто поставят на штрафстоянку. И тогда грузоотправитель потеряет время, репутацию и возможно клиента. Также понесёт дополнительные убытки — расходы на отправку ещё одного грузовика, чтобы поделить груз: покупка топлива, зарплата второму водителю и возможно придётся платить неустойку клиенту за несвоевременную доставку груза, если таковое предусмотрено договором.

Министерство транспорта анонсировало ужесточение ответственности за перегруз

12 июля 2019 г. 16:59

Министерство транспорта РФ объявило о намерении внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) с тем, чтобы усилить ответственность водителей и собственников грузовых автомобилей за нарушения правил движения тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств. Соответствующая информация опубликована ведомством в четверг, 11-го июля, на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Ранее, напомним, в интервью телеканалу «Россия-1» министр транспорта Евгений Дитрих уже говорил о том, что в ведомстве считают необходимым ужесточить ответственность за перегруз вплоть до конфискации автомобиля и груза. Идет ли речь о внесении в КоАП именно этих положений, пока непонятно.

В уведомлении о начале разработки законопроекта указывается лишь на необходимость «стимулировать водителей и собственников (владельцев) грузовых транспортных средств к соблюдению Правил движения тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств». Как это стимулирование будет осуществляться, не уточняется.

Вместе с тем из Министерства транспорта и Кабинета министров в целом в последнее время звучало несколько предложений, касающихся весогабаритного контроля.

Так, вице-премьер Максим Акимов призывал рассмотреть возможность введения «градуальной» ответственности. А именно: назначить максимально возможное наказание за систематическое и «зашкаливающее» превышение весовых и габаритных норм, при этом за незначительное и непреднамеренное нарушение штраф, наоборот, снизить.

В Министерстве транспорта, в свою очередь, отмечали, что сейчас в ведомстве обсуждают вопрос усиления ответственности за перегруз грузоотправителя, поскольку по действующему законодательству он наказывается штрафом в тех случаях, когда указал в транспортной накладной недостоверные сведения о массе груза, в то время как нарушение правил перевозки нередко происходит по обоюдному «сговору».

Евгений Дитрих, кроме того, озвучивал еще две инициативы: продумать механизм наказания для тех водителей, которые проезжают автоматические пункты весогабаритного контроля, преднамеренно перед этим загрязнив или скрыв регистрационные номера, и предусмотреть возможность лишения водителей права управления транспортным средством за превышение его весовых параметров.

Читайте так же:  Порядок оформления отпуска без сохранения заработной платы

Последнее, отметим, КоАП РФ и без того сейчас предусмотрено: при перегрузе на 20-50% — от 2 до 4 месяцев «отстранения от руля», при перегрузе свыше 50% — от 4 до 6 месяцев. Возможно, речь идет о том, чтобы увеличить срок наказания или распространить его и на более мелкие нарушения.

Сейчас пока Министерство транспорта принимает предложения по поводу усиления весогабаритного контроля. Их можно до 21-го августа 2019-го года оставить на странице Уведомления ведомства о начале разработки законопроекта на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Какие штрафы за перегруз грузового автомобиля? Новый закон о лишении

Штрафы за перегруз

Штрафы ГИБДД за перегруз грузового автомобиля в 2019 году непомерно высокие. Но касается это преимущественно ИП и юридических лиц. А вот для водителей максимальная санкция составляет 10 000 рублей, и то за перевес фуры более 50% от допустимого на весах. Но всё может измениться, если в думе примут новый закон, по которому за данное нарушение ПДД будут лишать прав и даже конфисковывать грузовики. О том, когда он вступит в силу и с какой долей вероятности, какие актуальные штрафы на сегодня по осям и общие для организаций, физических лиц и предпринимателей, рассказываем в статье.

Что за новый закон о лишении за перегруз?

По многочисленным новостям изменения ожидают водителей с 1 июля 2019 года – то есть якобы новый закон уже вступил в силу. То есть, если ранее за перегруз фуры на весовом контроле зачастую фатальные санкции ждали только грузоотправителей в качестве юрлиц, а также крупные штрафы выписывались ИП, то теперь и до водителей добрались!

При этом, новый закон предусматривает аж 3 новых меры ответственности:

  • лишение прав на большой срок за перегруз грузовой машины,
  • конфискация груза при больших размерах перевеса,
  • даже конфискация самого автомобиля в исключительных случаях.

Это правда и вступили ли в силу изменения?

Нет. Никакого нового закона нет. Более того, нет даже законопроекта, внесённого на обсуждение. И сейчас мы это очень просто докажем!

  • Во-первых, так как ответственность за перегруз предусмотрена в Федеральном КоАП, то изменения по правилам должны вноситься Федеральными законами. И вы не найдёте ни одного такого ни внесённого в Госдуму, ни на обсуждении в ведомстве.
  • Во-вторых, актуальная версия Кодекса размещается на авторитетном ресурсе Консультант Плюс, и на 21 Ноября 2019 года действует редакция статьи 12.21.1 КоАП со штрафами. Никакого лишения прав, и, тем более, конфискации авто и товара не введено.

Таким образом, новый закон о перегрузе не вводился и официально не планируется.

А что правда?

То, что инициатива по внесению нововведения о лишении прав и конфискации за перегруз всё же поступала. Её внесло Министерство транспорта России на одном из заседаний Госсовета.

Тем не менее, до официального вступления в силу нового закона о перевесе фур ещё далеко. Он не вводился с 1 июля 2019 года и далеко не факт, что он вообще появится.

Как выписывают штрафы за перегруз?

В 2019 году есть 3 вида пунктов весового контроля:

  1. стационарный (чаще всего находится на въездах/выездах из городов),
  2. передвижной/мобильный (устанавливаются где угодно и в разных местах),
  3. автоматический (фиксируются нарушения по перегрузу в автоматическом режиме, и штрафы высылаются собственнику фуры).

За перегруз по осям и за общий отдельно?

Нет. Замер на весах происходит по осям, затем результаты осевых замеров суммируются и получается общая масса грузового автомобиля с прицепом.

Штраф выписывается в любом из 2 случаев: либо перегруз есть по меньшей мере на одной оси автомобиля, либо по осям перевеса нет, но общая масса выше допустимой.

Есть ли погрешность измерений?

Да, и таких погрешностей много, а зависят они от методики измерения, типа весового контроля и весов.

На сегодняшний день есть установленный Приказ Минтранса с общими правилами измерения, а также указание по точности замеров и допустимых погрешностей весов в зависимости от их типа и других параметров. Предупреждаем сразу, читать очень много и не очень понятно.

Чтобы вам было проще понять, то в общих случаях погрешность составляет:

  • 11% – на автоматических весах на контроле при измерении по осям фуры,
  • 5% – погрешность по общей массе на автоматическом весовом пункте,
  • 2% – любая погрешность (как общая, так и по осям) на стационарных и передвижных пунктах (там, где итоговый штраф выписывают сотрудники ГИБДД).

Есть ли отдельные наказания за перевес прицепа и тягача?

Нет. В 2019 году перегруз считается именно в составе транспортного средства. То есть вне зависимости от того, тягач на весах или его прицеп – измеряется общий вес всей сцепки как единого целого, а также вес всех осей фуры по-отдельнсти, вне зависимости от переда или зада.

Все штрафы за перевес в 2019 году

Они зависят от наличия разрешения на грузовой автомобиль, а также от величины превышения массы:

  1. 2-10% от допустимого веса без разрешения или на этот же размер выше, указанного в разрешении,
  2. перегруз на 10-20% от разрешённой по осям или от общей массы,
  3. от 20 до 50%,
  4. от 10 до 20% больше, чем в специальном разрешении,
  5. от 20 до 50% больше, чем разрешении,
  6. более 50%.

Обратите внимание, в законодательстве 2019 года наказания зависят не от перегруза за каждую тонну, а именно в пересчёте процентов перебора веса.

Кто платит?

Также размер штрафа зависит от статуса несущего наказание лица:

  • физическое лицо (водитель),
  • должностное лицо, ответственное за перевозку груза фурой,
  • ИП и юридическое лицо,
  • грузоотправитель, а в определённых случаях и грузополучатель – зависит от того, кто собственник груза,
  • погрузчик,
  • собственник грузового автомобиля (в случае автофиксации).

Итак, давайте теперь рассмотрим все штрафы за перегруз грузовиков на пунктах весового контроля в зависимости от статуса привлекаемого к ответственности лица. Отдельно приведём в таблицах, кто платит какие штрафы, и вам сразу станет всё понятно!

Читайте так же:  Количество дней отпуска за месяц работы

Физлицу (наёмному водителю)

К категории физических лиц относятся водители грузовиков, работающие по найму на юридическое лицо или предпринимателя. Именно они несут наиболее мягкую ответственность за перегруз на весах, и именно для них хотя ввести (но пока ещё не ввели) лишение прав.

Таблица штрафов для физлиц за превышение веса машины
Статья и часть КоАП Какой перегруз? Какой штраф?
12.21.1, часть 1 Перегруз на 2-10% при отсутствии спецразрешения либо на то же значение выше, указанного в этом документе. Водителю от 1 000 до 1 500 рублей как по осям, так и за общий перевес. 12.21.1, часть 2 На 10-20% при отсутствии разрешения. От 3 до 4 тысяч рублей. 12.21.1, часть 3 На 20-50% при отсутствии разрешения. От 5 до 10 тысяч либо лишение прав на 2-4 месяца (при этом, лишение идёт как более строгое наказание). 12.21.1, часть 4 На 10-20% от указанного в разрешении при его наличии. 3 000 — 3 500 рублей. 12.21.1, часть 5 На 20-50% от указанного в разрешении при его наличии. От 4 до 5 тысяч или лишение на 2-3 месяца. 12.21.1, часть 6 Если перегруз составил более 50% при отсутствии бумажного согласования или более 50% от указанного в этом документе. Водителю штраф составит от 7 до 10 000 рублей либо будет лишение прав на срок 4-6 месяцев. 12.21.1, часть 11 Движение грузового автомобиля под дорожный с массой более указанного на знаке (при перегрузе на ось или общего веса). 5 000 рублей.

Юридическим лицам и ИП (как владельцам или водителям автомобиля)

А вот для организаций штрафы за перевес в десятки и даже сотни раз выше.

Обратите внимание, что ИП по статье за перегруз несут ответственность тоже как юридические лица (Примечание к 12.21.1).

Таблица штрафов для юр лиц за превышение веса машины
Статья и часть КоАП Какой перегруз? Какой штраф?

12.21.1, часть 1 Перегруз на 2-10% при отсутствии спецразрешения либо на то же значение выше, указанного в этом документе. От 100 до 150 000 рублей. 12.21.1, часть 2 На 10-20% при отсутствии разрешения. От 250 до 300 тысяч рублей. 12.21.1, часть 3 На 20-50% при отсутствии разрешения. От 350 до 400 тысяч. 12.21.1, часть 4 На 10-20% от указанного в разрешении при его наличии. 3 000 — 3 500 рублей. 12.21.1, часть 5 На 20-50% от указанного в разрешении при его наличии. 300-400 000 рублей. 12.21.1, часть 6 Если перегруз составил более 50% при отсутствии бумажного согласования или более 50% от указанного в этом документе. Штраф для организации будет от 400 до 500 тысяч.

А вот за движение под знак ограничения допустимой массы фуры для юрлиц штрафа не предусмотрено – в этом случае ответственность ожидает только водителя.

Грузоотправителю

Указанные ниже штрафы ГИБДД выписываются именно грузоотправителю, вне зависимости от того, кто является собственником перевозимого груза.

Какие штрафы для грузоотправителей?
Статья и часть КоАП Какой перегруз? Какой штраф?
12.21.1, часть 8 Ошибка грузоотправителя в документах на груз либо сокрытие настоящей массы груза (если грузоотправитель является физлицом) в случаях, когда водителя привлекли по частям 1, 2 и 4 статьи 12.21.1.
  • От 1 500 до 2 500 рублей для физлиц,
  • от 200 до 300 тысяч для грузоотправителя, если он является юридическим лицом.
12.21.1, часть 9 Ошибка грузоотправителя в документах на груз либо сокрытие настоящей массы груза (если грузоотправитель является физлицом) в случаях, когда водителя привлекли по частям 3, 5 и 6 статьи 12.21.1.
  • Штраф 5 000 рублей для физического лица,
  • 350-400 000 рублей для юридического лица.

При погрузке в фуру

Есть отдельный штраф и для организации или ИП, осуществлявшего погрузку груза в машину и допустившего своими действиями перевес. Он регулируется частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса и составляет:

  • от 80 до 100 тысяч рублей для ИП,
  • от 250 до 400 тысяч – штраф организации.

Собственнику на камеру автофиксации

Если нарушение зафиксировано на камеру, то в этом случае штраф выписывается только собственнику грузового автомобиля – ни водитель, ни юр лицо не несут ответственности, так как по автофиксации они не могут быть достоверно установлены.

Таблица штрафов на камеру собственникам
Статья и часть КоАП Какой перегруз? Какой штраф?
12.21.1, часть 1 Перегруз на 2-10% при отсутствии спецразрешения либо на то же значение выше, указанного в этом документе. 150 000 12.21.1, часть 2 На 10-20% при отсутствии разрешения. 300 000 12.21.1, часть 3 На 20-50% при отсутствии разрешения. 400 000 12.21.1, часть 4 На 10-20% от указанного в разрешении при его наличии. 250 000 12.21.1, часть 5 На 20-50% от указанного в разрешении при его наличии. 400 000 12.21.1, часть 6 Если перегруз составил более 50% при отсутствии бумажного согласования или более 50% от указанного в этом документе. 500 000
Видео (кликните для воспроизведения).

Такие санкции придут собственникам грузовиков в качестве «писем счастья» по почте.

Источники


  1. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.

  2. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.

  3. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2010. — 480 c.
  4. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
  5. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.
Перегруз автомобиля контроль за нарушениями, нормы и штрафы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here