Помеха справа при проезде перекрестков

Главное по теме: "Помеха справа при проезде перекрестков" с точки зрения профессионалов. Предлагаем статью с комментариями и выводами.

Lesia555 › Блог › Помеха справа — в знании ПДД сила

Едешь бывает по жилой зоне, двору или перекрестку без знаков приоритета и поражаешься безграмотности своих коллег. Как сейчас помню — в автошколе мне правило помехи справа вколачивали чуть ли не на каждом занятии, а когда выехали на автодром, то «помеха справа» было единственное правило, которое помогало понять кто едет, а кто стоит.Каждый день я проезжаю несколько участков дороги, где данное правило, это единственное правило проезда этих участков. На одном из них я каждый день поворачиваю налево, и через день мне так кто-нибудь и пытается «залепить» в левый бок. Господа Коллеги — давайте будем взаимовежливы и подучим правила, если имеются пробелы. Ну почему я считаю своим долгом соблюдать правила, а Вы нет)

Я даже напомню, если сложно открыть список правил.

Итак, в каких же случаях работает правило помехи справа, а в каких нет:

— Нерегулируемый перекресток с одинаковыми покрытиями, перед которым не установлены знаки главной дороги, а так же знаков STOP или уступи дорогу однозначно проезжается по помехе справа.
— Если на перекрестке из примера выше покрытия разные, то есть у одной дороги грунтовка а у другой асфальт — асфальтовая дорога является главной, хоть и нету знаков.
— Если на нерегулируемом перекрестке главная дорога поворачивает направо, а вы едете прямо, вы обязаны пропустить того, кто едет справа.
Помехе справа подчиняются только дороги. Выезд с прилегающей территории или парковки в любом случае будет являться второстепенной дорогой.

Вот по сути и все. И еще один момент: почему то многие считают, что если они едут в прямом направлении на перекрестке равнозначных дорог, а другой при этом находится справа и совершает маневр пересекающий траекторию едущего прямо, то едущий прямо прав. Это заблуждение. Достаточно того, что машина находится справа, а куда она едет — это не имеет никакого значения.

Давайте будем взаимовежливы господа Коллеги, подучите правила, если имеются пробелы. Удачи вам на дорогах.

Все про помеху справа по ПДД

Если бы Правила дорожного движения регулировали каждую ситуацию на дороге, то они вышли бы чрезвычайно объемными. Для упрощения регламентации и простоты использования вводятся специальные правила. Одно из них – «помеха справа».

Что такое помеха справа?

Помеха справа – условное, «народное» понятие, которое призвано регулировать неднозначные ситуации с приоритетностью на дорогах. Норма упрощает действие ПДД. Кратко его можно охарактеризовать следующим образом: если очередность движения Правилами никак не регламентируется, то при пересечении путей двух автомобилей первым проезжает тот, что находится справа.

Сам Правила дорожного движения не содержат такого термина, как «помеха справа».

По своему смыслу выражение – упрощенное обозначение пункта 8.9. ПДД.

Условия выполнения принципа:

  • траектории движения автомобилей пересекаются;
  • участники равноправны. Ни один из них не имеет преимущества;
  • ПДД не оговаривает очередность проезда.

Только при соблюдении трех условий правило «помехи» начинает действовать.

Особенности применения правила

Нюансы применения напрямую зависят от наличия либо отсутствия трех ключевых условий. Принцип применяется в двух случаях:

  • одновременное перестроение;
  • нерегулируемые перекрестки и места, где движение не регламентировано.

Внимание: «помеха справа» — это правило на крайний случай. Оно действует только тогда, когда другие нормы или не работают, или уже были задействованы.

В каких случаях помеха справа не работает?

«Помеха справа» — универсальный принцип. Однако нет правил без исключений. Норма не применяется в следующих случаях:
  • участники неравнозначны друг другу;
  • при движении задним ходом;
  • один из участников «конфликта» – трамвай или пешеход;
  • движение осуществляется по дополнительной секции светофора.

Если не соблюдаются три условия «работоспособности» правила, то оно исключается.

Фактически, имеется еще один случай, когда правило не работает: если участник движения неадекватен. «Сорвиголову», несущегося на всех скоростях, имеет смысл пропустить, даже если имеется приоритет.

Подобная мера позволит избежать возможной аварийной ситуации.

Помеха справа на перекрестках

Движение на неравнозначных перекрестках регулируется дорожными знаками, светофором или регулировщиком. Их отсутствие, а также одинаковость дорожного покрытия – признаки нерегулируемого участка.

«Помеха» работает только на равнозначных перекрестках. Принцип звучит следующим образом: на нерегулируемом перекрестке первым начинает движение тот автомобиль, что находится правее.

Важно: «помеха справа» не работает на круговых перекрестках. Водители, которые уже находятся на круге, имеют приоритет по отношению к въезжающим.

Как действует правило при одновременном перестроении?

Пункт 8.4. ПДД дает прямой ответ на вопрос. Если имеет место одновременное перестроение, то водитель уступает дорогу тому, кто находится правее. На практике подобных ситуаций великое множество. Пример: водитель желает перестроиться на левую сторону, при этом другой автомобилист, находящийся на стороне слева, желает перестроиться на правую сторону. В таком случае дорогу уступает водитель слева.

Практические примеры и комментарии

В 2017 году Верховный суд РФ коснулся вопроса применения правила: отменил штраф водителю, не уступившему дорогу автомобилю справа. Особенность случая: оба автомобиля поворачивали в одну сторону и являлись попутными. Их пути не пересекались, а были параллельными. Однако автомобилист, который находился справа, решил поспешить и увеличить скорость, тем самым резко изменив свою траекторию. Верховный суд РФ, освободив водителя, не уступившего дорогу, установил судебный прецедент: транспортное средство, которое приближается сзади с правой стороны к другому автомобилю, двигающемуся параллельно, не является помехой справа.

«Помеха справа» позволяет решить целый массив конфликтов, не урегулированных Правилами дорожного движения.

Единственное, что необходимо знать – сами особенности и условия использования принципа. Грамотно пользуясь правилом, водитель упрощает себе жизнь и движение всех остальных участников дорожного движения.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Читайте так же:  Как взять отгул за свой счёт

Правило ПДД помеха справа — когда действует?

Очередность проезда автомобилей по трассе и улицам города обозначается и оговаривается в правилах дорожного движения.

Регулируемость очередности возлагается на расставленные по трассе дорожные знаки приоритета, на установленные светофоры, а также на обычный регулировщик.

Для определенных частных ситуаций, как правило, в процессе маневрирования, требуется опираться на установленные нормы ПДД, только так можно понять, что делать, если возникает помеха справа, кто должен уступить.

Одним из основных правил является перестройка из полосы в полосу. В этом случае уступает дорогу тот, водитель, который двигается без смены направления.

[1]

Правило «правой руки» актуально для тех случаев, когда один из регуляторов не в состоянии применить правила по причине их полного бездействия.

Есть много таких участков дороги, где не только никаких регулировщиков и стандартного светофора, но также никаких знаков.

Как в подобном случае нужно действовать водителю, кто получает преимущественное право осуществления проезда? Стоит более тщательно разобраться в данном принципе движения, тем более что между опытными водителями действует определенное универсальное правило.

[2]

Что такое помеха справа?

Отвечая на вопрос, что такое помеха справа, можно отметить, что правило «правой руки» знают все без исключения водители. К нему за помощью обращаются в большом количестве разных ситуаций.

Вот самые основные правила ПДД помеха справа:

  1. При пересечении нерегулируемого пересечения равных по статусу трасс.
  2. При разъездах на стоянках и на станциях АЗС.
  3. В процессе перестройки авто, двигающихся в одном направлении, но по разным полосам дороги.

В данной статье можно вспомнить автошколу и особенности правила «помехи справа». Можно узнать, что это такое, а также в каких ситуациях может быть использовано.

Сразу стоит отметить, что в ПДД полностью отсутствуют такие общепринятые между водителями термины, как «правило правой руки» и «помеха справа на перекрестке».

По сути, это на условном уровне упрощенные выражения пункта 8.9 ПДД России. Его суть заключается в том, что правила не могут особым образом регламентировать все возникающие на дороге ситуациях с тем, кому отдается приоритет на трассе.

Если последовательность проезда не была предусмотрена Правилами Дорожного Движения, водители должны обязательно разъехаться между собой, пропуская водителя, «мешающего» с правой стороны. Только после этого потребуется продолжить передвигаться.

Говоря иными словами, если по пути следования человек пересекает путь иного транспортного средства, и, если общая очередность движения не оговорена ПДД, он должен уступить этому автомобилю трассу, если на момент пересечения машина будет находиться справа.

К знакам приоритета относятся такие обозначающие указатели, как «Главная дорога», «Пересечение с дополнительной дорогой», «Уступите дорогу», «Движение без остановки запрещен», «Преимущество перед встречным движением».

Особого внимания заслуживает равнозначный перекресток. Это обычное пересечение трасс с равным покрытием, а также тех, что характеризуются равным приоритетом.

Если знаков приоритета, перечисленных выше, нет, между водителями автоматически начинает действовать правило «правой руки». В этом случае перекресток на автоматическом уровне становится равнозначным.

Если помеха появляется справа от водителя, уступает он, если слева был замечен автомобиль, он обязан уступить дорогу.

Согласно данному правилу должен действовать и оппонент. Если он сталкивается с помехой справа, он обязательно должен обеспечить рядом едущему водителю право первичного проезда.

Таким образом, если на трассе приоритет движения не определен знаками, светофором и регулировщиком, «помеха справа во дворе» от ведущего водителя должна получить преимущество в перемещении.

Если при нарушении данного правила возникают аварийные ситуации, причин для этого может быть три. Виновник ДТП не очень хорошо знаком с ПДД. Такие водители полагают, что раз на прошлом перекрестке он ехал по главной, то и в данной ситуации ситуация повторится.

На деле это не так, отчего и появляется аварийная ситуация. Также виновник ДТП может полагать, что в процессе его выезда с грунтовой дороги, его обязаны все пропускать и те, кто передвигается слева, в том числе.

Если осуществляется выезд на асфальт, водитель должен всем уступить дорогу, так как грунтовка – это во всех случаях второстепенная трасса. Данное правило распространяется к выезду со стадионов, парковок и иных подобных территорий.

Нередко между участниками движения возникает аварийная ситуация, возникшая на основании того, что водитель посчитал, что он не обязан пропускать водителя с правой стороны по той причине, что он поворачивал налево. Поворот в этом случае ничего не меняет.

Видео: «За рулем». ПДД: помеха справа

Особенности применения правила «помеха справа»

Принцип перемещения, описанный выше, относится к категории универсальных, но требуется четко знать границы его использования. У правила «правой руки», как и всех иных норм, есть три обязательных условия, когда действует правило.

Они могут решить вопрос, как определить помеху справа:

  1. Траектории движения автомобилей должны обязательно пересекаться. В этом случае автомобили не будут мешать друг другу и смогут спокойно разъехаться в правилах предусмотренных направлениях.
  2. Правило действует по отношению равнозначных участников. Ни один из участников спорной ситуации, который стремится обязательно проехать первым, не должен иметь определенного статусного преимущественного положения, равнозначного иным участникам движения. В этом случае нельзя использовать принцип правила правой руки в таких отношениях, как транспортное средство – пешеход, трамвай и обычный автомобиль. В этом случае пешеход и трамвай являются участником дорожного движения.
  3. Общая очередность проезда не оговаривается пунктами ПДД. Говоря иными словами, если планируется использовать именно это правило, не должно быть предусмотрено ПДД.

Вот несколько примеров по данным правилам. Если водитель выезжает со стоянки одновременно с иным автомобилем, данная ситуация не имеет четкого правила ПДД. В этом случае дорогу нужно уступить едущему справа водителю, который является помехой справа.

Можно рассмотреть еще один случай с одновременным перестроением равнозначных по передвижению авто. Если в ситуации принимают участие мотоцикл, который не имеет в лице легковушки правой помехи, он перестроится первый.

Читайте так же:  Узнать номер диагностической карты

Что касается водителя легкового автомобиля, то он будет правой помехой для мотоциклиста, соответственно обязан будет уступить ему место.

В каких случаях «помеха справа» не работает?

Также стоит рассмотреть условия, когда понятие «помеха справа» является не актуальным, например, действует ли на парковке правило помехи в 2019 году.

Данный вопрос выше рассматривался с точки зрения применения правила, а здесь в качестве ответа на вопрос, в каких случаях оно не действует.

Вот несколько ситуаций, достойных внимания:

  1. Несоответствие статуса участников движения. Термин «помеха справа» будет неактуальным в случае, если изначально участники движения являлись неравнозначными по статусу. Это может быть сложившаяся спорная ситуация между авто и пешеходом, а также ситуация с безрельсовыми транспортными средствами и трамваями.
  2. Неравнозначность приоритетных положений участников, урегулированная дорожными знаками, светофором и регулировщиками.

Второй пункт стоит рассмотреть более подробно на примерах. Если один водитель находится на главной дороге, а второй едет по второстепенной, между собой они смогут применить правило правой руки. Здесь преимущественным правом будет обладать тот, кто едет по основной трассе.

Если один водитель перемещается по дороге, а второй выезжает с заправочной станции или с жилого двора, спорная ситуация по уступке дороги не может быть решена по правилу «помеха справа».

Согласно правилам ПДД, человек, который выезжает из прилегающей рядом расположенной территории, обязан уступать всем дорогу.

Стоит рассмотреть еще одну ситуацию. Один водитель двигается под зеленый сигнал светофора, а рядом едущий перемещается по дополнительной секции светофора.

Изначальной позиции двух водителей являются равнозначными, так как едущий на рядом расположенную дополнительную секцию при главном запрещающем обязан пропустить вперед всех выезжающих на основной разрешающий светофорный сигнал.

Есть и иные ситуации, когда описываемое правило не «работает». Например, при начале движения или при передвижении задним ходом предварительно нужно уступить дорогу иным водителям.

«Помеха справа» на перекрестках

Правило «правой руки» может быть применимо и в процессе перемещения по перекресткам.

Несмотря на то, что ПДД в разделе 13 регламентируют определенные правила по проезду по перекресткам, процесс при желании можно достаточно серьезно упростить, используя самое универсальное правило правой руки.

Сформулировать данный принцип можно следующим образом – при равных возможностях водители должны разъехаться с иными транспортными средствами, используя как раз правило «правой руки».

Сложности с использованием данного правила, применяемого на перекрестах, как правило, сопровождается некоторой динамичностью дорожных событий.

В процессе перемещения по перекрестку требуется помнить ситуации, когда применять правило «правой руки» настоятельно не рекомендуется.

Это ситуации максимально четкой регламентации грамотно выстроенной очередности движений. Вот самые основные из них:

  • «спор» с трамваем. Рельсовое транспортное средство должно проехать первым, так как у него имеется приоритет, основанный на самой категории данного городского средства передвижения. Правило помехи справа в отношении трамвая не актуально. Трамваи во всех ситуациях пользуются приоритетом;
  • изначальная неравнозначность позиций. Если водители находятся на трассе на разных по приоритетности направлениях, то есть кто-то едет на основной, а кто-то на второстепенной, их отношения не будут решаться с использованием принципа «помехи справа».
Видео (кликните для воспроизведения).

Сюда также можно отнести ситуацию, когда перемещение осуществляется по дополнительной секции светофора. Это ситуация распространяется на основной сигнал запрещения.

Важные советы

Людям, перемещающимся по дополнительной трассе или выезжающим с жилого двора, нужно уступать дорогу всем.

Желательно перед этим установить зрительное взаимодействие с водителем, перемещающимся с левой стороны.

В этом случае будет ясно, какими будут его последующие манипуляции. Это не особое универсальное правило, просто так можно показать водителям свое намерение.

Если водитель никак не реагирует, если скорость его автомобиля не снижается, нужно обязательно пропустить его.

Особо неуравновешенные водители, пытаются преподать таким упрямцам урок и едут напрямую. Не стоит так делать. Это приведет к возникновению аварийной ситуации. Не стоит тратить свои нервы, время и здоровье попытку что-то доказать.

Заключение

Главное правило «помехи справа» представляет собой метод решения вопросов относительно преимуществ движения при полном отсутствии трех основных категорий приоритетности, то есть светофора, дорожных знаков и регулировщика.

Само по себе правило «правой руки» говорит о том, что водитель обязан пропустить и дать возможность проехать водителю, чье средство передвижения приближается с правой стороны.

Если при перестроении или при выезде на главную дорогу совершить определенные ошибки, водителям будет назначен штраф за нарушение ПДД.

Все тонкости применения правила помеха справа

Доброго времени суток уважаемые читатели! На днях попав в несколько неприятных ситуаций на дороге и находясь в шоке от езды некоторых «водителей» в очередной раз решил написать несколько слов о правилах дорожного движения. Совсем недавно я писал о том как можно быстро выучить ПДД, так как повторюсь еще раз, что их знание всеми участниками движения – это залог нашей с Вами, дорогие водители безопасности. Сегодня на очереди правило, которое объясняют в любой автошколе еще до начала курса вождения. Причем самое интересное, что оно в большинстве своем известно только водителям, а пешие участники не всегда понимают, о чем идет речь. Итак, Вашему вниманию правило помеха справа.

Как понимать и когда применяется «помеха справа»

Как такового, правила с названием «помеха справа» или правило «правой руки» в тексте ПДД Вы никогда не найдете, но любой водитель Вам с легкостью расскажет его суть. В разделе 8 ПДД можно прочесть следующее:

Это и есть не что иное, как правило «помехи справа». И поменяется оно только случаях, когда:

  • транспортные средства равнозначны: как известно трамвай в большинстве своем имеет преимущество (кроме случая выезда из депо), поэтому данную фразу необходимо понимать в следующей интерпретации, что все транспортные средства безрельсовые или наоборот, необходимо определить очерёдность проезда трамваев;
  • транспортные средства находятся в равных условиях, например оба движутся по главной/второстепенной/равнозначной дороге или на зеленый сигнал светофора;
  • определить очередность проезда более привычными способами (дорожные знаки, светофор) не представляется возможным.

То, есть данное правило действует при разъезде на парковке у супермаркета, во дворах и на любых прилегающих территориях. Но его не нужно применять, если Вы выезжаете из двора или с другой прилегающей территории, так как даже при отсутствии знаков приоритета, выезжающий должен уступить дорогу.

Определение очередности проезда перекрестков

Согласно разделу 13 ПДД очередность проезда любого перекрестка определяется по:

Читайте так же:  Инструкция по ведению бухгалтерского учета для ип

  1. жестам регулировщика, именно он главный на перекрестке, его жесты имеют больший вес, чем сигналы светофора и знаки приоритета, то есть если на светофоре горит зеленый и у Вас главная дорога, а регулировщик запрещает движение, то ехать ни в коем случае нельзя;
  2. сигналам светофора, в «табеле о рангах» они находятся ниже регулировщика, но выше чем знаки приоритета;
  3. собственно самим знакам приоритета, таким как главная дорога, пересечение со второстепенной дорогой, уступите дорогу, движение без остановки запрещено и др. Если на перекрестке отсутствует регулировщик и светофор, то ориентируемся по ним;
  4. дорожному покрытию, в отсутствие знаков по нему всегда можно ориентироваться, ведь дорога с твердым покрытием (асфальт, асфальтобетон) всегда будет главной по отношению к грунтовой дороге.

Если очередность не удается определить, используя вышесказанное, то самое время применить хорошо известное в кругах водителей правило «правой руки».

Пример:

Автомобиль, назовем его «А» движется прямо на зеленый сигнал, навстречу ему также на зеленый едет автомобиль «Б», который хочет повернуть налево. Вот назревает конфликтная ситуация: у обоих горит зеленый, а траектории движения пересекаются. Выход из ситуации возможен, только с применением правила «правой руки». Когда автомобиль «Б» приступит к повороту, то у него будет помеха справа в виде приближающегося автомобиля «А», поэтому он и должен уступить дорогу.

Не забывайте, что при определении очерёдности проезда автомобиля и трамвая правило «помеха справа» применять ни в коем случае нельзя, это может обернуться серьёзным столкновением с 20-ти тонной махиной.

Применение правила при перестроении

Перестроения можно разделить на 2 группы:

  1. Простые (перестраивается только одно транспортное средство);
  2. Сложные или обоюдные, название говорит само за себя, в данном случае происходит одновременное перестроение ТС.

При простом перестроении вопросов нет правила всегда предписывают уступать дорогу тому участнику, который что-то меняет. И здесь уступает тот, кто перестраивается.
А вот при одновременном (обоюдном) перестроении, очередность определяется применением правила помехи справа.

Правило не действует

Существует один весьма интересный пример, который я просто не мог не привести. Представьте себе перекресток равнозначных дорог, по каждой из которых к этому пересечению приближается автомобиль и на перекрестке они оказываются одновременно (картинка расположена ниже). Кто должен уступить дорогу?

Это – единственная ситуация, в которой не работает правило «помеха справа», да и вообще ПДД эту ситуацию не регламентируют. Водители в данном случае сами должны определить очередность проезда. Например «моргание» фарами встречного автомобиля, можно понять как предоставление им преимущества. А как только одно ТС проехало, то остальные легко разъедутся по правилу правой руки.

Помеха справа или правило правой руки — кто, кого и в каких ситуациях пропускает

Каждому водителю, даже с небольшим стажем вождения, знакомо правило правой руки или помеха, которая возникает с правой стороны. Этому правилу из ПДД отводится важное место, более того, помеха справа даже считается основным постулатом на дороге.

При соблюдении этого канона могут возникать спорные моменты, о которых начинающий водитель может не знать. Мы взяли на себя смелость рассказать всё, что имеет отношение к такому виду препятствия. В конце этого разговора у вас не будет возникать сомнений касаемо действий относительно других участников дорожного движения на нерегулируемых участках.

Определение понятия

Для начала необходимо разобрать понятие «помеха справа». Эта информация позволит чётко понимать суть дальнейшего разговора и не путать это правило с другими понятиями из ПДД. Такое понятие актуально на тех участках дороги, которые не оборудованы регулировочными знаками.

Помеха справа цитирует пункт из ПДД под номером 8.9. Суть этого пункта сводится к следующему: отсутствие какой-либо регламентированной формы, которая направлена на регулирование последовательности проезда ТС, предусматривает разъезд водителей с учётом наличия помехи с правой стороны. Нужно чётко понимать, что автомобиль, который выступает той самой помехой справа, должен быть пропущен. Только после этого можно начинать движение при условии отсутствия других машин по правую сторону.

Теперь разберёмся с не менее важным вопросом, который часто становится камнем преткновения, — как определить помеху справа. При подъезде к участку дороги, который не оборудован регулировочными знаками, необходимо убедиться в их полном отсутствии. Стоя на развилке, обращаем внимание на ТС, которые относительно к вашему авто находятся с правой стороны. Такие участники дорожного движения как раз и будут считаться преградой, которой нужно предоставить право на проезд.

В том случае, если линии передвижения (ваша и автомобиля справа) совпадают, то придётся уступить дорогу и дождаться завершения манёвра другой машиной. Только в том случае, если с правой стороны не будет машин, можно продолжать движение.

Мы разобрали что означает помеха справа и в теории вроде бы всё понятно. На практике возникает ряд спорных ситуаций, которые могут поставить в ступор. Эти ситуации необходимо детально изучить, чтобы на дороге не возникало проблем.

Примеры возможных помех справа

Пришло время разобраться с тем, как работает помеха справа на практике. Мы собрали некоторые тонкости и исключения:

  • при выезде с грунтовой дороги автомобиль не принимается за преграду, которую требуется пропускать, такой тип дороги всегда считается второстепенным;
  • включённый поворот не играет никакого значения и не влияет на ситуацию, которая складывается на дороге, независимо от поворота автомобиль нужно пропускать.

Дальше мы будем изучать распространённые ситуации, при которых действие правила кажется спорным. Вы должны знать кто должен уступить дорогу, например, на перекрёстке или во время перестраивания на другую полосу. Если правильно применить эту информацию на практике, то получится избежать аварийных ситуаций и неприятных последствий.

Проблемы на перекрёстках

Помеха справа на перекрёстке — распространённая ситуация, с которой водитель может сталкиваться по несколько раз на день. Обязательно нужно знать правила пересечения нерегулируемых перекрёстков. Эти знания помогут свободно ориентироваться на дороге, не создавать проблем для других участников дорожного движения и избегать аварийных ситуаций.

Читайте так же:  Как избежать подставную автоаварию

На перекрёстках правило правой руки действует следующим образом: при наличии равных возможностей у водителей пропускать нужно транспорт, который находится по правую сторону. Сложность связана с динамичностью движения, которая характерна для крупных городов с большим количеством транспорта. Есть ситуации, когда это правило не действует. О них мы поговорим дальше.

Перестроение между полосами

Не меньше спорных ситуаций возникает при перестраивании на многополосной дороге. Не всегда автомобиль принимается за помеху справа при перестроении по полосам движения. Если обратиться к ПДД, то увидим следующую трактовку: при совершении манёвра перестроения водитель обязан предоставить возможность проезда тем ТС, которые движутся попутно и при этом не меняют направления. Если два ТС, которые передвигаются попутно относительно друг друга, одновременно совершают манёвр для перестраивания, то преимущество должно отдаваться авто, находящемуся с правой стороны.

Для облегчения усвоения изложенного выше материала мы отобрали несколько вариантов, которые часто встречаются на дороге:

  1. При передвижении по своей полосе с соседней стороны перестраивается авто — пропускать его не нужно. Этот водитель должен дождаться момента, когда автомобилей не будет на полосе и тогда совершить манёвр.
  2. При перестраивании на левую полосу другой автомобиль с этой полосы также хочет совершить манёвр. В этой ситуации ваше ТС является преградой, которой необходимо уступить дорогу. Рассматриваемое правило здесь действует.
  3. При перестраивании на правую полосу другое авто с этой полосы также совершает манёвр. Здесь вы уступаете дорогу.

На кольце правило помехи справа действует так же. Особенности перестраивания не отличаются от тех, которые были описаны выше. При въезде на кольцо автомобиль должен пропустить все ТС, которые передвигаются по нему без изменения направления передвижения.

Где правило правой руки не действует?

Не всегда это правило применимо. Есть ряд ситуаций, при которых правило правой руки теряет свою силу. Все они описаны ниже:

  • разные статусы у участников дорожного движения;
  • по отношению к рельсовому транспорту это правило не применяется, он всегда пропускается;
  • неравнозначность приоритетов относительно положений участников, которая попадает под регулирование знаков, светофоров или регулировщиков;
  • начало движения или задний ход;
  • движение по дополнительному знаку светофора;
  • при въезде на мост водитель пропускает автомобили, которые уже движутся по нему, в этом случае транспорт не воспринимается в качестве препятствия.

Мы много чего успели рассмотреть, в том числе и в каких случаях не действует это правило. Эта информация не просто обязательна к изучению, её нужно запомнить и никогда не забывать. Она должна отложиться в голове, а принципы соблюдения правила — выполняться на автоматизме. В этом случае вы никогда не станете виновником ДТП, оно может случиться только из-за другого неосведомлённого водителя. Не зря помеха справа считается главным правилом в ПДД.

ВС объяснил, когда помеха справа – не повод уступить дорогу

Водитель на повороте не уступил дорогу находящемуся справа автомобилю. Его обвинили в произошедшей аварии и оштрафовали за нарушение ПДД, однако, несмотря на мнение трёх инстанций, он продолжал настаивать на своей правоте. Дело дошло до ВС, где судьи разобрались, что такое «помеха справа» и когда уступать дорогу не обязательно.

Каждый, кто получал водительские права, помнит о правиле «помехи справа» – когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена, дорогу уступает тот, к кому транспортное средство приближается справа, говорится в правилах дорожного движения (п. 8.9 ПДД) На деле же преимущество в движении водители часто определяют неверно. «Транспортное средство, приближающееся сзади с правой стороны к следующему параллельным курсом другому транспортному средству, не является помехой справа и, соответственно, не имеет преимущественного права движения», – напоминает о тонкостях ПДД Сергей Водолагин, партнёр юридической фирмы Westside Advisors. Так произошло и в деле Ивана Сергеева* из Набережных Челнов. Доказывать, что он не обязан был уступать дорогу находящемуся справа автомобилю, ему пришлось в Верховном суде.

Уступить нельзя проехать

5 мая 2015 Иван Сергеев на повороте налево не уступил дорогу автомобилю, который ехал в том же направлении справа от него. В итоге машины столкнулись, и инспектор ДПС оштрафовал Сергеева на 500 руб., сделав вывод, что он и виноват в аварии.

Водитель обжаловал постановление инспектора ДПС в Набережно-Челнинском горсуде Республики Татарстан. В жалобе (дело № 12-775/2015) Сергеев настаивал, что ДТП произошло не по его вине, а по вине водителя второго автомобиля. Но судья Мансур Саитгареев, на рассмотрение к которому попало дело, постановил, что виновен все же водител – забыл о «помехе справа» и не уступил дорогу. Обжалование решения в Верховном суде Татарстана закончилось тем же – судья Расим Нафиков заключил, что выводы первой инстанции верны: то, что в аварии виновен Сергеев, указал судья в определении, подтверждено материалами дела, в том числе схемой ДТП, а сомнений, которые можно истолковать в пользу Сергеева, нет. К такому же заключению пришел и зампредседателя ВС Республики Татарстан в постановлении от 19 ноября 2015 года.

Что такое «помеха справа»?

Однако в Верховном суде, до которого в итоге и дошло дело, с выводами коллег не согласились. С учетом фактических обстоятельств выводы судов нижестоящих инстанций необоснованны, заключил председательствующий судья Владимир Меркулов (дело № 11-АД16-13). Судя по материалам дела, оба автомобиля поворачивали налево в разрыве разделительной полосы и двигались параллельно – Сергеев по крайней левой полосе, а водитель второго автомобиля – по правой. Траектории движения не пересекались. При совершении маневра Сергеев не нарушил правила и заранее занял крайнее положение на проезжей части. Так что нарушение ПДД заявителю вменено неправомерно, заключил Меркулов в постановлении: водитель второго автомобиля не имел преимущества, а Сергеев был не обязан уступать дорогу. Начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, заключил ВС, постановив удовлетворить жалобу Сергеева и отменив постановления нижестоящих судов.

При совершении маневра водитель действовал в соответствии с требованиями пункта 8.5 ПДД, по которому перед тем, как повернуть направо, налево или развернуться, водитель должен заранее занять соответствующее крайнее положение на дороге, разъясняет Олеся Саламова, адвокат КА «Юков и партнёры». Исключение – случаи, когда автомобиль въезжает на перекресток с круговым движением. «Следовательно, в нашем случае положения п. 8.9 ПДД, в котором и говорится о «помехе справа», неприменимы; таким образом, невыполнение этой нормы водителю вменено неправомерно, что и подтвердил Верховный суд.»

Читайте так же:  Знаки огнетушитель, туалет, место отдыха

«В случае возникновения подобных спорных ситуаций это судебное постановление может иметь прецедентное значение, так как неправильное определение водителями наличия или отсутствия преимущества при движении на дороге зачастую является причиной дорожно-транспортных происшествий», – уверен Водолагин из Westside Advisors.

*имена и фамилии участников спора изменены редакцией

Как понять «Правило равнозначных дорог» или «Помеха справа» в ПДД

Правило ПДД «Помеха справа» — это сухая трактовка нескольких пунктов ПДД России, касающихся проезда нерегулируемого (не обозначенного знаками, регулировщиком или работающим светофором) участка дороги. В этих пунктах говорится, что если траектории автомобилей пересекаются, но очередность проезда невозможно определить Правилами, то приоритет имеет то ТС, которое приближается с правой стороны. Водители метко окрестили этот пункт правилом «правой руки» и активно используют во многих случаях.

Как понимать правило равнозначных дорог

Обычно у новичков и неопытных водителей возникают трудности с тем, как понять правило «Помеха справа», потому что Правила дорожного движения конкретно такую формулировку не содержат.

На деле все просто и понятно: когда траектории автомобилей пересекаются в равнозначных ситуациях, первым проезд осуществляет ТС, приближающееся справа.

Вчерашние ученики хорошо видят такой пример на картинках, но реально могут неправильно истолковать дорожную ситуацию, когда применяется это правило. Именно поэтому необходимо твердо знать, что такое помеха справа, при каких случаях она возникает.

Когда работает правило «Помеха справа»

На дорогах общего пользования почти все действия водителей жестко регламентируются знаками, светофорами, регулировщиком. На нерегулируемых участках дороги – это могут быть равнозначные перекрестки, территории двора, АЗС, парковки гипермаркета, полосы попутного направления многополосной дороги, водители руководствуются правилом «правой руки». Это помогает понять, кто должен уступить дорогу, а кто воспользуется преимуществом.

Когда действует этот пункт правил:

  • п.8.4, если два ТС едут в одном направлении по многополосной дороге и собрались одновременно перестроиться на соседнюю полосу, первым проезжает то ТС, что справа;
  • п.8.9 – широкое толкование всех случаев, когда траектории автомобилей пересекаются, но по ПДД специально не оговорено, у кого преимущество проезда, значит, справа;
  • п. 13.3, если перекресток стал нерегулируемый, например, светофор вышел из строя или перешел на ночной режим мигающего желтого, а дорожных знаков приоритетного проезда нет, первым движение начинает тот, кто справа;
  • п.13.10, когда оба ТС едут по главной, но на перекрестке она меняет направление и водители по ПДД оказываются на равнозначном перекрестке, первым проезжает приближающийся справа;
  • п. 13.11, на перекрестке равнозначных дорог, за исключением круга, преимущество у правого ТС.

Если коротко, то согласно ПДД правило «правой руки» действует в основном:

  • во дворе или территориях без разметки и знаков (парковки, АЗС, промплощадки);
  • при одновременном перестроении едущих в попутном направлении ТС;
  • на перекрестке равнозначных дорог.

Видео: Помеха справа. Правила равнозначных дорог.

Что важно учитывать

В ПДД идут навстречу водителям, кто не умеет анализировать или отвлекся от дорожной ситуации, не ориентируется в сложных моментах и испытывает проблемы при разъезде с другими автомобилями:

  • Во-первых, было введено правило, согласно которому, если водитель сомневается, что он на главной дороге, то должен вести себя, будто он на второстепенной – всем уступать.
  • Во-вторых, подробно расписали пункты ПДД про приоритетный проезд автомобиля, который приближается с правой стороны. Но чтобы лучше понимать, когда именно начинает работать правило «помеха справа», важно знать, что такое перекресток равнозначных и неравнозначных дорог, нерегулируемый перекресток, прилегающая территория, как быть, если траектория движения пересекается с траекторией трамвая.

Т.е. прежде чем применять такой способ определения приоритетного проезда, водитель должен четко понимать, как по ПДД правильно трактуется его ситуация, где конкретно он сейчас находится.

Штраф за нарушение правила «третьей руки»

В таблице штрафов дословно нет статьи за нарушение правила «помеха справа». Но при невыполнении требования уступить право приоритетного проезда согласно правилу «Помеха справа» в действие вступают определенные статьи КоАП:

  • ст.12.13 ч. 2 – если нарушение произошло на перекрёстке, в качестве наказания предполагается штраф 1000 р.;
  • ст. 12.14.ч. 3 – нарушение правил приоритетного проезда за исключением ст. 12.13.ч. 3 и 12.17 КоАП, в качестве наказания выносится устное предупреждение или выписывается штраф 500 р.;
  • ст. 12.17 – в ней речь идет о не предоставлении права преимущественного проезда маршрутному транспортному средству или автомобилю с включенными проблесковыми маячками, спец. звуковым сигналом (сиреной), наружными цветографическими схемами, здесь выписывается штраф от 500 до 3 000 р., или лишение права управления на 1-3 месяца в зависимости от сложности случая.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, в протоколе об АПН инспектор ДПС укажет нарушение конкретного пункта и выпишет штраф по подходящему под ситуацию пункту КоАП за невыполнение требования предоставить приоритетный проезд.

Правило «Помеха справа» действует только в тех случаях, если случай не укладывается в рамки, описанные в ПДД.

Источники


  1. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. — М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. — 144 c.

  2. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.

  3. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.
  4. Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.
  5. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.
Помеха справа при проезде перекрестков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here