Штрафы за перегруз грузового автомобиля

Главное по теме: "Штрафы за перегруз грузового автомобиля" с точки зрения профессионалов. Предлагаем статью с комментариями и выводами.

Водители грузовых автомобилей стали получать штрафы за перегруз по 500 000 рублей

Недовольство размерами штрафов за нарушение правил дорожного движения — явление частое, повсеместное и, в общем-то, уже привычное для нашей страны. Однако порой «расценки» за некоторые вольности на дорогах настолько высоки, что это недовольство перерастает в недоумение и подталкивает к активным действиям, вплоть до обращения в высшие судебные инстанции в поисках защиты своих прав. Как выяснилось, не зря. Несколько водителей были не согласны с автоматически наложенным штрафом в размере 500 000 рублей, разберемся подробнее.

18 января 2019 года Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел обращение нескольких граждан по вопросу законности размера взысканий, установленного КоАП за перегруз автомобиля. А.И. Думилин и А.Б. Шаров были оштрафованы по статье 12.21.1 указанного кодекса. Размер взыскания был назначен на основании данных устройств автоматического взвешивания с функцией фотосъёмки, зафиксировавших факт перегруза и данные автомобилей. С весны 2018 года (Думилин) и с лета 2017 (Шаров) собственники транспортных средств оспаривали размер наложенного штрафа в судах разных инстанций, однако решения сотрудников ГИБДД о наказании были оставлены без изменений. Позиция судов, в принципе, понятна: согласно положениям КоАП сумма, положенная к выплате, была указана верно, и оснований для её снижения найдено не было. В итоге встал вопрос уже не о законности решений судей, а о законности и справедливости самой статьи, на основании которой выносились эти решения.

Суть проблемы

Статья 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает размеры ответственности за перегруз и превышение допустимых габаритов перевозки. Первые шесть пунктов статьи построены по одному и тому же принципу, имеют схожую структуру и различаются только цифрами: степенью нарушения в сантиметрах габарита или процентах перегруза, а также величиной штрафа в рублях. Рассмотрим структуру нормы закона на примере пункта 6 указанной статьи. Итак, за превышение допустимой нагрузки на ось более чем на 50%, а также допустимых габаритов более чем на полметра размер штрафа вычисляется следующим образом:

для водителя ТС он составляет от 7 000 до 10 000 рублей;

для должностного лица, которое отвечает за перевозку – от 45 000 до 50 000 рублей;

для юрлица – от 400 000 до 500 000 рублей;

при выявлении правонарушения на основании данных автоматических техсредств, имеющих функцию фотосъёмки и видеозаписи, размер штрафа фиксированный – 500 000 рублей.

Первая нелогичность заключается в том, что итоговая сумма к выплате в случае выявления нарушения сотрудником ГИБДД «в ручном режиме» может варьироваться в зависимости от обстоятельств дела от 400 до 500 тысяч. Обе цифры внушительны, но в этом случае у нарушителя хотя бы есть возможность не переплачивать сто тысяч (что тоже не копейки) и ограничиться первой, более низкой суммой. В случае же привлечения к ответственности на основании данных фотофиксации заплатить придётся полмиллиона, и тут уже без вариантов.

Есть ещё один момент, степень абсурдности которого на порядок выше. При составлении текста статьи законодатель не учёл некоторые требования юридической техники, и последний абзац, касающийся автоматической фиксации, распространяет своё действие не только на юридических лиц, но и на все остальные категории нарушителей, упомянутых в норме закона. В итоге имеем еще более дикий разброс по суммам штрафа, чем в предыдущем пункте: простой водитель транспортного средства, перевозящий имущество не на постоянной основе в коммерческих целях, а разово и для личных нужд (что, кстати, и получилось в ситуации одного из заявителей – он вёз сруб для установки на своём участке) за одно и то же нарушение при встрече с сотрудником ДПС заплатит максимум десять тысяч, а вот при попадании в поле зрения электронного блюстителя порядка – те же полмиллиона, которые являются максимальными для юрлица.

И еще один нюанс: устройство фотофиксации, в отличие от инспектора, не уделяет внимания «мелочам» вроде того, кто сидел за рулём автомобиля. Транспортное средство идентифицируется по номеру, и штраф автоматически накладывается на собственника. Возможно, за рулём был не он, а нанятый водитель, возможно, машина была передана в аренду или управлялась по доверенности, возможно, вообще была угнана, и законный владелец никак не мог повлиять на то, кто и что на ней перевозит – однако немалый штраф придётся заплатить именно ему. Нелогично, несоразмерно да и просто несправедливо – однако всё по закону.

Решение Конституционного суда РФ

Переходим к хорошим новостям: в результате рассмотрения обращений Конституционный Суд внял доводам заявителей и признал, что назначение штрафов по принципам, указанным в обсуждаемой статье КоАП, не соответствует положениям Конституции. Было выпущено Постановление Конституционного суда от 18 января 2019 года № 5-П. Дело в том, что, согласно Основному закону, все граждане нашей страны имеют равные права, ущемление которых недопустимо ни по каким причинам. А здесь мы имеем дело как раз с ущемлением, ведь единственный фактор, влияющий на размер наказания – это способ фиксации нарушения, и он никоим образом не зависит от правомерности поведения человека.

По итогам рассмотрения отдельные положения статьи были признаны частично не соответствующими Конституции, а законодателя Суд обязал внести изменения в норму, чтоб привести её в соответствие с принципами равноправия и законности и устранить имеющее место нарушение. Пока же, до внесения поправок, штрафы должны назначаться в минимальном размере, установленном кодексом.

Какой штраф за перегруз грузового автомобиля

Ряд нормативных актов регламентирует движение грузового транспорта по автомагистрали. Одним из важных законов является Федеральный Закон № 257, в котором указано, что для перевозки грузов и разрешения движения по автодорогам транспорту с превышенной массой требуется получить разрешение администрации. Авто может перевозить груз, с допустимой нагрузкой на ось, если при контрольном взвешивании ГИБДД обнаружит больший вес, то автовладельца ожидает наказание.

Читайте так же:  Льготный автокредит по программе государственного субсидирования

Размер штрафа за перегруз по осям

Если на газели/фуре перевозят вес больший, чем установлено в законодательных правилах для грузовых авто, а также идет нагрузка на ось транспорта, то водителю или собственнику авто выписывают штраф, согласно статье 12 КоАП, как превышение установленной массы груза для автомобиля.

Ответственность за административное нарушение распространяется на водителей большегрузов, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, чьи авто осуществляют перевозку.

Для физического лица

Согласно статье 12.21 КоАП определено — сколько нарушитель заплатит штрафа за перегруз.

Процент перегруза свыше массы авто Статья Мера наказания При фиксирования нарушения на видеорегистратор/камеру наблюдения для лиц всех категорий, включая физические
для юридического лица для должностного лица
2-10% 12.21.1 ч. 1 денежный штраф 100 000 — 150 000 р. штраф на сумму 10 000 — 15 000 р. оштрафуют на 150 000 рублей
10-20% 12.21.1 ч. 2 денежный штраф 250 000 — 300 000 р. штраф на сумму 25 000- 30 000 р. оштрафуют на 300 000 рублей
20-50% 12.21.1 ч. 3 денежный штраф 350 000 — 400 000 р. штраф на сумму 35 000 — 40 000 р. оштрафуют на 400 000 рублей
свыше 50% 12.21.1 ч. 6 денежный штраф 450 000 — 500 000 р. штраф на сумму 45 000 — 50 000 р. оштрафуют на 500 000 рублей

ВНИМАНИЕ — во всех пунктах статьи 12.21 с 1 по 6 части предусматривается задержание автотранспорта с дальнейшей отправкой на спецстоянку за счет автовладельца.

Кто оплачивает

За штраф рассчитываются следующие лица, если перевес обнаружили в пункте взвешивания:

  • владелец авто;
  • водитель-арендатор фуры или газели;
  • собственно водитель.

При автоматически зафиксированном нарушении квитанция штрафа приходит из ГИБДД на имя собтвенника транспортного средства. При разбирательстве владелец ТС может потребовать возмещение от водителя грузового авто, если он является правонарушителем.

СПРАВКА — компания, которая оформляет перевозки, обязана платить за перегруз автотранспорта только в случае, если погрузка осуществлялась представителем перевозчика, а не грузоотправителем.

Что делать, если пришел штраф грузового автомобиля

Если нарушителю представлен протокол о несоблюдении грузовой массы с перегрузом на ось, то за нарушение необходимо рассчитаться в течение месяца.

Если административное взыскание наложено на гражданина иного государства при международных перевозках, с учетом департации водителя, то он уплачивает сумму на следующий день после вступления постановления о правонарушении (статья 32.2 часть 1.1. КоАП).

Согласно статье 32.2 части 1.3 КоАП, если оплатить за перегруз в первые 20 дней от постановления, то к оплате принимают только 50% от суммы штрафа.

Обжалование штрафа за перегруз

Для того чтобы оспорить штраф за перегруз, необходимо предъявить в суде доказательства следующего вида:

  • протокол правонарушения составлен некорректно — ошибки в тексте, отсутствие номеров сертификации весов;
  • отсутствие бумаг на контрольные весы;
  • у водителя имеется накладная, в которой отображен вес груза и допустимость перевозимой массы;
  • нарушение совершено иным лицом, которому было передано во владение авто;
  • показание свидетелей, фотосъемки или видео, где сотрудником ГИБДД выписывается протокол без оснований — не производилось взвешивание, не предъявляли документы, на водителя оказывали давление.

Штраф может быть оспорена в судебном порядке либо административном, путем подачи жалобы в вышестоящую инстанцию.

Как проверить

Проверить наличие штрафа и срок давности после фиксирования нарушения инспектором можно несколькими способами:

  1. На сайте Госавтоинспекции — через вкладку сервисы, проверка штрафов.
  2. В поисковике Яндекс.Деньги — указывают номер свидетельства и ВУ.
  3. На портале Госуслуг — через вкладку «штрафы ГИБДД».
  4. На сервисах проверки штрафов, например Штрафы ГИБДД, онлайн ГИБДД и т.п.

Для проверки понадобятся реквизиты водительского удостоверения, номерной знак грузового автомобиля и номер свидетельства о регистрации авто.

Заключение

Штраф за перегруз грузового автомобиля по осям в 2018 году соответствует последним изменениям в КоАП. Владелец авто может оплатить денежное взыскание либо оспорить его в суде.

Штраф за перегруз в 2019 году: предотвратить или обжаловать?

Грузовой автомобиль индивидуального предпринимателя Алексея был задержан инспектором за перегруз по оси, когда третий раз за рейс проходил взвешивание. Законодательством РФ введены драконовские штрафы за перегруз и чтобы не разорится на них, необходимо знать законы. Статья расскажет что нужно знать и делать, чтобы не нарушать правила и не получать штрафы. В каких случаях их можно обжаловать, если штраф уже получен.

Правила перевозки грузов

Грузоперевозки в РФ регулируются разными законами и нормативными актами. Выделим важные моменты:

  • вес грузового автомобиля и нагрузка на оси не должны превышать предельных значений, указанных в ПТС и установленных приложениями 1 и 2 Постановления Правительства № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” от 15.04.2011 года;
  • вес груза определяется тем, кто грузит машину в присутствии другой стороны (грузоотправителем в присутствии перевозчика или наоборот), если иное не предусмотрено договором;
  • перевозчик (водитель) должен контролировать процесс погрузки, крепления и размещения груза в кузове;
  • если вес превышает установленную норму более чем на 2%, нужно оформить специальное разрешение, согласовать маршрут поездки и возместить вред, причиняемый перевесом дорожному полотну. Для этого нужно обратиться в Росавтодор того региона, откуда начнется маршрут перевозки.

Какие правила нарушил Алексей

  • не проконтролировал надежность крепления груза в кузове и груз сместился;
  • превысил нагрузку на ось.

Последствия перегруза

  1. Перегруженный автомобиль трудно управляем при сложных погодных условиях (гололед, мокрый асфальт) и имеет увеличенный тормозной путь, чем создает аварийно опасные ситуации на дороге.
  2. Дорожное полотно рассчитано под определенные нагрузки и их превышение наносит ему ущерб.
  3. При резком торможении есть риск заноса задней части прицепа и потери управления грузовиком, что тоже провоцирует аварийную ситуацию.
  4. Быстрее изнашивается сам автомобиль.
Читайте так же:  Увольнение работника с работы

В связи с этим государство в лице Ространснадзора и ГИБДД усиливает контроль за грузоперевозками. 2 сентября 2015 года Правительство утвердило План мероприятий («дорожную карту»), направленных на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования. В соответствии с ним на Российских дорогах появились автоматические комплексы весогабаритного контроля с функцией фото и видеосъемки. К концу 2020 года 387 таких постов появятся на всех дорогах федерального значения.

Как работают автоматические весы

Весы измеряют общую массу и осевые нагрузки автомобиля движущегося со скоростью до 140 км/ч. Если есть перегруз, система определяет владельца ТС по номеру машины и проверяет было ли оформлено специальное разрешение, и если его нет, автоматически выписывает штраф. Такие весы прошел грузовик Алексея на первом передвижном посту весового контроля. Если система определила нарушение и сформировала штраф за перегруз, перевозчик узнает об этом, когда получит его по почте. В будущем пункты автоматического весового контроля будут дополнены электронными табло, которые будут на месте информировать водителя о результатах проверки.

Допустимые нормы загрузки автомобиля

В приложении № 1 к Постановлению Правительства № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” от 15.04.2011 г. установлены допустимые массы транспортных средств в зависимости от их типа или комбинации, количества и расположения осей. Допустимая масса складывается из веса самого автомобиля с прицепом, указанных в ПТС, и веса груза.

В Приложении N 2 к тому же документу определены допустимые нагрузки на оси в зависимости от их расположения и расстояния между ними для дорог с разной допустимостью осевых нагрузок.

Размеры штрафов за перегруз в 2019 году

В соответствии со статьей 12.21.1 КоАП РФ нарушение этих норм влечет наказание в виде штрафа или лишения права управления автомобилем. Меры ответственности определены в зависимости от степени превышения допустимой массы или осевой нагрузки в процентах.

Величина превышения допустимой массы ТС или осевой нагрузки

100 000 — 150 000

250 000 — 300 000

5 000 — 10 000 или лишение на 2 — 4 мес.

350 000 — 400 000

7 000 — 10 000 или лишение на 4 — 6 мес.

400 000 — 500 000

При третьем взвешивании на стационарном посту весы зафиксировали перегруз грузового автомобиля Алексея. Инспектор составил протокол и задержал ТС до устранения нарушения путем блокировки колес специальным устройством. Вызвал эвакуатор, чтобы переместить автомобиль с перегрузом на платную спецстоянку. В соответствии с п. 1.1. ст. 27.13 КоАП РФ до прибытия эвакуатора у водителя есть время на устранение нарушения. Для продолжения маршрута необходимо либо оформить разрешение на перевозку тяжеловесного груза, либо устранить нарушение одним из возможных способов:

  1. Поменять местоположение части груза в прицепе, если нарушена нагрузка на ось.
  2. Переместить часть груза в другую машину, если перегруз по общей массе ТС.

Водитель грузовика предпринимателя Алексея успел до приезда эвакуатора исправить нарушение первым способом, перераспределив груз в кузове. Инспектор направил автомобиль на контрольное взвешивание, которое показало, что нагрузка на ось пришла в норму и разрешил продолжать движение. Однако от штрафа за перегруз это перевозчика не избавит, нарушение было зафиксировано актом взвешивания и протоколом и его придется платить.

Кто должен платить штраф за перегруз, если штраф оформлен инспектором

В соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ ответственность за перегруз несут:

  1. Водитель, непосредственно управлявший ТС.
  2. Должностное лицо организации — человек, выпускающий машину в рейс.
  3. Юридическое лицо — организация или индивидуальный предприниматель, чей транспорт перевозил груз. Причем сумма штрафа для обоих одинакова.
  4. Грузоотправитель, если при погрузке им были нарушены весовые нормы. Что не допускается ч.12 ст.11 Устава автомобильного транспорта.

Суммы штрафов грузоотправителям различны:

  • для юридических лиц — от 250 000 до 400 000 руб.;
  • для предпринимателей — от 80 000 до 100 000 руб. (п. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ).

Таким образом, штраф выпишут самому предпринимателю Алексею, водителю, который управлял автомобилем и организации, которая грузила транспорт.

Кто должен платить штраф за перегруз при автоматической фиксации

Если нарушение зафиксировано автоматической системой взвешивания, отвечать будет только собственник транспортного средства. Сумма штрафа одинакова для ИП, физических и юридических лиц собственников ТС.

В каких случаях можно обжаловать штраф

Сложившаяся в России судебная практика показывает, что суды в полном объеме удовлетворяют иски ГИБДД к нарушителям весовых нагрузок. Тем не менее, в некоторых ситуациях обжаловать штраф за перегруз возможно:

Собственнику ТС:

  • если машина передавалась в аренду другому лицу по договору. Тогда ответственность несет арендатор ТС, что закреплено в ст. 2.6.1 КоАП РФ;
  • если грузовой автомобиль вез груз для личных нужд, и собственник может это подтвердить. Тогда штраф будет наименьшим как для физического лица.

Перевозчику:

  • если машина была загружена сыпучим или наливным грузом, а штраф получен за перегруз по осям. Песок, камень, жидкости никак не закреплены в кузове и водитель не может контролировать их перемещение, а значит, и нагрузку на ось. В таких делах суд может пойти навстречу и отменить постановление ГИБДД ввиду отсутствия состава правонарушения. Логично, что допустимая масса ТС при этом не должна изменится.

Грузоотправителю:

  • если на пути следования машиной было пройдено несколько взвешиваний, первое из которых не выявило перегруз по осям. Это указывает на то, что в пути произошло смещение груза, поэтому при последующем взвешивании ось “пробила” перегруз, значит при погрузке осевую нагрузку распредели правильно. Таким образом, нарушения норм грузоотправителем нет.

В данной ситуации Алексею придется заплатить штраф. Но нужно сделать выводы на будущее, чтобы избежать получения новых штрафов за перегруз.

Что нужно знать и делать, чтобы не получать штрафы за перегруз

  1. Знать правила перевозки тяжеловесных грузов и соблюдать их.
  2. Грузить машину строго соблюдая нормы, установленные законом.
  3. Надежно крепить груз в кузове, чтобы он не сместился.
  4. Можно установить на прицеп бортовые датчики нагрузки на ось, чтобы иметь постоянный контроль осевых нагрузок.
  5. При погрузке использовать компьютерные программы, рассчитывающие оптимальные варианты размещения груза в кузове.

Проконсультируйтесь по вопросам внедрения сервиса по автоматическому контролю подобных штрафов в вашей организации у нашего специалиста: тел. 8-800-250-8335.

[1]

Дата публикации статьи: 18 июля 2019 года
Последнее изменение: 22 июля 2019 года

Читайте так же:  Налог на имущество физических лиц льготы пенсионерам и порядок их предоставления

Штрафы за перегруз грузовых и легковых автомобилей

Штрафы Онлайн > Виды штрафов > Штрафы за перегруз грузовых и легковых автомобилей

Перегруженные автомобили часто попадают в аварию. Особенно опасно передвижение такого транспорта на старых мостах, дорогах с ямами. При большой скорости тормозной путь излишне загруженного авто также удлиняется, что может привести к столкновению с впереди движущимся транспортом. Опасность грозит и при неправильной укладке перевозимых предметов, если они тяжелые или габаритные, — машину может занести в сторону. Причем проблема эта касается автовладельцев и грузовиков, и легковых авто, перевозящих пассажиров.

Видео (кликните для воспроизведения).

Так что перевозка грузов четко нормируется по весу. Водитель должен знать, какое наказание за перегруз могут назначить инспекторы ГИБДД, кто именно становится субъектом вынесенного взыскания.

Действительно ли опасно перегружать авто?

Этой проблеме посвящен п. 23.1 23-го раздела ПДД. Здесь даются ответы на ключевые вопросы, касающиеся загрузки автомобиля.

  1. Именно производитель определяет, для перевозки каких грузов предназначается данная модель.
  2. В документации указывается допустимая нагрузка по осям.
  3. Установлен запрет на превышение массы транспортируемого груза.

Провокационные заявления продавцов автотранспорта

На некоторых сайтах искусственно повышают возможности продаваемых машин. Считается, что такая «ценная дополнительная информация» способствует более успешной продаже.

Приводится следующий убедительный довод. Действительно, грузоподъёмность авто устанавливается на уровне 1,5 т. Однако производитель учитывает извечное стремление пользователей загружать свой транспорт до немыслимого предела. Так что возможна загрузка и двух тонн груза, и больше.

Но если покупателю приходится перевозить серьезные грузы, ему следует изначально выбирать подходящий автомобиль, а не надеяться на так называемые скрытые возможности. Инспектора, остановившего перегруженную машину, не убедят доводы водителя, ссылающегося на рекламу. Также при попадании в ДТП будет обязательно проверяться соблюдение эксплуатационных требований авто.

Последствия перегруза

  1. Дорожное полотно повреждается.
  2. Тормозной путь удлиняется, что крайне опасно. Особенно в период дождей и гололеда, к тому же если водитель неопытный, риск попадания в ДТП при перегруженности многократно увеличивается.
  3. Заезд «тяжеловеса поневоле» на ветхий мост может привести к катастрофе. Естественно, дорожники, устанавливающие ограничения, обязательно закладывают определенный весовой запас. Но могут проявиться следующие ситуации.

Во-первых, мост постарел, внешние условия преждевременно ослабили прочность конструкции.

[3]

Во-вторых, единовременно на мост заехала другая тяжело груженая машина, нарушившая правила. Гарантии, что конструкция выдержит такую нагрузку, нет.

Какие устанавливаются пределы допустимых нагрузок

Предположим, машина не перегружена. Это не означает, что она может проезжать где угодно. Нужно учитывать ограничения, диктуемые:

  • категорией дороги;
  • правилами касательно перевозки грузов автотранспортом.

Правила утверждены ПП РФ № 272 от 15.04.2011 г. (посл. изм. от 22.12.2018 г.).

Следует открыть второе приложение, в котором обозначаются нормы осевых нагрузок. Нужно учитывать, что конкретная груженая машина способна проехать не по всякой дороге. Водитель обязан обратить внимание на номер знака 3.12. Данная информация касается допустимых осевых нагрузок на определенных участках дороги. Как раз на таких участках автоинспекторы и проверяют машины.

Проверка перевеса

Для измерения массы авто используются весы разных конструкций. Современные взвешивающие устройства дополнительно оборудуются приборами:

  • видеофиксации;
  • передачи полученных данных.

Чтобы измерить осевую нагрузку, машине придется въехать на специальный измерительный модуль.

Вариант первый. Автотранспорт останавливается. Производится статистическое взвешивание, предоставляющее наиболее точные сведения.

Вариант второй. Машина двигается, скорость до 5-ти км/ч. Динамическое взвешивание обладает некоторой погрешностью.

Аппаратура выдаёт результат. С учетом допустимой погрешности делаются выводы, водитель нарушал ПДД или же придерживался правил. Если нарушал, тогда будет отвечать по статьям КоАП РФ.

Как наказывают за перегруз

В ст. 12.21.1 КоАП имеется 11 пунктов. Если рассматривать правонарушения в общих чертах, то их можно объединить по сходным признакам в определенные группы.

Первая группа. Авто перегружено, тем не менее следует к месту назначения. Чем выше процент перегрузки, тем значительнее окажется наказание. Обусловлены диапазоны:

  • от 2 % до 10 %;
  • от 10 % до 20 %;
  • от 20 % до 50 %.

Чтобы авто продолжало движение в обычных дорожных условиях, специального разрешения не требуется.

Вторая группа. У водителя этого конкретного автомобиля имеется спец. разрешение на перевозку грузов, хотя их масса превышена фактически. Перегруз также измеряется в процентах:

Третья группа. Фиксируется перегруз от 50-ти % и выше.

Четвертая группа. Имеются прежде обозначенные нарушения, при этом документы оформлены неправильно.

Пятая группа. Осевые нагрузки превышены у машин, обладателями которых выступают:

Шестая группа. Нагрузка на ось движущегося авто фиксируется в пределах, что запрещены дорожными знаками.

Седьмая группа. Все прочие нарушения.

Назначение штрафов и лишение прав

В каждой ситуации, обозначенной в перечисленных пунктах, назначаются особые размеры штрафов.

Ситуация первая. Рядовым водителям придется платить меньше всех прочих – от 1 тыс. руб. Однако могут лишить водительского удостоверения на период от 4-х мес. до полугода.

Ситуация вторая. Будут нести ответственность по максимуму:

Если в других случаях индивидуальных предпринимателей принято наказывать слабее, чем ЮЛ, то здесь карают одинаково. Сумма налагаемого штрафа начинается с десятков тысяч рублей, а заканчивается в пределах сотен тысяч. Максимум – полмиллиона руб.

Ситуация третья. Наказывают именно владельца авто, если отметилась автоматическая фиксация нарушения ПДД. Автовладельцу придется оплатить колоссальный штраф – от 150 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

Ситуация четвертая. При перегрузе осей статус нарушителя не учитывается (п. 11 ст. 12.21.1 КоАП РФ, а в выделенном в статье списке числится под № 6). Штраф стабильный – 5 тыс. руб.

Читайте так же:  Является ли маршрутка маршрутным транспортным средством

И нанимаемые водители, и автовладельцы выражают протест, когда речь заходит о назначении столь «драконовских» наказаний в случае обнаружения перегруза. Однако меры воздействия на участников движения продолжают ужесточаться. В данном случае остается лишь одна возможность избежать сурового наказания: нужно тщательно следить за тем, чтобы не превысить массу авто.

Видео: Штрафы за перегруз:

«Письма счастья»: как оспорить штраф за перегруз 17:18, 5 июля 2019 Версия для печати

Штрафы за превышение весогабаритных параметров – одна из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются многие российские перевозчики. Чтобы оплатить их, некоторым предпринимателям приходится продавать грузовики.

К системе автоматического весового контроля вопросов много как у перевозчиков, так и у юристов. Что не так с АСВГК? Как избежать штрафов и можно ли их оспорить? Кандидат юридических наук Олеся Аблезгова ответила на эти вопросы для портала Fleetguru.

Общая проблема

От штрафов за перевес не застрахован никто. К юристам обращаются как частники и ИП, владеющие несколькими грузовиками, так и крупные компании с большими автопарками.

Последние, как правило, могут позволить себе оплатить штрафы и остаться на плаву. А вот для частников «письмо счастья» на несколько сотен тысяч рублей может оказаться фатальным.

К сожалению, такие случаи были: предприниматели, не сумевшие оспорить несколько крупных штрафов, продавали транспорт и покидали рынок автоперевозок.

Именно с автоматических рамок перевозчикам чаще всего приходят штрафы за перевес. В Поволжье и на Юге России их особенно много, а вот в Сибири и на Дальнем Востоке АСВГК еще не распространены: там грузовики взвешивают по старинке, на стационарных или мобильных постах.

Что не так с АСВГК?

Юрист выделяет три главных претензии к автоматическим системам весового контроля.

Нормы установки комплексов АСВГК

В законодательстве существует нормативный акт, который описывает принципы работы комплексов весового контроля – это приказ Минтранса «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств…» от 29.03.2018. В нём указано, что АСВГК необходимо снабжать средствами, которые будут информировать водителя о перевесе, чтобы тот получил возможность оперативно его устранить и не получить штрафы от других рамок, которые встретятся на пути.

Но никакого оборудования, которое могло бы оповестить водителя о перегрузе, в составе российских АСВГК нет – как на старых, сооруженных до вступления приказа Минтранса в силу, так и на новых.

Осевая нагрузка

В России есть дороги с разными осевыми нагрузками: 6, 10 и 11,5 тонн. По закону определение нагрузки осуществляется по результатам оценки техсосотояния дорожного полотна. Оценка должна проводиться как минимум раз в год.

На деле ежегодную проверку проводят в исключительно редких случаях, и камеры АСВГК продолжают работать, устанавливая нагрузки без каких-либо нормативных оснований.

Иностранное оборудование и российские нормы

На российских дорогах используются разные комплексы весогабаритного контроля – это оборудование производства Чехии, Швейцарии и других стран. В документации к различным комплектующим указано, что их производители устанавливают жесткие требования и широкие рамки погрешности. А российский орган, занимающийся стандартизацией и метрологией, изменяет эти нормы и в таком виде допускает оборудование к использованию на автодорогах.

Иными словами, некоторые элементы АСВГК работают не в тех режимах и не в тех условиях, для которых были созданы.

Как оспорить штраф?

Владельцам большегрузов зачастую удается оспаривать штрафы или добиваться их существенного снижения. Основанием для обжалования нерекдо является норма, установленная ч.2 ст.2.6.1 КоАП РФ:

«собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если докажет, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц».

Иными словами, штраф можно отменить, если удастся доказать, что в момент совершения правонарушения автомобилем управлял не его собственник.

Подтвердить это помогут:

  • полис ОСАГО с записью о допуске других лиц к управлению ТС;
  • договор аренды или лизинга на машину;
  • показания свидетелей.

Штраф также можно отменить, если выяснится, что оборудование работает неправильно. Такое случается довольно часто, ведь оборудование несовершенно. Камеры могут неправильно посчитать количество осей или принять выступающие части кузова за его границы. Операторы стационарных постов, в свою очередь, могут использовать устаревшее оборудование или неправильно его настроить.

Пример: пост АСВГК в Марксовском районе Саратовской области фиксирует у большинства большегрузов двускатную переднюю ось. Как такие машины вообще могут передвигаться – в местном отделении полиции объяснить затрудняются.

Что делать, чтобы не получить штраф?

Владельцам транспортных компаний необходимо заниматься профилактикой штрафов – как с юридической, так и с технической стороны.

Чтобы не получить штраф, нужно устранить возможность появления перегруза. Помогут датчики груза на осях или мобильные весы.

Водитель должен лично присутствовать при погрузке машины и следить, чтобы количество грузовых мест совпадало с указанным в документах. И, конечно, водитель должен быть добросовестным, иначе его «калым» может обернуться многотысячным штрафом.

Собственник грузовика может заранее подготовить документы о его передаче в аренду. При этом договор лучше заверить у нотариуса: суды скептически относятся к соглашениям, заключенным в простой письменной форме.

Водителям необходимо объяснить, что подписывать какие-либо бумаги фразой «согласен с нарушением», когда инспектор предлагает «заплатить штраф 500 рублей и спокойно ехать дальше», ни в коем случае нельзя.

А если «письмо счастья» всё-таки пришло, важно не медлить: срок на обжалование составляет 10 дней. Чтобы не пропустить письмо, необходимо регулярно проверять почтовый адрес по месту регистрации ИП или юридическому адресу компании. А еще можно подписаться на «штрафы» в «Госуслугах».

Чем грозит перегруз грузового автомобиля

Ответственность за обеспечение всех мер безопасности дорожного движения при перевозке грузов возлагается не только на организации, но и на водителей. Данное нарушение может быть зафиксировано на специальных постах контроля, а штраф за перегруз введен еще много лет, т.к. превышение допустимой нормы веса неблагоприятно влияет на состояние дорог и увеличивает риск ДТП.

Как рассчитать максимальную нагрузку?

Под максимальной массой грузового автомобиля следует понимать весь вес в совокупности с водителем и грузом. Она рассчитывается с учетом количества осей в грузовике, т.к. на каждую ось должна приходиться примерно равномерная нагрузка.

Читайте так же:  Какие нарушения фиксируют камеры гибдд
Две оси До 18 т
Три оси До 25 т
Четыре оси 32 т
Пять осей 35 т

Также следует учитывать расстояние между осями. Чтобы узнать максимально разрешенный вес самостоятельно, достаточно выполнить следующее:

  1. Выписать информацию о массе кабины и прицепа из СТС.
  2. Складываем полученные значения. Важно учитывать, что часть нагрузки будет определяться на тягач.
  3. Самым оптимальным вариантом является определение нагрузки до 75% на прицеп, и 25% – на тягач.
  4. Делим на количество осей полученную цифру.
  5. 25% суммы массы груза прибавляем вес самого тягача, итог делим на количество задних осей.

При расчете могут присутствовать другие нюансы. Чтобы все упростить и получить максимально точную информацию, рекомендуется открыть документы, предназначенные для соответствующей марки грузовика, и узнать сведения там. Они рассчитываются заводом-изготовителем и достоверными.

Как контролируется вес грузового транспорта?

При въезде в большинство городов областного значения есть пункты весового контроля, которые водители грузовиков должны проходить в обязательном порядке. Они обозначаются соответствующими знаками.

Уважаемый посетитель!

Если у Вас возникают вопросы, Вы можете бесплатно задать их юристу по телефонам.

Наш юрист БЕСПЛАТНО Вас проконсультирует.

Существует несколько разновидностей подобных пунктов, где могут определить перегруз:

  • Стационарные. Они устанавливаются в строго определенных местах, наличие персонала для контроля в данном случае не требуется.
  • Передвижные. Оборудованы в специальных фургонах, которые могут менять место своей дислокации в соответствии с заданными маршрутами. Измерение перевеса производится в статическом и динамическом режимах.
  • Динамические. На таких пунктах замер производится при помощи специального датчика. Автомобиль должен передвигаться на минимальной скорости.

В последнем случае прибор должен иметь соответствующие сертификаты. Кроме того, минусом его использования является такое частое явление, как погрешность: иногда они могут показывать и 3% перевеса, когда его фактически нет.

Почему перегруз опасен?

Можно выделить несколько причин, почему штраф за перегруз был введен уже давно, и на что такое нарушение влияет:

  • Эффективность торможения. Тормозная система каждого автомобиля рассчитана на определенный вес. При перегрузе может увеличиваться длина тормозного пути, а в некоторых случаях педаль попросту не срабатывает, что влечет более тяжелые последствия в виде ДТП.
  • Вероятность опрокидывания. Если багаж в кузове не закреплен, к тому же есть существенный перевес, при малейшем повороте или во время движения по плохой дороге грузовик может перевернуться. Это опасно не только для самого водителя, но и для других участников дорожного движения.
  • Порча дорог. Во многих субъектах действует запрет на пересечение грузовыми автомобилями черты города. Это делается во избежание нанесения повреждений асфальту, потому как каждая дорога рассчитана на определенный трафик машин с небольшим весом. Чтобы въехать в город, на грузовики с перевесом оформляются разрешения.
  • Повышение вероятности заноса транспорта. Во время движения по обледеневшей или мокрой дороге гораздо проще уйти в занос. Если машина вдобавок ко всему перегружена, это значительно усложнит процесс стабилизации управления.

Несмотря на всю опасность перегруза и наличие штрафных санкций, водители грузовиков редко соблюдают установленные ограничения. Это негативно отражается на статистике ДТП и долговечности городских дорог.

Можно ли ездить с перегрузом?

Согласно законодательству, водителям запрещается эксплуатировать автомобили, если перегруз превышен на 2% от допустимой нормы. Чтобы продолжать ездить, потребуется оформление специального разрешения.

Если водитель уверен, что не нарушал требования законодательства касаемо максимальной массы снаряженного грузовика, он вправе обжаловать постановление ГИБДД через вышестоящее руководство или в судебном порядке. Однако шанс на обжалование минимален: придется доказывать свою правоту и недостоверные сведения измерительного прибора.

Штраф за перегруз грузового автомобиля

В отличие от водителей легковых машин, водители которых не привлекаются к ответственности за перегруз, водителям грузовиков и организациям платить штраф все же придется.

Его размер зависит от величины превышения и регламентируется ст. 12.21.1:

Процент превышения Штраф для водителей/должностных/юридических лиц (руб.)
2-10 1 500 / 15 000 / 150 000
10-20 4 000 / 30 000 / 300 000
20-50 10 000 / 40 000 / 400 000
50-100 10 000 или лишение до 1 года / 50 000 / 500 000

Если перегруз есть, но заранее было оформлено разрешение, водителя к административной ответственности привлекать не будут.

[2]

При обнаружении перевеса уполномоченный сотрудник задерживает автомобиль и помещает его на штрафстоянку. Стоимость ее пребывания в дальнейшем придется оплачивать именно виновнику. Если речь идет о лишении водительских прав, процедурой будет заниматься мировой суд.

Видео (кликните для воспроизведения).

Перегруз грузового автомобиля не допускается по ПДД и иным законодательным актам. Если на пункте было обнаружено данное нарушение, водителя или организацию, в чьей собственности находится техника, могут привлечь к ответственности. Конкретное виновное лицо устанавливается после административного расследования.

Источники


  1. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.

  2. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.

  3. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. — М.: ДЕАН, 2010. — 872 c.
  4. Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.
  5. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2009. — 320 c.
Штрафы за перегруз грузового автомобиля
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here