Трансграничная передача персональных данных что это

Главное по теме: "Трансграничная передача персональных данных что это" с точки зрения профессионалов. Предлагаем статью с комментариями и выводами.

Статья 12. Трансграничная передача персональных данных

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 г.

Статья 12. Трансграничная передача персональных данных

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

1. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также иных иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных утверждает перечень иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных. Государство, не являющееся стороной Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, может быть включено в перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, при условии соответствия положениям указанной Конвенции действующих в соответствующем государстве норм права и применяемых мер безопасности персональных данных.

3. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных.

4. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:

1) наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;

2) предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

3) предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также обеспечения безопасности устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства;

4) исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;

5) защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Панацея: трансграничная передача персональных данных

Сакрализация трансграничной передачи конечно не была такой масштабной, как всеобщая вера во всемогущество согласия. Модель, по которой предлагалось решить все свои «проблемы с законом» владельцам интернет-сервисов, была невероятно проста:
1) Переносим сайт с базой на хостинг в Евросоюзе.
2) PROFIT.
Основным преимуществом при этом называлось то, что в Евросоюзе не установлены «драконовские» требования по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке. Хотя от части это действительной так, «вывоз» базы за кордон, без смены российского владельца — не выводит ее из под юрисдикции РФ. Иными словами, обязанность исполнять российский закон сохраняется, так как сам оператор никуда от него не делся.
Кроме того, такой простой «вывоз» по закону и не является трансграничной передачей персональных данных.

Как говорит нам собственно закон: трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.
То есть, трансграничной передачей является только передача оператору персональных данных (controller of the file), не попадающему под юрисдикцию Российской федерации.
Иностранное юридическое лицо (действующее официально) или российское юридическое лицо, собирающие персональные данные на территории России — попадают под действие закона о персональных данных не зависимо от того, где данные в конечном счете обрабатываются. Передача за границу российскому юридическому лицу — также не является трансграничной передачей ПДн.

Трансграничная передача персональных данных накладывает на оператора дополнительные условия, связанные с законностью и целесообразностью такой передачи, так что попытка таким способом «обойти» закон рискует закончится весьма печально. Когда же будет принята новая нормативка касающаяся обеспечения безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн, наверняка мы и в ней найдем кучу дополнительных ограничений и условий на перемещение данных через госграницу.

Данная статья не подлежит комментированию, поскольку её автор ещё не является полноправным участником сообщества. Вы сможете связаться с автором только после того, как он получит приглашение от кого-либо из участников сообщества. До этого момента его username будет скрыт псевдонимом.

На страже безопасности, или Локализация персональных данных

Наделавший немало шума закон о локализации персональных данных россиян вступил в силу с 1 сентября и действует уже два месяца (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях»; далее – Закон № 242-ФЗ). Закон требует, чтобы при сборе персональных данных, в том числе посредством Интернета, оператор обеспечивал запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение) и извлечение персональных данных россиян с использованием баз данных, находящихся на территории России (ст. 2 Закона № 242-ФЗ, ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; далее – закон о персональных данных). Однако исполнить это требование оказалось не так просто, поскольку многие нюансы законодатель не уточнил, что вызвало немало вопросов у представителей бизнеса.

Тем не менее, к моменту вступления Закона № 242-ФЗ в силу, многие из этих вопросов нашли ответ – во многом этому поспособствовали размещенное на сайте Минкомсвязи России официальное разъяснение ведомства, а также активная позиция юристов. Дискуссия продолжается и по сей день – так, ряд наиболее значимых вопросов был затронут экспертами на конференции, организованной газетой The Moscow Times в конце сентября. Разберемся в наиболее важных выводах и рекомендациях, высказанных специалистами.

Прежде чем углубляться в вопросы реализации этого закона, председатель Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Людмила Бокова призывает понять, какие именно цели преследует этот закон. «Нужно понимать актуальность и необходимость этого документа, так как только в условиях нахождения персональных данных российских граждан на территории своей страны государство может гарантировать их надлежащую защиту», – заявляет она. Вместе с тем Людмила Бокова отмечает, что любой правовой акт должен отвечать принципу правовой определенности, поскольку только в этом случае правовая мера будет действительно эффективной и способной достичь той цели, которая преследуется в законе. Однако еще до вступления в силу Закона № 242-ФЗ стало ясно, что он данному требованию не отвечает, это и вызвало потребность в разъяснении целого ряда нюансов, связанных с применением этого акта.

Читайте так же:  Условный расход по налогу на прибыль кому нужны данные расчеты

Что такое база данных?

В тексте Закона № 242-ФЗ не уточнено, какие именно базы данных, содержащие персональные данные россиян, должны находиться на территории нашей страны. В связи с этим возник закономерный вопрос, может ли база данных быть представлена в любой форме, в том числе бумажной, или все-таки к ней предъявляются какие-то объективные требования?

Отвечая на него, Минкомсвязь России напоминает, что базой данных является совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (абз. 2 ч. 2 ст. 1260 ГК РФ). В связи с этим ведомство уточняет, что с помощью ЭВМ одновременно должны быть обеспечены поиск и любая обработка соответствующей информации, что представляется возможным только при условии наличия данных в электронной форме.

Кому необходимо выполнять требования закона?

Если руководствоваться положениями Закона 242-ФЗ, очевидно, что его требования адресованы оператору персональных данных, однако руководитель группы правовой защиты информации юридической компании «Пепеляев Групп» Дмитрий Зыков отмечает, что перечень таких лиц гораздо шире и, хотя прямо в тексте закона это не указано, по его смыслу требования о локализации обязаны соблюдать следующие субъекты.

Оператор персональных данных (например, работодатель) – то есть лицо, самостоятельно или совместно с другими организующее и/или осуществляющее обработку персональных данных, а также определяющее цели такой обработки, состав персональных данных и действия, с ними совершаемые (п. 2 ст. 3 закона о персональных данных). Отдельно стоит упомянуть об иностранных организациях, чьи представительства действуют на территории России. Как правило, персональные данные работников таких представительств направляются в головную компанию, находящуюся за рубежом. Но несмотря на то, что такая ситуация встречается достаточно часто, большинство руководителей не учитывают один существенный нюанс – операторами персональных данных иностранные компании в этом случае не являются.

Дмитрий Зыков, руководитель группы правовой защиты информации юридической компании «Пепеляев Групп»:

Обладатель информации (например, компания, обладающая сведениями о коммерческой тайне контрагента) – то есть лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать к ней доступ (п. 5 ст. 2 Федерального закона от от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; далее – закон об информации).

Оператор операционной системы (например, пейролл-провайдеры, которые осуществляют обработку персональных данных работников в целях администрирования и расчетов с персоналом компании) – гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных, то есть собственник технических средств, используемых для обработки содержащейся в базах данных информации или лицо, с которым он заключил договор об эксплуатации информационной системы (п. 12 ст. 2, ч. 2 ст. 13 закона об информации). Под это понятие подпадают не только операторы персональных данных, но и лица, которые помогают им заниматься теми или иными вопросами.

Получается, что требования по локализации персональных данных должно выполнять любое лицо, которое имеет на основании закона право так или иначе распоряжаться соответствующей информацией вне зависимости от того, считается ли он оператором персональных данных или нет.

[3]

Обязательно ли локализовать иностранные базы данных, если персональные данные уже локализованы в России?

Из текста Закона № 242-ФЗ не вполне ясно, распространяется ли требование о локализации на случаи внесения персональных данных россиян в зарубежные базы данных, если эти данные ранее уже были локализованы. Этот вопрос актуален, прежде всего, для тех операторов, которые задействуют в своей деятельности несколько баз данных, в том числе зарубежных. В том случае, когда персональные данные уже обработаны ими на территории России, локализация каждой из таких иностранных баз данных приведет к существенному и необоснованному увеличению затрат.

В связи с этим Минкомсвязь России уточняет, если в отношении определенного набора персональных данных ранее уже были выполнены требования закона, то повторная локализация таких данных не требуется, поскольку цели закона достигнуты. Соответственно, если персональные данные были при сборе записаны в базу данных, расположенную на территории России, то впоследствии они могут вноситься оператором в принадлежащую ему электронную базу данных, находящуюся за пределами нашей страны.

Допускается ли параллельная обработка персональных данных россиян с помощью российских и зарубежных баз данных одновременно?

Минкомсвязь России придерживается мнения, что обработка персональных данных россиян на территории другого государства возможна, но только если:

такая деятельность подпадает под предусмотренные законом случаи – например, для достижения целей, предусмотренных международным договором, для осуществления правосудия, для исполнения полномочий органов государственной власти, для осуществления профессиональной деятельности журналиста и др. (п. 2-4, п. 8 ч. 1 ст. 6, ч. 5 ст. 18 закона о персональных данных);

на территории России находятся базы данных, в которых содержится равный или больший находящегося за пределами нашей страны объем персональных данных. Таким образом, если персональные данные субъекта претерпели какие-либо изменения, то уточнения необходимо внести, прежде всего, в информацию, содержащуюся в российских базах данных, и уже потом, если это необходимо, актуализировать ее за рубежом.

Допустима ли трансграничная передача персональных данных?

Поскольку Закон № 242-ФЗ не затронул положений о трансграничной передаче данных, Минкомсвязь России делает вывод, что она возможна. Персональные данные граждан, первоначально внесенные в базу данных на территории нашей страны, могут, как отметило ведомство, далее передаваться в базы данных, расположенные за пределами России с соблюдением положений о трансграничной передаче данных. Такие «вторичные» базы данных могут использоваться, в частности, для целей резервного копирования, оказания услуг по осуществлению рекламных рассылок и пр. Более того, Минкомсвязь России отдельно подчеркнула, что предоставление удаленного доступа к российским базам данных с территории другого государства не запрещается.

Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу, обеспечивающим адекватную защиту прав субъектов персональных данных (ст. 3, ст. 12 закона о персональных данных).

Читайте так же:  Как стать богатым с нуля в россии

Как определить, что персональные данные принадлежат россиянам?

Далеко не все операторы используют конкретизирующую информацию, которая могла бы подтвердить гражданство субъекта (паспортные или иные данные). Поэтому существует риск того, что ограничить круг лиц, чьи персональные данные должны быть локализованы, гражданами России не удастся.

Разрешая этот вопрос, Минкомсвязь России отметила, что поскольку вопрос о порядке определения гражданства субъектов персональных данных в нормативном порядке не урегулирован, операторы могут решать данный вопрос самостоятельно, а если этот вопрос оператором не решен, то применение требований Закона № 242-ФЗ возможно ко всем персональным данным, сбор которых был осуществлен на территории России.

На данный момент все наиболее существенные вопросы, связанные с локализацией персональных данных россиян, действительно нашли свои ответы. «Большая часть того, что было необходимо бизнесу для комфортного ведения своей деятельности, было учтено. Так или иначе я отношу эту работу к маленькой, но победе. Понимание и ясность в исполнении закона сдвинулось в нашу пользу со стороны запретительной и непонятной в сторону, очевидную к исполнению», – отмечает Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.

Однако юристы советуют не воспринимать позицию Минкомсвязи России как панацею. «Насколько комментарии ведомства можно считать официальными и подлежащими применению, остается вопросом, потому что так или иначе эти разъяснения не имеют законной силы – силы, равной закону. И со временем толкование закона может меняться. Надеемся, что в ближайшие полгода практика применения закона сложится, и уже можно будет понимать, насколько успешно закон будет функционировать», – рассуждает Дмитрий Зыков.

Надежда, что в будущем разъяснения примут характер закона, есть – работа над толкованием Закона № 242-ФЗ продолжается, и наиболее актуальные проблемы его применения становятся предметом обсуждения Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества. «На площадке комиссии мы стараемся найти ответы на все вопросы, чтобы оператору было понятнее, что делать, – делится Людмила Бокова. – И вполне возможно, что в дальнейшем сформулированные выводы найдут свое отражение в нормативном регулировании».

Статья 12. Трансграничная передача персональных данных

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 г.

Статья 12. Трансграничная передача персональных данных

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

1. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также иных иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных утверждает перечень иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных. Государство, не являющееся стороной Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, может быть включено в перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, при условии соответствия положениям указанной Конвенции действующих в соответствующем государстве норм права и применяемых мер безопасности персональных данных.

3. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных.

4. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:

[1]

1) наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;

2) предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

3) предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также обеспечения безопасности устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства;

4) исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;

5) защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Трансграничная передача ПДн: проблемы и пути решения

Сегодня с распространением Интернета территориальных ограничений для ведения бизнеса с каждым днем становится все меньше и меньше. Число компаний, обращающихся за различного рода услугами к иностранным контрагентам растет, а российский клиент на глобальном рынке становится все более интересным. С распространением облачных технологий возросло число компаний, размещающих данные на зарубежных серверах.

Несмотря на все преимущества отсутствия территориальных рамок, неизбежно возникают вопросы выбора юрисдикции и права для разрешения вопросов, связанных с отношениями контрагентов из разных стран.

Особенно остро эта проблема возникает при рассмотрении вопроса передачи персональных данных между российскими и зарубежными партнерами.

Трансграничная передача

Напомним, что в соответствии с законодательством оператором признается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку ПДн, а также определяющие цели обработки ПДн, состав ПДн, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с ПДн.

При этом под обработкой понимается любое действие с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов ПДн, до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных.

Что означает «адекватная защита»?

Закон не содержит ни перечня мер, подпадающих под адекватную защиту, ни методов определения адекватности.

В п. 1 ст. 12 закона указывается, что иностранные государства, ратифицировавшие Конвенцию Совета Европы от 28.01.1981 г. о защите физических лиц при автоматизированной обработке ПДн, точно обеспечивают так называемую адекватную защиту.

В настоящий момент в число стран, подписавших и ратифицировавших указанную конвенцию, входят: Австрия, Андорра, Бельгия, Болгария, Дания, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Читайте так же:  Как прекратить регистрацию тс после продажи

Передача персональных данных в страны, не обеспечивающие адекватную защиту, возможна в следующих случаях (перечень исчерпывающий):

    при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных (но здесь стоит учитывать, что согласие должно содержать прямое указание на трансграничную передачу ПДн и страну, в которую такая передача осуществляется);

предусмотренных международными договорами Российской Федерации по вопросам выдачи виз, а также международными договорами Российской Федерации об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;

предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;

защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта ПДн или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Ответственность за нарушение правил трансграничной передачи

На данный момент законодательно закреплена только «общая» ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц – от 500 до 1 тысячи рублей; на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей (ст. 13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

Трансграничная передача ПДн – это передача ПДн оператором через государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного государства.

По всей видимости, в ближайшем будущем дополнения в ФЗ «О персональных данных» еще будут – и это вызвано прежде всего неоднозначностью толкования российского законодательства и разнородностью нормативно-правовой базы тех стран, на территорию которых передаются персональные данные.

Совет операторам, осуществляющим трансграничную передачу ПДн

Несмотря на незначительность последствий, примите меры по комплексной защите ПДн – это поможет вам в спорной ситуации обосновать адекватность их защиты:

    общие положения (организационная структура компании;

страна (страны), в которую передаются ПДн; цель передачи и обработки ПДн за границей);

правовое обоснование трансграничной передачи персональных данных (перечень нормативно-правовых документов, на основании которых осуществляется передача и обработка ПДн);

описание объекта защиты;

характеристики передаваемых ПДн (категории ПДн, передаваемых за границу; категории субъектов ПДн; способы обработки ПДн – автоматизированная, неавтоматизированная, смешанная обработка);
Видео (кликните для воспроизведения).

описание мероприятий и средств обеспечения защиты передаваемых ПДн (организационные мероприятия; технические средства защиты информации);

состав законодательства иностранного государства, отражающего вопросы защиты ПДн;

если страна трансграничной передачи не указана ни в одном из приведенных перечней, возьмите согласие с субъекта ПДн с прямым указанием на страну, в которую данные передаются.

ТРАНСГРАНИЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях. — М.: Флинта : Наука . С. Ю. Кабашов, И. Г. Асфандиярова . 2009 .

Смотреть что такое «ТРАНСГРАНИЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ» в других словарях:

Трансграничная передача персональных данных — 11) трансграничная передача персональных данных передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу. Источник: Федеральный… … Официальная терминология

Carnivore (программное обеспечение) — Carnivore (от англ. «Плотоядный», «Хищник, питающийся только живой плотью») автоматическая система шпионажа ФБР для прослушивания информации поступающей и уходящей с Web сайтов, анализа баз данных на Web сайтах, а также для вскрытия и… … Википедия

Что нужно знать о трансграничной передачи персональных данных

Стремительное развитие сети Интернет и эффект глобализации подразумевает нивелирование территориальных ограничений между государствами, что способствует формированию оптимальных условий для осуществления международной коммерческой деятельности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Постепенное стирание границ между государствами делает очевидной необходимость в создании единого законодательства для всего мира. Однако значительно затрудняет процесс объединения нормативно-правовые системы государств – каждое Правительство по-своему формирует регламент для той или иной процедуры.

В некоторых случаях правила проведения какого-либо процесса в соответствии с критериями одного субъекта, приобретают совершенно противоположный оттенок для этой же операции за границей.

Однако все же деятельность по выделению общих положений ведется – в отдельных ситуациях очень медленно, но все же она есть. Стоит рассмотреть так называемую трансграничную передачу персональных данных, в которую активно вмешивается государство, подкрепляя это тем, что нерегулируемая процедура может стать причиной снижения уровня безопасности для всей России.

Что это такое

Трансграничная передача персональных данных – это процесс передачи сведений личного характера, в ходе которого оператор переправляет их через государственную границу Российской Федерации.

Адресатом в данном случае может вступать:

  • какая-либо властная структура иной страны;
  • физическое лицо, имеющее другое гражданство;
  • юридическое лицо, ведущее свою деятельность на территории чужого государства.

Необходимость в обеспечении передачи информации через границу стало актуальным после того, как началось объединение Европы. Для проведения таких операций нужно было создать законодательство, регламентирующее порядок реализации и возможные проблемы.

Правовое регулирование

На данный момент в российском законодательстве отсутствуют строгие условия обмена информацией с иностранными резидентами.

Ограничения и исключения

В законе № 152-ФЗ определены запреты, которые распространяются на трансграничную передачу данных. Ограничения действуют в целях обеспечения конституционных положений, нравственности, прав граждан и для поддержания обороноспособности страны.

В то же время в данном законе отсутствуют какие-либо иные правила. В частности, в нем не отражены условия, при которых государствам, реализующим механизмы защиты личной информации, могла бы ограничиваться передача. В качестве таких стран выступают члены конвенции ETS № 108, а также иные, утвержденные Роскомнадзором в приказе № 274.

При этом в ФЗ № 152 установлены ситуации, когда заинтересованным лицом может производиться направление персональных данных даже при отсутствии достаточной защиты:

  • если предоставление информации является необходимым для обеспечения защиты конституции, прав и интересов общества и личности, поддержания обороноспособности страны и исключения незаконного вмешательства в данные направления;
  • когда выполняются положения договора, одна из сторон которого является носителем сведений;
  • когда возникла необходимость в обеспечении защиты здоровья, жизни и интересов гражданина, а также иных участников процесса при невозможности приобрести разрешение первого;
  • в случаях, указанные в международных соглашениях;
  • при получении согласия на обработку данных от субъекта.
Читайте так же:  Как выписаться из квартиры

Учитывая достаточную «молодость» законодательства в сфере коммуникаций, возможно возникновение неадекватных указаний.

Правила трансграничной передачи

Трансграничная передача может быть осуществлена лишь при выполнении установленных правил. В частности, перед тем, как начать процесс обработки персональной информации, оператор должен подтвердить, что принимающая сторона проводит политику защиту личных данных при реализации процедуры.

Если рассматривать правила передачи в обычном режиме, то считается достаточным выстроить достойный уровень защиты сведений.

Чтобы сделать это, считается необходимым разработать следующую документацию:

  • общие положения фирмы, куда входит ее организационная структура, перечень государств, с которыми будет производиться передача сведений, цели процесса с моментами об обработке информации за границей;
  • правовые обоснования;
  • подробное описание объекта;
  • конкретизация характеристик данных через уточнение категории пересылаемых данных, категории субъектов ПДн, методики обработки информации;
  • регламент обеспечения и поддержания безопасности в процессе взаимного обмена вместе с описанием стандартов пересылки, протоколов и каналов передачи;
  • описание мероприятий и средств, суть которых заключается в установлении достойного уровня защиты;
  • правовая регламентация трансграничной передачи в стране, принимающей сведения.

Также допускается разработка и внедрение иных положений, если была установлена необходимость в выделении дополнительного регламента.

Какие нужно предпринять действия

Просто так совершить трансграничную передачу не допускается законодательством страны.

Так, отправитель должен предпринять следующие действия:

Не каждый гражданин без подготовки может совершить весь порядок действий и не допустить ошибку.

Как обеспечить безопасность

В целях обеспечения надежной передачи данных из одного государства в другое, важно реализовать ряд мероприятий, направленных на защиту каналов отправки персональных сведений.

На данный момент существует множество методик, способных поддерживать защиту информации на виртуальных ресурсах. Однако в каждом случае все равно существует вероятность взлома механизмов и получения доступа к файлам. Поэтому не рекомендуется экономить на программном обеспечении, поддерживающим безопасность пересылки.

Ответственность за нарушения

Если перед тем как будет осуществлена трансграничная передача персональных данных, своевременно не уведомить Роскомнадзор, то данное бездействие будет носить характер незаконного деяния.

Такое правонарушение попадает под ст. 19.6 Административного кодекса Российской Федерации. Виновный привлекается к ответственности и уплате штрафа в размере 5 тысяч рублей.

Следует уточнить, что направление сообщения в Роскомнадзор после совершения операции также приравнивается к несоблюдению установленного регламента.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Трансграничная передача

Очень и очень больной вопрос в области ПДн –трансграничная передача данных.

Хотелось бы высказать свои частные соображения по этому вопросу. Итак…

Что такое трансграничная передача данных? Трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных оператором через Государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного государства. До начала передачи оператор должен убедиться в том, что на территории иностранного государства обеспечена адекватная защита прав субъектов ПДн.

Камнем преткновения является формулировка «адекватная защита», критерии адекватности не определяются, при этом здравый смысл подсказывает, что адекватной становится защита, которая соответствует российскому законодательству.

Понятное дело, что нигде в мире не существует систем соответствующих российскому законодательству, стало быть, юридически адекватная защита не обеспечивается нигде. Понятное дело, что такое прямое заключение противоречит «духу закона» (это понятие достаточно часто стало циркулировать в области защиты ПДн), и законодатель, сам того не зная, обрек нас всех на огромную дыру в законе. Как эту проблему решать, большой вопрос, по моей информации, наши регуляторы уже дали свои рекомендации по внесению поправок в ФЗ №152, как раз по части этого пункта.

Что могут делать операторы если адекватная защита не обеспечена? Приведу весть 3 пункт 12 статьи ФЗ №152 со своими комментариями:

«Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:

1) наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных; (тут все понятно)

2) предусмотренных международными договорами Российской Федерации по вопросам выдачи виз, а также международными договорами Российской Федерации об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам; (Если Интерполу необходима информация о международном преступнике, то согласие с преступника никто не попросит)

3) предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства; (тут тоже все понятно)

4) исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных; (если вы решили съездить на охоту, куда-нибудь в африку, то у туристической фирмы должны быть основания забронировать для вас гостиницу, купить авиабилеты…)

5) защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.» (если субъект попал автокатастрофу в Египте и необходимо срочное переливание крови, то просить с него разрешение на пересылку данных из российской больницы, мягко говоря глупо)

Анализируя вышесказанное, единственным способом для большинства операторов выполнить требования 12 статьи – это получение согласия субъекта ПДн в письменной форме.

Что такое трансграничная передача персональных данных

В сфере информационной безопасности актуальным явлением становится охрана персональных данных. Вместе с ростом объёмов интернет-торговли, цифровых операций и прочего возникает угроза для компаний и даже экономики целых государств. Специалисты уделяют внимание не только вопросу хранения, но и передачи.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Что это такое

В данном случае имеется в виду передача любых личных данных физического лица через границу Российской Федерации иностранному получателю.

В качестве получателя могут выступать:

  • органы государственной власти или силовые структуры;
  • физические лица;
  • юридические лица.

Сегодня сталкиваются два явления — глобализация и рост онлайн-торговли, а также опасность киберпреступлений. Стремление обеспечить безопасность приводит к затруднению общения, торговли, обмена информации. Проблемой занимаются на государственном уровне.

Читайте так же:  Увольнение за кражу на работе

Под трансграничную передачу попадает любая пересылка личной информации при следующих ситуациях:

  • бронирование номеров в зарубежных отелях;
  • покупка авиа- и ж/д билетов в других странах;
  • покупка в иностранных интернет-магазинах;
  • оформление документов, разрешений, пропусков и т.д.

Подобные ситуации происходят всё чаще, потому что граждане России контактируют с иностранными компаниями, магазинами, заказывают услуги и многое другое. Как только персональные данные отправляются иностранному получателю в силу вступает закон о защите.

Какая преследуется цель

Вопрос на государственном уровне начали активно обсуждать после объединения стран Европы, создания Евросоюза и развития информационных технологий.

Перед экспертами поставлены конкретные цели:

  1. Создание универсальных правил и понятий, позволяющих сформировать законодательные акты для международного права.
  2. Определение чёткого юридического статуса и узаконивание хранения, обработки и передачи персональных данных.

После осознания необходимости и изучения вопроса была создана Конвенция, регулирующая подобные вопросы и явления, связанные с этим.

Для рядовых граждан появляются конкретные преимущества:

  • реальная возможность отстоять права и защитить личные данные даже в другой стране;
  • уверенность в сохранности и защите от третьих лиц.

Как осуществляется

Юристы для упрощения оперируют понятием «адекватная защита», предполагающего использование доступных возможностей для обеспечения безопасности.

Передача осуществляется следующим образом:

  • прорабатывается организационная структура и определяется перечень стран, куда отправляются данные;
  • определяются цели и особенности дальнейшей обработки;
  • оператор берёт на себя обязательства по обеспечению безопасности и следит за тем, чтобы принимающая сторона обеспечила адекватную защиту;
  • подлежащий защите объект описывается, для него формируются обоснования.
  • определяются характеристики персональных данных;
  • процесс согласовывается в соответствии с нормативными актами, принятыми в стране получателя;
  • осуществляется пересылка информации.

Если необходимая защита не обеспечена, то оператор может заблокировать передачу или ограничить её. Телекоммуникационная компания несёт ответственность, поэтому несоблюдение законных требований ведёт к административному наказанию.

Сегодня гораздо выгодней развивать информационную безопасность, иначе это грозит запретом на предоставление услуг или оттоком клиентов.

Передача данных через границу РФ может осуществляться без создания адекватной защиты возможно в следующих ситуациях:

  • физическое лицо, которому принадлежат персональные данные, подписал письменное согласие;
  • процесс затрагивает оформление виз (в соответствии с международными договорами);
  • обстоятельства касаются решения правовых, уголовных, семейных вопросов;
  • передача данных осуществляется на федеральному уровне и касается государственной безопасности;
  • обеспечение защиты жизни и здоровья субъекта персональных данных.

Уже упомянутый ФЗ №152 описывает общие требования, на основе которых создан документ для письменного согласия. Подробнее об этом рассказывается в пункте №9. Содержание регламентируется не строго, а произвольно.

Однако есть перечень пунктов, обязательных для заполнения:

  1. ФИО гражданина.
  2. Серия, номер паспорта, прописка (или иной документ, удостоверяющий личность).
  3. ФИО получателя или полное название организации, обрабатывающей данные.
  4. Цели запроса персональных данных со стороны иностранного получателя.
  5. Список данных для отправки и обработки, описание действий.
  6. Дополнительная информация об организации, берущей на себя обязательства по обработке.
  7. Срок действия письменного согласия.

На подобном документе необходимо указать число и поставить подпись субъекта. На данный момент есть возможность воспользоваться стандартным бланком или использовать тот, который предоставляет оператор.

Строгих требований по заполнению нет, за исключением обязательных пунктов. Ещё одним требованием является добровольное заполнение документа.

Договор исполняется при наличии:

  • письменного согласия на передачу, обработку и хранение персональных данных от субъекта (физического лица);
  • договора, заключённого с принимающей стороной, подтверждающего соблюдение стандартов информационной безопасности;
  • письменное уведомление Роскомнадзора.

Оператор, предоставляющий услуги пересылки, имеет на руках согласие субъекта и разрешение на осуществление деятельности. Однако в дополнении к этому следует заключить договор с принимающей стороной.

Как обеспечить безопасность

Ведущие эксперты в сфере информационной безопасности заявляют о необходимости защиты непосредственно процесса трансграничной передачи получателю, располагающемуся на территории другого государства.

В этот момент требуется максимальное внимание, причём выше, чем при хранении и обработке. Все действия со стороны формируют современный комплекс.

Эффективная защита в момент передачи возможна при реализации рекомендуемых мер, соответствующие выполняемым процессам. В этом случае учитывается:

  • характеристики передаваемой информации;
  • общие положения и требуемые действия в соответствии с международным правом;
  • возможности для повышения коэффициента безопасности.

Принятие мер, направленных на повышение безопасности, возможно только с учётом специфики данных, направления передачи и других особенностей. В связи с этим оператор учитывает такие моменты.

К конкретным методам защиты относят:

  1. Защита используемых каналов передачи данных в зависимости от их особенностей.
  2. Методы шифрования при использовании только сети Интернет.
  3. Исключение посредников, занятых в промежуточной обработке.

Таким образом, всё сводится к повышению надёжности каналов. В настоящее время основным является Интернет. Отправка осуществляется через электронную почту, мессенджеры, социальные сети и т.д. При заполнении форм важно использовать каналы, защищённые надёжными протоколами шифрования.

Ответственность за нарушения

Если передача данных организована с нарушениями и без уведомления Роскомнадзора, то это расценивается как незаконная отправка личной информации.

[2]

В этом случае предусмотрено административное наказание в соответствии со статьёй 19.7 АК РФ. На оператора накладывается штраф 5 000 рублей. Уведомление «задним числом» уже после отправки персональных данных расценивается аналогичным образом.

Таким образом, сегодня трансграничная передача становится актуальным явлением. Операторы должны учитывать действующее законодательство РФ и другой страны, куда отправляется информация.

Основной задачей становится защита канала передачи методами шифрования в сети или иными способами. Сами граждане должны только дать согласия на отправку и никаких иных действий от них не требуется.

Видео по теме:

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48
Видео (кликните для воспроизведения).

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источники


  1. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.

  2. Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.

  3. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.
  4. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.
  5. История политических и правовых учений. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 472 c.
Трансграничная передача персональных данных что это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here