Закон о защите юридических лиц и ип при проведении проверок

Главное по теме: "Закон о защите юридических лиц и ип при проведении проверок" с точки зрения профессионалов. Предлагаем статью с комментариями и выводами.

Закон о защите юридических лиц и ИП при проведении проверок

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27 марта 2009 г. № 93 “О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (извлечение)

В связи с внесением изменений в федеральное законодательство и возложением на органы прокуратуры новых полномочий в сфере организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным прокурорам специализированных прокуратур:

1.1. Обеспечить действенный надзор за исполнением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее . Федеральный закон N 294-ФЗ).

1.3. Возложить обязанности по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и согласованию внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства на подразделения органов прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением федерального законодательства.

1.4. Производить формирование ежегодных сводных планов проведения плановых проверок путем проверки законности предложений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, представляющих проекты таких планов, и их сведение в пределах соответствующих территорий.

1.5. Организовать учет проводимых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

1.6. При проведении надзорных проверок органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля уделять особое внимание исполнению требований Федерального закона N 294-ФЗ и привлечению к ответственности виновных в нарушении закона лиц с использованием всех полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

1.7. Организовать проведение сверок данных с органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля об осуществленных внеплановых выездных проверках субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам работы за каждое полугодие.

1.8. Обеспечить системный сбор, накопление и обработку информации о нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая сведения общественных организаций и средств массовой информации.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я. Чайка

Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства

1. Настоящий Порядок разработан во исполнение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон N 294-ФЗ) и устанавливает процедуру согласования в органах прокуратуры проведения органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.

[2]

При использовании понятий субъектов малого и среднего предпринимательства следует руководствоваться определениями, содержащимися в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. Согласование проведения внеплановых выездных проверок органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля производится по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства:

прокурорами (заместителями прокуроров) субъектов Российской Федерации — в отношении проверок, проводимых центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти, межрегиональными (окружными) территориальными органами и региональными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также региональными органами контроля (надзора) субъектов Российской Федерации;

прокурорами (заместителями прокуроров) городов, районов и иных территориальных прокуратур — в отношении проверок, проводимых соответственно городскими, районными либо иными территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и региональных органов контроля (надзора) субъектов Российской Федерации, а также органами муниципального контроля;

военными, транспортными и иными специализированными прокурорами (их заместителями) — в соответствии с установленной компетенцией и закрепленными предметами ведения.

3. Автоматизация делопроизводственной и прокурорской деятельности в рассматриваемой сфере осуществляется посредством функционирования специализированной информационно-документационной системы.

4. Основанием для проведения внеплановой выездной проверки, подлежащей согласованию в органах прокуратуры, является поступление в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, сведений из средств массовой информации о следующих фактах (подп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ):

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о таких фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

5. Типовая форма заявления о согласовании органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы, представленные в органы прокуратуры непосредственно, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, рассматриваются в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

7. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, уполномоченными должностными лицами органов прокуратуры, указанными в п. 2 настоящего Порядка, принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения (приложения 1 и 2 к Порядку).

Читайте так же:  Как работодателю проверить достоверность больничного листа

8. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренными ч. 11 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренных подп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ;

3) несоблюдение требований к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

9. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры об осуществлении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в течение двадцати четырех часов.

В этом случае уполномоченные должностные лица органов прокуратуры, указанные в п. 2 настоящего Порядка, принимают решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

10. Решение уполномоченных должностных лиц органов прокуратуры, указанных в п. 2 настоящего Порядка, о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Второй экземпляр решения остается в прокуратуре и хранится в отдельном надзорном производстве с представленными органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля документами.

[3]

11. Решение уполномоченных должностных лиц органов прокуратуры, указанных в п. 2 настоящего Порядка, о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

[1]

Рассмотрение таких обращений в органах прокуратуры не приостанавливает действие обжалуемого решения.

12. После завершения внеплановой выездной проверки органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля направляют в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки, акт проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления.

В случае выявления нарушений закона органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля прокурорами у данных органов дополнительно запрашиваются сведения о принятых мерах по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

В процессе своей хоз. деятельности каждая организация/ИП сталкивается с обязательными проверками надзорных органов. В помощь бизнесу был разработан журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя – типовой бланк утвержден Минэкономразвитием в Приказе № 141 от 30.04.09 г. Какие именно данные отражаются в этом документе? Как регулируется порядок ведения журнала в компаниях? Ответим на все вопросы подробно.

Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Точный регламент организации и проведения различных проверок юрлиц, ИП уполномоченными контрольными органами по государственному и муниципальному надзору утвержден в Законе № 294-ФЗ от 26.12.08 г. Этот нормативный документ регулирует правила осуществления плановых, внеплановых, документарных, выездных проверок, включая рейдовые (плановые) осмотры. Здесь установлены сроки проверок, ограничения по их организации, а также порядок оформления итоговых результатов контрольных мероприятий.

Одновременно в Законе № 294-ФЗ перечислены основные права юрлиц и предпринимателей во время контрольных действий надзорных органов. Согласно подп. 4 п. 3.1 стат. 1 сфера действия Закона не распространяется на налоговый контроль, проводимый по глав. 14 НК РФ. На практике эта норма интересна для тех предпринимателей, которые прекращают деятельность, – камеральная проверка ИП после закрытия будет проводиться не по требованиям Закона № 294-ФЗ, а в соответствии с налоговым законодательством. Прочие случаи неприменения Закона № 294-ФЗ указаны в п. 3, 3.1 стат. 1.

Виды проверок по Закону № 294-ФЗ:

  • Плановые – проводятся не чаще 1 раза в каждые 3 года на основании утвержденных ежегодно надзорных планов, которые должны быть направлены в органы прокуратуры до 1 сентября текущего года (п. 2, 3, 4 стат. 9 № 294-ФЗ). Основания для включения компании в план перечислены в п. 8 стат. 9 – это, к примеру, истечение 3-летнего срока со дня открытия бизнеса; завершение проведения последней проверки и т.д.
  • Внеплановые – проводятся на предмет проверки соблюдения законодательных требований при осуществлении деятельности по утвержденным основаниям (п. 1, 2 стат. 10 № 294-ФЗ).
  • Документарные – проводятся на предмет проверки информации в используемых в процессе деятельности документах юрлица/ИП (п. 1 стат. 11 № 294-ФЗ). С момента получения соответствующего запроса на предоставление в виде заверенных надлежащим образом копий документов компании отводится 10 дней – рабочих (п. 5, 6 стат. 11 № 294-ФЗ). Со стороны проверяющих органов истребование нотариального заверения документации запрещается (п. 7 стат. 11 № 294-ФЗ).
  • Выездные – проводятся в целях обширной проверки документации и деятельности хозяйствующего субъекта на предмет соответствиям законодательным требованиям (п. 1 стат. 12 № 294-ФЗ). Могут осуществляться как по адресу нахождения компании/ИП, так и по фактическому адресу деятельности (п. 2 стат. 12 № 294-ФЗ).

Обратите внимание! Максимальные сроки документарных и выездных проверок составляют 20 рабочих дней (п. 1 стат. 13 № 294-ФЗ). При этом для одного субъекта СМП установлен годовой лимит на общее число часов по плановым выездным мероприятиям – 50 ч; для микропредприятия – 15 ч (п. 2 стат. 13 № 294-ФЗ). Для определения времени проверки используется специальный журнал учета.

Журнал учета проверок ИП и юрлиц

Обязанность организации/ИП вести по утвержденной типовой форме журнал по учету проверок установлена в п. 8 стат. 16 Закона № 294-ФЗ. Бланк можно найти в Приказе № 141 от 30.04.09 г. Если компания не будет вести такой документ, на данный момент никаких мер ответственности не предусмотрено, то есть отсутствие журнала нарушением не считается. Но лучше все-таки организовать подобный учет, так как составление этой формы, прежде всего, защищает интересы предприятий и предпринимателей. Ведь без точного подсчета числа часов проверок в год сложнее доказать, что проведение новых контрольных мероприятий уже неправомерно.

Читайте так же:  Кому положены льготы по транспортному налогу

Как же правильно формируется журнал? Записи в хронологическом порядке делают проверяющие – порядок внесения данных утвержден в п. 9 стат. 16 № 294-ФЗ. Журнал в обязательном порядке прошивается, страницы нумеруются, удостоверение проводится с помощью печати юрлица или ИП (при ее наличии у предпринимателя). Если в компании журнал не ведется, этот факт фиксируется в соответствующем акте проверки.

Какие данные отражаются в журнале (сведения по Приказу № 141):

  • Даты контрольного мероприятия – начало и завершение надзорной проверки.
  • Совокупное время контрольного мероприятия – по СМП и микропредприятиям данные приводят в часах; для всех прочих субъектов – в днях (рабочих).
  • Наименование надзорного органа (государственного или муниципального).
  • Номер и дата распорядительного документа на выполнение проверки.
  • Вид, предмет и цели проверки с обязательными ссылками на план или согласование.
  • Номер и дата заключительного акта о результатах, дата вручения его проверяемому субъекту.
  • Перечень выявленных при проверке нарушений с законодательными ссылками.
  • Реквизиты предписания на предмет устранения выявленных нарушений.
  • ФИО/должность уполномоченного проверяющего лица.
  • ФИО/должность эксперта (при его привлечении).
  • Личная подпись уполномоченного должностного лица.

Ведением журнала на предприятии/ИП может заниматься ответственный сотрудник, срок хранения ограничен 5 годами. Заполнение выполняют проверяющие органы в лице уполномоченного лица, который вносит записи «от руки». Заверяет документ непосредственный руководитель. Образец типовой формы журнала проверок – скачать здесь.

Закон о защите юридических лиц и ИП при проведении проверок

С целью соблюдения интересов ИП и организаций других форм собственности в области контроля над их деятельностью был принят законопроект — 294 ФЗ о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Обозначенный нормативный документ определяет методику проведения аудита предприятий и устанавливает единые требования для органов власти по выполнению функций, направленных на выявление нарушений при ведении бизнеса.

Органы, выполняющие надзор

Занятие предпринимательством с целью получения дохода не может остаться без внимания государства, которое выступает гарантом соблюдения прав всех граждан Российской Федерации.

Одной из действенных мер влияния на законность ведения бизнеса является осуществление надзора за работой предприятий.

Но, кто может проверить ИП и юрлиц в вопросах соблюдения требований нормативно-правовых документов РФ?

Контролирующих органов, которым выданы такие полномочия, не так уж и много, к ним относятся:

  1. Налоговая служба.
  2. Прокуратура.
  3. Трудовая инспекция.
  4. Роспотребнадзор.
  5. Пожарный надзор.
  6. Ростехнадзор.
  7. Другие органы госвласти.

ФНС проверяет правильность расчёта выплаченных сборов, и особый интерес у неё вызывают предприятия продолжительное время функционирующие в убыток или выплачивающие сотрудникам низкую заработную плату.

Внимание Роспотребнадзора направлено на наличие сертификатов качества на продукцию, выполнение санитарно-гигиенических норм и на оформление уголков потребителей.

Трудовая инспекция контролирует соблюдение прав наёмного персонала предприятия. Органы пожарного надзора — наличие средств пожаротушения и соответствующей документации.

Ростехнадзор курирует вопросы, относящиеся к использованию в деятельности объектов повышенной опасности и природных ресурсов. Прокуратура занимается выявленными нарушениями, не попадающими под полномочия других надзорных органов, и начинает аудит только после поступления обращений от граждан, из СМИ или от других предприятий, пострадавших от деятельности физических либо юридических лиц.

К остальным органам власти, имеющим право проверки предприятий, относятся:

  • Минобразование;
  • жилищная инспекция;
  • Центробанк РФ;
  • таможенный контроль;
  • Росздравнадзор и т. д.

Порядок осуществления аудита со стороны ФНС регулирует налоговый кодекс РФ, а остальных органов власти — закон №294-фз о защите юридических лиц и ИП при проведении проверок.

В этом нормативном документе дана исчерпывающая информация об этапах уведомления госорганов исполнительной власти о начале некоторых видов бизнеса, об организации проведения контроля, его типах, о правах ИП и юрлиц во время осуществления мероприятий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Далее, будем рассматривать нормативный акт №294-ФЗ, но для владения полной информацией обо всех видах контроля предприятий следует знать основные моменты о проверках налогового законодательства РФ.

ФНС, по общему правилу, наделена полномочиями для выполнения планового контроля не чаще 1 раза за три года. Но при выявлении случаев злостных нарушений, возможно проведение проверки вне плана. Установленная продолжительность аудита составляет 2 месяца, но она может быть увеличена на срок до 6 месяцев.

Виды контроля

ФЗ о проверках госорганами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставляет исчерпывающую информацию о мероприятиях, проводимых государственными органами, в области соблюдения законодательства при ведении предпринимательской деятельности. В нём дан полный перечень возможных вариантов проверок физических и юридических лиц, которые по типу делятся на плановые и внеплановые.

Первый вариант надзора проводится по утверждённым графикам, которые заблаговременно выкладываются на официальном сайте полномочных органов.

Периодичность проведения обозначенных мероприятий составляет единожды в три года при условии, что предприятие не относится:

  • к теплоснабжению;
  • к здравоохранению;
  • к электроэнергетике;
  • к образованию;
  • к социальной сфере;
  • к энергосбережению;
  • к улучшению энергетической эффективности.

Для организаций вышеуказанной направленности аудиторские мероприятия проводятся несколько раз за три года.

Основой для включения в плановый контроль предприятия служит регистрация организации, окончание срока предыдущей проверки либо получение госорганами уведомления о начале видов деятельности, требующих оповещения соответствующих инстанций.

Внеплановый надзор может назначаться при следующих условиях:

  1. Истекли сроки на устранение нарушений, выявленных ранее.
  2. Поступление заявления от ИП о выдаче лицензии либо разрешения на осуществление видов деятельности, требующих оформления этого документа.
  3. Получение контролирующими органами обращений о фактах возможной угрозы жизни либо здоровью людей, причинению вреда памятникам культуры, окружающей среде, растениям или животным.
  4. Поступление заявления о нарушении прав потребителей (анонимные обращения не рассматриваются).

О предстоящем плановом контроле предприниматели уведомляются, путём направления в адрес организации заказного письма или иными доступными средствами, не позднее трёх дней (рабочих) до начала мероприятия. При внеплановом надзоре, если он не вызван чрезвычайными обстоятельствами или поступившей жалобой, проверяемое лицо извещается не позднее суток до начала мероприятия.

Последовательность выполнения процедуры аудита

Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может проходить в документальной либо выездной форме.

Для первого варианта надзорные органы затребуют у предприятия необходимую информацию путём направления в её адрес соответствующего запроса о предоставлении сведений. Проверяемое лицо в течение пяти дней (рабочих) со времени получения уведомления о предъявлении документов направляет в государственные инстанции запрашиваемые сведения, копии необходимых бумаг, заверенных подписью и печатью руководителя организации, или электронные версии документов, подтверждённые ЭЦП уполномоченного лица. При необходимости надзорные службы имеют право затребовать письменное пояснение к предоставленной информации.

Читайте так же:  Порядок и сроки перечисления выплат при увольнении

Выездная проверка осуществляется непосредственно по месту нахождения предприятия, подвергающемуся контролю. Чаще всего её назначают, если при документальном аудите возникли вопросы, ответить на которые можно только непосредственно посетив объект предпринимательства. В ходе процедуры, в качестве наблюдателей, могут привлекаться другие фирмы, не связанные с контролируемыми деловыми отношениями.

Продолжительность проведения мероприятий по надзору за деятельностью физических и юрлиц не может превысить двадцати рабочих дней.

Для одной отрасли бизнеса установленный общий срок осуществления аудита не может быть более 50 часов, а для ИП — 15 часов в год. В некоторых случаях длительность проверок может быть увеличена, но не более чем на четыре недели или приостановлена на срок не более 14 суток.

Для лиц, осуществляющих аудит, законодательно установлено ряд ограничений.

К ним относится запрет:

  1. На проверку предприятия по вопросам, не входящим в их полномочия.
  2. На изъятие оригиналов документов, не имеющих отношения к объекту надзора.
  3. На отбор образцов продукции без составления протокола об истребовании.
  4. На превышение сроков осуществления мероприятия.
  5. На ведение надзора без присутствия руководителя компании либо его заместителя.
  6. На затребование возмещения затрат на проведение процедуры контроля с проверяемого объекта.

Результаты мероприятия оформляются актом в двух экземплярах. Первый остаётся у ИП или юрлица, второй — в надзорном органе. Бизнесмен, с целью защиты своих прав при будущем аудите, может оформлять журнал учёта проверок, составленный по установленной форме. В этом случае представитель надзорных органов должен внести в документ сведения о произошедшем мероприятии.

Если в ходе выполнения аудита были выявлены какие-либо нарушения законодательства РФ, юридическим либо физическим лицам вручается предписание об устранении найденных отступлений от нормы с указанием сроков выполнения тех или иных действий. При несогласии лица, подвергнувшемуся контролю, с результатами проверки, оно, может, в течение 15 суток, с даты получения акта, направить в контролирующий орган письмо. К нему, в случае необходимости, прикладываются документы, подтверждающие обоснованность несогласия.

При административном нарушении оформляется протокол, а течение двух месяцев со дня проведения аудита на адрес организации направляется постановление о наложении наказания с обозначением суммы штрафа, обязательной к уплате бизнесменом. После чего у физического или юридического лица есть 10 суток на обжалование этого документа в суде. В случае согласия с размерами наказания, обозначенные суммы необходимо внести не позднее 30 суток с даты окончания срока обжалования, иначе контролирующие органы истребуют их в принудительном порядке.

Предпринимателям не стоит бояться обращаться в суд в случае сомнений в правомерности наложения штрафов по проведённому аудиту.

Как показывает практика, чаще всего суд принимает сторону бизнесменов.

Права проверяемого лица

Федеральный Закон №294-фз устанавливает следующие права для лиц, подвергнувшихся контролю:

  1. Требовать у аудитора предъявления удостоверения и приказа, определяющего основные моменты при проведении проверки.
  2. Непосредственно присутствовать во время процедуры.
  3. Давать пояснения по вопросам, возникающим в ходе контроля.
  4. Получать информацию и документы, имеющие непосредственное отношение к объектам надзора.
  5. Знакомиться с результатами, и обозначать своё согласие либо несогласие.
  6. Обжаловать действия лиц, осуществляющих надзор, в суде.
  7. Привлекать уполномоченных по защите прав ИП.
  8. Требовать возмещение вреда полученного ИП во время проведения проверки, в том числе упущенной выгоды, при условии, что действия должностных лиц надзорных органов будут признаны судом неправомерными.
  9. Обращаться письменно в прокуратуру с просьбой о вынесении протеста на нормативные документы, на основании которых назначены проверки.

При условии, что предприятие отнесено к малому либо среднему бизнесу законом №294 фз о проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с изменениями от 27.11.2017, установлен трёхгодичный период, заканчивающийся 1 января 2019 года, когда такие организации не подвергаются плановым проверкам.

Таки образом ИП могут подать заявление установленной формы для исключения из графиков надзора.

Закон о каникулах от проверок был принят с целью поддержки малого бизнеса в Российской Федерации. Раньше контролирующие органы могли в любое время нанести визит на предприятие, а размеры штрафов для малых организаций практически не отличались от выплачиваемых крупными компаниями. С вводом соответствующих законопроектов ситуация изменилась.

Процедура аудита сама по себе не доставляет удовольствия ИП или юрлицу, которые подвергаются проверке. В настоящее время сложно вести бизнес, соблюдая все требования законодательства и следуя предписаниям нормативно-правовых документов в полном объёме. Но бояться надзора не нужно, ведь проверку осуществляют такие же люди. Они также могут допустить нарушения, которые делают саму процедуру аудита неправомочной. Поэтому зная свои права и основные моменты, обязательные для исполнения лицу, осуществляющему аудит можно пройти эту процедуру с минимальными неудобствами.

Как отразится на проверках 294-ФЗ с изменениями на 2019 год?

При осуществлении экономической деятельности компании и предприниматели подвергаются проверкам со стороны контролирующих организаций. Одни проверяют исполнение требований техники безопасности, другие – финансовую дисциплину, третьи выезжают по жалобе потребителя и пр. Для координации деятельности ревизионных структур был принят Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон №294

Содержание этого нормативного акта регламентирует процедуру проверочных мероприятий разного типа:

  • плановых;
  • внеплановых;
  • документарных;
  • выездных и пр.

Подробно изложен порядок взаимодействия структур различного уровня при организации ревизионных процедур. Разграничены права и обязанности проверяющих должностных лиц и представителей компании, в отношении которой ведётся проверка.

Положения этого федерального закона не применяются в следующих случаях:

  • оперативно-следственные мероприятия;
  • прокурорский надзор;
  • соблюдение антимонопольного законодательства;
  • расследование причин аварии и иных чрезвычайных ситуаций;
  • деятельность пограничников и войск национальной гвардии.

Основные положения

Содержание ФЗ №294 унифицирует процедуру проведения проверок хозяйствующих субъектов:

  • риск-ориентированный подход к определению объектов проверки, её продолжительности и интенсивности;
  • периодичность включения в план проверки одного и того же субъекта;
  • сроки уведомления о проверках разного типа;
  • порядок согласования с органами прокуратуры;
  • ведение единого реестра проверок и результатов по ним;
  • исключение отдельных субъектов либо применение дополнительных нормативных документов при проведении проверки.

Защита прав юридических лиц

Проверки по плану проводятся раз в три года, при этом после создания компании или регистрации в качестве предпринимателя в течение трёх лет плановых проверок быть не может. Регламентирована процедура обжалования постановления инспектора, в том числе и обоснованность проведения внеплановой ревизии.

К защите права относят и уведомительный порядок регистрации, описанный в статье 8 настоящего закона.

Читайте так же:  Парковка оплачена, а штраф пришел – что делать в такой ситуации

Защита прав потребителей

Одно из оснований проведения внеплановой проверки – жалоба потребителя на компанию или предпринимателя, реализующего товар или оказывающего услугу. Однако в заявлении обязательно должна содержаться информация о предыстории рассмотрения дела:

  • обращение к руководству компании или её представителям;
  • результаты этого обращения;
  • отсутствие должного реагирования со стороны руководства и пр.

Если внеплановый выезд или контрольная закупка проводятся по жалобе потребителя, то организация не уведомляется о процедуре заранее. Сведения по итогам публикуются в едином реестре проверок, а также доводятся до сведения заявителя и проверяемого лица.

Защита прав граждан

В ходе осуществления предпринимательской деятельности недопустимо ухудшение состояния окружающей среды и исторических памятников, причинение вреда здоровью населения и т.д. Если о подобных случаях становится известно из обращения граждан, публикаций средств массовой информации, представления инспектора, то это становится основанием после согласования с органами прокуратуры для проведения внепланового выезда. При этом предварительное уведомление проверяемого субъекта не осуществляется.

О чём говорится в 10 статье?

Статья 10 №294-ФЗ посвящена процедуре организации и проведения внеплановой проверки любой организации на территории РФ. Поводом для выезда могут послужить:

  • истечение срока исполнения предписания по результатам плановой проверки;
  • поступление информации об угрозе причинения вреда или о его совершении в отношении граждан, животных, растений, памятников архитектуры и пр.;
  • нарушение прав потребителей;
  • несоблюдение требований к маркировке продукции;
  • поручение Президента РФ или Правительства РФ.

Выезд согласуется с прокуратурой, а проверяемое лицо уведомляется о предстоящих мероприятиях за сутки до начала ревизии, если она проводится по результатам предыдущей проверки или по поручению Президента либо Правительства России. Во всех остальных случаях контролёры могут действовать без уведомления.

Основные изменения в законе с января 2017, 2018

С января 2017 года в формулировки основных понятий, используемых в законе, были добавлены тезисы о профилактической функции контроля на различных уровнях его проведения. Включены статьи о проведении совместных проверок:

  • органы прокуратуры рекомендуют проведение таких проверок контрольным органам;
  • для совместной проверки разрабатываются сводные проверочные листы.

Если в предыдущих версиях закона уведомить о проведении плановой проверки было необходимо в течение трёх рабочих дней, то теперь этот срок чётко регламентирован – за три рабочих дня до даты выезда контролёров. При этом подробно разъяснён порядок уведомления через электронную почту проверяемого субъекта. Поводом для проведения внеплановой проверки может стать и мотивированное представление сотрудника надзорных органов. Выезд по жалобе потребителя возможен только в том случае, если жалобщик предварительно пытался решить дело с предпринимателем или представителями компании, но не получил ответа либо результат его не удовлетворил.

Изменения 2018 года коснулись статей 10 (о внеплановой проверке) и 16.1 (о проведении контрольной закупки), основные нововведения отражены в таблице.

Изменяемая статья Предыдущая редакция Новая версия
п.2 ч.2 ст.10 было три подпункта добавлен четвёртый подпункт «г» о нарушении правил маркировки товаров
ч.5 ст.10 основанием служили подпункта «а» и «б» п.2 ч.2 ст.10 к возможным основаниям добавился подпункт «г» п.2 ч.2 ст.10
ч. 4 ст.16.1 был сплошной текст
  • статья структурирована и содержит пункты:
  • 4.1. об извещении органов прокуратуры по проведению контрольной закупки;
  • 4.2. о действиях должностного лица при выявлении нарушений в ходе закупки;
  • 4.3. о недопустимости проведения внеплановой проверки, если закупка не выявила нарушений.
ч.8 ст.16.1 дополнена формулировкой о порядке внесения сведений в единый реестр в соответствии с правилами, утверждёнными Правительством РФ
ч.9 ст.16.1 организация, проведение и учёт контрольных закупок регламентирован Правительством РФ дополнена формулировкой о необходимости при принятии решения о проведении контрольной закупки или внеплановой проверки отталкиваться от требований Правительства РФ

Таким образом, №294-ФЗ регламентирует порядок проведения проверок различного типа в отношении предпринимателей и юридических лиц. Его статьи разграничивают полномочия ревизионных структур разного уровня, защищают права проверяемых субъектов, потребителей их товаров и услуг, а также обычных граждан. Закон регулярно обновляется и дополняется с учётом введения электронного документооборота, появления новых рисков осуществления деятельности и пр.

Федеральный закон о защите прав индивидуальных предпринимателей

В данной статье мы рассмотрим Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля надзора и муниципального контроля», в том числе раскроем основные принципы и способы защиты прав юрлиц и ИП, порядок организации и проведения проверок в рамках государственного контроля, а также права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок, и другое.

Защита прав предпринимателей – это относительно молодое направление в политике России. Поддержка реализуется специальными мерами, направленными на улучшение жизни российских бизнесменов посредством их защиты от бюрократизма, коррупции и вымогательства. Государственные меры защиты прав предпринимателей призваны организовать контроль коммерческой деятельности, который не нарушает законных прав ее участников.

Скачать Федеральный закон о защите прав индивидуальных предпринимателей с последними изменениями

Способы защиты прав предпринимателей

Согласно нормам действующего законодательства существует три способа защитить нарушенные или оспариваемые права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  1. Защита материального права — материально-правовой способ, который подразделяется на пресекающий, направленный на прекращение незаконных действий, восстановительный, когда происходит признание оспариваемых прав и штрафной, когда взыскивается материальная компенсация за незаконные действия.
  2. Процессуальный способ – защита прав предпринимателей осуществляется соответствующими органами судопроизводства.
  3. Самозащита – как правило, применяется предпринимателями заранее, не дожидаясь нарушения прав, при условии соблюдения соразмерности предполагаемого нарушения.

Различают две формы защиты прав предпринимателей. Это:

  • судебные – восстановление и сохранения прав судебными органами судов общей юрисдикции, арбитражных судов и конституционных Судов РФ;
  • внесудебными – третейский суд, нотариальная помощь, досудебное мировое соглашение.

Основной закон о защите прав предпринимателей

Все вопросы защиты прав предпринимателей, включая способы и формы защиты, регулирует Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который был создан на основании Указа Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности».

Законодательный акт направлен на регулирование работы контролирующих органов государственной и муниципальной власти в области предпринимательства. В нем четко обозначены не только права и обязанности владельцев бизнеса и контролирующих органов, но и формы их взаимодействия между собой.

Законное урегулирование проверок

В соответствии с Законом, одной из основных форм осуществления контроля над предпринимательской деятельностью является проведение проверок. Проверка может быть документарной – проверяется необходимая документация, которую организация или ИП предоставляет в контролирующий орган по запросу, и выездная – осуществляется по месту нахождения предпринимателя.

Читайте так же:  Кредит для индивидуального предпринимателя на открытие бизнеса с нуля

Кроме того, проверки подразделяются на:

  • Плановые(статья 9 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся 1 раз в 3 года, при этом план проверки размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с которым вправе ознакомиться любой владелец бизнеса и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений при необходимости. Из реестра проверок предприниматель может узнать, какой орган нанесет ему визит с проверкой, когда это произойдет и какие вопросы будут интересовать ревизора.

Важно! Если контролирующий орган проводит проверку, которая не внесена в реестр, она считается незаконной (исключение внеплановые проверки).

Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений со стороны предпринимателей. Внеплановая проверка проводится только тогда, когда решение о ней будет завизировано. Предприниматель должен быть проинформирован об основаниях проверки. Кроме того, ревизоры не могут исследовать аспекты деятельности предприятия, которые не относятся к предмету контрольного мероприятия.

В согласовании проведения внеплановой проверки может быть отказано, если есть следующие основания:

  • отсутствуют документы, которые прилагаются к заявлению о согласовании проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • отсутствие оснований для проведения проверки;
  • не соблюдены требования к оформлению решения органа государственного или муниципального контроля о проведении проверки;
  • осуществление проверки противоречит нормам федеральных законов, правовых актов Президента или Правительства РФ;
  • предмет внеплановой проверки противоречит полномочиям государственного или муниципального контроля;
  • проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного предпринимателя несколькими органами государственного или муниципального контроля.

По итогам проведения проверки контролирующими органами обязательно составляется акт, куда предприниматель вправе внести свои возражения. Также, документ с возражениями можно направить в контролирующей орган в течении 90 дней.
Проведение проверок предусматривает соблюдение определенных принципов, которые включают:

  • обязанность для предпринимателя о сообщении в компетентные органы информации об открытии нового бизнеса;
  • презумпцию добросовестности:
  • возможность для предпринимателя знакомиться со всеми документами, получать информацию о планах проверки, знать права и обязанности контролирующих органов;
  • возможность для контролирующих органов проводить проверку только в рамках своей компетенции;
  • запрет на осуществление проверки одного предпринимателя по одному вопросу разными органами;
  • возможность не предоставления разрешительных документов на работу компетентными контролирующими органами, куда предприниматель предоставил информацию об открытии нового бизнеса другой проверяющей службе;
  • возможность привлечения к ответственности контролирующей службы, действующей с нарушением закона;
  • финансирование контрольных мероприятий за свет средств соответствующего бюджета;
  • запрет на взимание денежных средств на проведение проверки с проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Обязанности должностных лиц контролирующего органа при проведении проверки

В соответствии со статьей 18 Закона, должностные лица органов государственного или муниципального контроля при проведении проверки предпринимателя обязаны:

Стоит также отметить, что контролирующие органы, в лице должностных лиц, при совершении противоправных действий или бездействий при проведении проверки несут ответственность в соответствии со статьей 19.6.1 Кодекса об Административных правонарушениях РФ. В рамках данной статьи, при отдельных нарушениях должностному лицу может быть вынесено предупреждение либо наложен административный штраф в размере от 3 000 до 10 000 рублей либо наложена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года.

Права и ответственность предпринимателя при проведении проверки

Согласно статьи 21 Закона о защите прав предпринимателей, индивидуальный предприниматель, равно как его уполномоченный представитель и представитель организации, при проведении проверки контролирующим органом имеют право:

  • присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  • получать от контролирующего органа информацию, которая относится к предмету проверки, и знакомиться с документами, полученными органами в рамках межведомственного информационного воздействия и предоставлять такие документы по собственной инициативе;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию об ознакомлении с результатами проверки, о своем согласии и несогласии с ним, а также с отдельными действиями должностных лиц;
  • обжаловать действия должностных лиц, если такие действия повлекли нарушение прав предпринимателя при проведении проверки;
  • привлекать к проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного в субъекте РФ.

Помимо общих прав, статья 22 Закона предусматривает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного или муниципального контроля – причиненный вред подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством (статья 16 Гражданского кодекса РФ).

Важно! При определении размера вреда, учитываются расходы предпринимателя, относимые на себестоимость продукции/работ/услуг или на финансовые результаты их деятельности, а также затраты, которые предприниматель осуществлял или должен был осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение

Закона о защите прав предпринимателей регламентирует статья 25 Закона, она устанавливает:

  • Во-первых, юридические лица и индивидуальные предприниматели, при проведении проверки обязаны присутствовать лично или предоставить уполномоченного представителя, ответственного за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований Закона.
  • Во-вторых, предприниматели, допустившие нарушение рассматриваемого Закона, необоснованно препятствующие проведению проверки либо уклоняющиеся от ее проведения, не исполняющие предписания контролирующих органов в установленный срок, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
Видео (кликните для воспроизведения).

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля осуществляется в административном и/или судебном порядке. Заявление об обжаловании действий/бездействия должностных лиц контролирующего органа подлежит рассмотрению в порядке, установленном действующим российским законодательством. Нормативные правовые акты контролирующего органа, нарушающие права и законные интересы предпринимателей и не соответствующие законам РФ, могут быть признаны недействительными полностью или частично.

Источники


  1. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.

  2. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.

  3. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 704 c.
  4. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.
  5. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
Закон о защите юридических лиц и ип при проведении проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here