Знак обгон запрещен и сплошная линия разметки на дороге

Главное по теме: "Знак обгон запрещен и сплошная линия разметки на дороге" с точки зрения профессионалов. Предлагаем статью с комментариями и выводами.

Завершение обгона через сплошную разметку

Добрый день, уважаемый читатель.

Многих водителей интересует, какое наказание грозит за завершение обгона через сплошную линию разметки. Связано это в первую очередь с тем, что на многих загородных автодорогах участки прерывистой разметки слишком короткие и далеко не каждый обгон удается завершить своевременно.

Пересечение сплошной разметки при завершении обгона

Пересечение сплошной линии разметки 1.1 в любом случае является нарушением правил:

1.1 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.

Кроме того, пункт 9.1 1 ПДД, который введен 12 июля 2017 года, запрещает водителю находится на встречной полосе, которая отделена сплошной линией разметки:

9.1 1 . На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

Таким образом, завершение обгона через сплошную разметку является нарушением требований ПДД.

Разъяснение Верховного Суда по завершению обгона

Позиция Верховного Суда, которая приводится в пункте 15 Постановления от 25 июня 2019 года, полностью соответствует приведенному выше пункту 9.1 1 ПДД:

15. Действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 ПДД РФ), которые квалифицируются по части 3 данной статьи), подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Непосредственно такие требования ПДД РФ установлены, в частности, в следующих случаях:

а) на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева (пункт 9.11 ПДД РФ);

При этом действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный маневр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

То есть пересечение сплошной при завершении обгона попадает под часть 4 статьи 12.15 КоАП.

Штраф за пересечение сплошной при завершении обгона

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Если завершение обгона через сплошную является первым подобным нарушением для водителя, то он получит штраф 5 000 рублей или будет лишен прав на 4 — 6 месяцев.

Если же водитель ранее уже выезжал на встречную, то есть нарушение является повторным, то наказание будет более суровым — 1 год лишения прав (или 5 000 при фиксации нарушения автоматической камерой).

Что делать, если прерывистая разметка заканчивается?

Если водитель начал обгон через прерывистую разметку, однако при нахождении на встречной полосе заметил впереди сплошную разметку, то самым правильным решением будет притормозить, прекратить обгон и вернуться на попутную полосу за обгоняемым автомобилем.

Давайте разберемся, в какой момент нужно прекратить обгон и вернуться на попутную полосу.

При нанесении дорожной разметки используется следующая последовательность:

То есть после обычной прерывистой разметки сначала появляется прерывистая разметка с длинными штрихами, а лишь затем сплошная.

Так вот, если Вы видите, что впереди начинается длинная прерывистая разметка, а Ваш автомобиль еще не полностью оказался впереди обгоняемого, то нужно тормозить.

Естественно, на практике у водителя всегда остается выбор:

  • затормозить и отказаться от обгона;
  • завершить обгон через сплошную (рискуя правами).

И в зависимости от дорожной ситуации может быть выбран любой из этих вариантов.

Например, Вы видите, что прерывистая заканчивается, и Вы не успеваете завершить обгон. Однако одновременно с Вами обгон начал еще один автомобиль, который находится прямо за Вами. В этом случае торможение может привести к столкновению, т.к. водитель второго обгоняющего автомобиля подобного маневра не ожидает.

При таком раскладе рационально завершить обгон с нарушением. Пусть это и приведет к штрафу или лишению, однако последствия ДТП на встречной полосе могут быть куда более серьезными.

В заключение хочу напомнить, что если Вы едете по узкой дороге и в течение длительного времени не можете выбрать подходящее место для обгона, то имеет смысл выбрать место и остановиться на несколько минут. Небольшой перерыв позволит Вам перевести дух. В то же время машина, которую не удавалось обогнать, уедет достаточно далеко и Вы с ней вряд ли пересечетесь в дальнейшем.

Сплошная линия и знак «обгон запрещен»

Несмотря на то, что новые правила, касающиеся применения знака «обгон запрещен» с различными типами разметки, а также обгона тихоходных ТС и приоритета дорожных знаков над разметкой, вступили в силу почти два года назад, не все автомобилисты до конца могут их понять. Для разъяснения ситуаций на дороге с вышеуказанным знаком и со сплошной линией разметки мы обратились к инструкторам по вождению.

Читайте так же:  Статья 66 тк рф. трудовая книжка

Неверная трактовка

К сожалению, по словам автоинструкторов, сложно дать правильную трактовку использования совместно сплошной линии разметки и дорожного знака «обгон запрещен», поэтому не всегда начинающие водители понимают, как им действовать на дорогах, где установлен такой знак, и где нарисована такая линия.

Для начала давайте рассмотрим неправильную трактовку использования нашего знака и сплошной линии совместно. Определение базируется на двух пунктах ПДД:

  • дорожные знаки
  • и дорожная разметка.

Итак, начнем со знака «обгон запрещен». В ПДД сказано, что это запрещающий знак, а означает он следующее: запрещено осуществлять обгон всех ТС, кроме гужевых повозок, тихоходного транспорта, двухколесных мотоциклов (причем без коляски) и мопедов.

Что касается разметки, то нужно смотреть правила про ее горизонтальный вариант. Если значения знаков на дороге (включая временные, которые располагаются, как правило, на переносном опорном устройстве) и значения горизонтальной разметки явно противоречат (причем сильно) друг другу или в случае, когда разметка не совсем различима, то автомобилисты должны руководствоваться только знаками, установленными на дороге. Если линии временной разметки и постоянной разметки не совпадают по значению, то следует руководствоваться временной разметкой.

Таким образом, часто получается следующая неправильная трактовка: когда на дороге используется знак «обгон запрещен» и сплошная разметка совместно, то выполнять обгон тихоходных ТС разрешается (неважно, что есть сплошная линия), то есть пересекать эту линию можно.

Однако это неверное толкование, и за подобный маневр автолюбителя могут лишить водительских прав.

[2]

Использование знака и разметки одновременно

Думаем, понятно, что если одновременно вы видите «обгон запрещен» и сплошную линию разметки, то обгон в любом случае запрещен. Ну а если линия разметки — прерывистая?

Как известно, прерывистую линию разметки пересекать можно. Поэтому можно осуществлять обгон, но лишь тихоходного транспорта, гужевых повозок, двухколесных мотоциклов и мопедов.

Конец зоны запрещения обгона

Что делать, если после сплошной линии начинается прерывистая, а вот знак об окончании зоны запрета обгона не появляется.

Напомним, что знак об окончании зоны запрета обгона говорит о том, что опережать транспорт разрешается. Так гласят правила.

Но конец зоны, где обгон был запрещен, еще не означает, что обгонять водителю уже можно. Если имеется сплошная линия разметки, но нет вышеуказанного знака, то обгонять транспортные средства нельзя. И за несоблюдение этого правила водители караются лишением прав, причем автомобилисты часто даже сами не осознают того факта, что нарушили ПДД.

Именно поэтому следует быть предельно внимательным не только к знакам, но и к линии разметки. Только так вы избежите лишения ВУ и высоких штрафов.

Видеоматериал об обгоне через сплошную линию разметки:

Счастливого пути и удачи на дороге!

В статье использовано изображение с сайта pavlovsk36.ru

Можно ли обгонять, если знак и разметка противоречат друг другу

Разбираемся в тонкостях дорожных ситуаций

Обычно дорожная разметка дублирует знаки и никаких разногласий не возникает. Но иногда случается, что дорожный знак говорит одно, а разметка — другое.

Что главнее?

По идее приоритетность обозначений для водителя выглядит так (в порядке убывания приоритета):

— временные дорожные знаки;

— постоянные дорожные знаки;

То есть при противоречии дорожного знака и разметки руководствоваться нужно знаком. Однако есть несколько ситуаций, где знаки и разметка лишь на первый взгляд противоречат друг другу.

[1]

Сплошная и знак «Конец зоны запрещения обгона»

На дороге может встретиться комбинация знака 3.21 «Конец зоны запрещения обгона» и сплошная линия разметки 1.1. Большинству водителей кажется, что раз знак главнее разметки, нужно руководствоваться знаком, то есть обгонять можно. Но тут есть нюанс. Дело в том, что разметка 1.1 (сплошная) запрещает любой выезд на встречную полосу (в том числе и обгон). В то же время знак 3.21 обозначает конец зоны запрещения обгона. Заметьте знак НЕ разрешает обгон и выезд на встречную полосу, а просто информирует о конце зоны запрещения обгона. То есть в данном случае обгонять нельзя, так как никакого противоречия с разметкой нет.

Многие водители этого не понимают, обгоняют и попадают в руки инспекторов ГИБДД, которые рассказывают водителю примерно то же самое, что написал я выше, и вручают законный протокол. Наказание за выезд на встречную полосу — 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Будьте внимательны.

Прерывистая и знак «Обгон запрещен»

Может быть, и обратная ситуация: на дороге одновременно нанесена разметка 1.5 (прерывистая линия) и установлен знак 3.20 «Обгон запрещен». В этой ситуации всё проще, потому что даже если рассуждать, что знак главнее, обгонять нельзя. И это действительно так. Однако надо все-таки понимать, что на самом деле обозначает эта комбинация.

Знак запрещает обгон, но не запрещает выезд на встречную полосу для каких-то других маневров, например, объезда препятствия, разметка же не запрещает выезд на встречную полосу. Обращаю внимание, что она не разрешает обгон. Она вообще ничего не разрешает. Она просто не запрещает выезд на встречную полосу и всё. То есть в её присутствии нужно просто двигаться в пределах обозначенных полос. Таким образом, данную комбинацию нужно интерпретировать так: обгонять нельзя, но можно объезжать по встречной полосе, поворачивать налево и разворачиваться.

Размер штрафа за обгон через сплошную

В правилах дорожного движения предусмотрен, совершая обгон через сплошную, штраф за совершение подобного маневра, либо, как альтернатива – лишение возможности вождения транспортного средства. Водитель должен иметь представление о данном нарушении.

Читайте так же:  Как зарегистрировать ип, порядок открытия и регистрации

У подобного нарушения есть свои нюансы, в правилах отмечены ситуации, когда выезжать не запрещено по такому принципу. Но в целом, подобный маневр рассматривается исключительно как потенциально опасный. И особенно такой выезд чреват проблемами там, где несколько категоричных пунктов правил «пересекаются» на одном участке дороги.

При каких условиях пересечение сплошной считается / не считается нарушением

Разъяснения достаточно просты: маневр на этом участке дороги не всегда расценивается как прямое нарушение. В каких же ситуациях можно выехать на «встречку»?

Какой штраф за пересечение сплошной линии

Правилами предписан ряд запрещенных маневров обгона, когда сотрудники ГИБДД со стопроцентной вероятностью лишат водителя прав на управление ТС.

При условии, что впереди авто едет тихоходное транспортное средство, к которым приравнивается, например, гужевая повозка, трактора, асфальтоукладчики – придется ехать на малой скорости до того участка дороги, на котором обгон разрешен.

Какой штраф за пересечение сплошной линии разметки?:

Видео: обгон тихоходного транспортного средства.

  • Завершение обгона через сплошную линию — штраф 1500 рублей. Данный штраф выписывается при условии, что разметка и установленные знаки на дороге соответствуют ГОСТу и не за совершение обгона через сплошную линию разметки, так как вы не пересекали ее, а уже двигались по встречной полосе и вам необходимо вернуться на свою полосу, а штраф выписывается за нарушение расположения транспортного средства.
Видео (кликните для воспроизведения).

Однако есть нюанс – снимок камеры, фиксирующей пересечение сплошной линии разметки в автоматическом режиме, то есть, обгон через сплошную линию не является основанием для лишения водительского удостоверения, но предполагает наложение максимально возможного штрафа.

Какие ошибки чаще всего допускают водители при маневрах на двойной сплошной

Согласно правилам, обгон по встречке в любой ситуации наказывается лишением прав по ч.4 ст. 12.15 КоАП. Причем лишиться их можно на срок до 6 месяцев. Даже обгон трактора, едущего на минимальной скорости, не освободит обгоняющего от ответственности. Хотя водителю трактора и предписано съезжать на обочину, тем самым уступая дорогу другим участникам движения, но от справедливого наказания обогнавшего это все равно не защитит. Это будет расценено как правонарушение, хотя автолюбители любят поэкспериментировать и часто совершают подобные маневры, воспринимая их как допустимые.

Нарушение, спровоцированное халатностью дорожных служб

В некоторых ситуациях поведение водителя на дороге зависимо от правильного выполнения работниками специальных служб своих обязанностей. В конкретной ситуации – от нанесения дорожной разметки. Этот процесс регулируется строгими ГОСТами, если есть предпосылки, то есть и шанс выиграть судебный спор с представителями ГИБДД из-за неверного нанесения разметки.

Прерывистая горизонтальная разметка служит предупреждением, что скоро линия перейдет в непрерывную и обгон будет запрещен. Исходя из правил, перед сплошными должен быть размещен специфический знак – прерывистая линия, штрихи которой в три раза длиннее, чем промежуток между ними.

Если ничего подобного на дорожном полотне нет, значит, это явное нарушение ГОСТ-стандартов. И тогда состав преступления остается под вопросом, поскольку вина лежит не только на водителе. Но при условии разметки по всем стандартам – виноват исключительно владелец ТС.

То есть, нанесение сплошных линий запрещено сразу после стандартных прерывистых, поскольку у водителя не остается времени чтобы сориентироваться в ситуации на дороге. При условии халатности дорожных служб можно опротестовать действия ГИБДД на основании отсутствия возможности своевременно среагировать.

Как избежать ловушек ГИБДД: обгон при отсутствии разметки, временная разметка и дорожные знаки

Как не попасть в ловушки ГИБДД?

Ну что, лето в самом разгаре, а значит, сейчас для ДПС самое «хлебное» время. Лето – самая горячая пора для дорожников, занимающихся реконструкцией/ремонтом дорог. Ведь при ремонте автодорог, как правило, используются временные дорожные знаки, временная разметка или, еще хуже, разметка исчезает вместе со снятым асфальтом. В эту пору у многих водителей голова идет кругом от разнообразия постоянных и временных дорожных знаков и меняющейся с белой/желтой на оранжевую разметки. В итоге даже опытные автомобилисты часто попадают в ловушки сотрудников ГИБДД, которые очень любят караулить незадачливых водителей в таких местах, собирая за день весь месячный план по штрафам. Так как же защитить себя от подобных ловушек ДПС? Как разобраться в часто встречающихся на дороге противоречиях между постоянными дорожными знаками и временными, а также как понять, какая разметка важнее и что делать, когда разметка противоречит знакам?

Вы обращали внимание, как экипажи ДПС любят «пасти» поток машин на участках дороги с временной разметкой (оранжевой дорожной разметкой)? Знаете, почему? Все дело в том, что в зоне действия временной дорожной разметки часто забывают (или специально не ставят) установить временные дорожные знаки, не противоречащие временной разметке. В итоге на дороге образуется интересный ребус, разгадать который порой не успевают даже опытные водители. Причина в том, что большая часть автолюбителей на дороге просто забывают действующие Правила дорожного движения (а чтобы подобного не случалось, все-таки время от времени рекомендуем вам повторять теорию, тестируя себя в различных онлайн-экзаменах ПДД), путая в результате, что важнее: постоянный знак, временный знак, постоянная разметка или временная. Вы наверняка видели, как многие водители игнорируют на дороге временную оранжевую разметку. Но не все. Некоторые игнорируют постоянные дорожные знаки, следуя за оранжевыми линиями на дороге. Как вы думаете, в случае противоречия постоянных или временных знаков дорожной разметке что должен делать водитель, чтобы не нарушить ПДД?

Особенно любят сотрудники ГИБДД «охранять» участки дороги, где временная разметка проходит через «встречку». Причем, как это ни удивительно, на дороге часто попадается оранжевая разметка, проходящая через встречные полосы движения в тех местах, где никаких дорожных работ нет и в помине. И подобная «времянка» может быть нанесена на дороге месяцами, несмотря на то что признаков дорожных работ нет даже близко.

Читайте так же:  Знаки сервиса телефон, кемпинг, пункт питания, питьевая вода

В итоге в подобных местах любят стоять все смены местных экипажей ДПС. Особенно если подобная разметка противоречит установленным дорожным знакам. В результате в этом месте можно всего за несколько часов настругать не один протокол, перевыполнив годовой план, которого, как заявляют органы ГИБДД, у них якобы нет (но мы-то с вами знаем, что план по административным протоколам все равно есть).

В чем же обычно заключается подвох при противоречии постоянных, временных дорожных знаков с постоянной или временной разметкой? Дело в том, что расчет в подобной расстановке знаков и нанесении временной разметки здесь прост. Многие водители просто забывают главенство постоянных и временных дорожных знаков над дорожной разметкой.

Поэтому советуем всем, особенно перед началом сезона реконструкции автодорог, повторять ПДД, чтобы не забывать, как разгадывать частые противоречия обычных и временных дорожных знаков, а также как интерпретировать ситуацию, когда дорожная разметка (постоянная или временная) противоречит дорожным знакам.

Итак, напомним, что по действующим Правилам дорожного движения в тех случаях, когда на дороге значения временных дорожных знаков и стационарных (постоянных) дорожных знаков противоречат друг другу, водители ДОЛЖНЫ руководствоваться временными знаками (Приложение «Дорожные знаки» №1 ПДД РФ, глава 8)

/в ред. Постановления Правительства РФ от 23.07.2013 № 621/

Так, а теперь давайте вспомним, что говорят Правила дорожного движения по поводу ситуации, когда дорожная разметка противоречит установленным дорожным знакам. Как вы думаете, чем вы должны при таком противоречии руководствоваться?

Вот что говорит глава 1 «Горизонтальная разметка» Приложения 2 к ПДД РФ:

Соответственно, согласно действующим на сегодня Правилам дорожного движения, в случае наличия на дороге дорожных знаков (неважно каких – стационарных или временных) никакая разметка не может отменить их. Соответственно, если дорожная разметка (неважно какая – постоянная или временная) противоречит дорожным знакам, вы обязаны руководствоваться дорожными знаками. В противном случае вы нарушите ПДД и можете быть привлечены к административной ответственности. Также если линии временной разметки противоречат постоянной дорожной разметке, водители обязаны, согласно ПДД, руководствоваться временной разметкой.

Что важнее – знак или разметка?

Итак, на основании вышеуказанных норм ПДД вы должны заучить для себя приоритет (главенство дорожных знаков и дорожной разметки друг перед другом). Вот как можно заучить порядок главенства знаков друг перед другом и приоритет знаков над дорожной разметкой.

1. Временные знаки всегда главнее постоянных (стационарных)

2. Постоянный знак главнее любой разметки на дороге (неважно, временная или постоянная разметка)

3. Временная разметка всегда главнее постоянной разметки

Так что будьте предельно внимательны на дорогах и старайтесь правильно интерпретировать действие дорожных знаков и дорожной разметки.

Если вы видите, что дорожный знак противоречит дорожной разметке, ни в коем случае не нарушайте предписание дорожного знака. Иначе вы реально нарушите ПДД. Представьте себе ситуацию, если в зоне действия дорожных знаков, запрещающих обгон (то есть выезд на встречную полосу движения) на дорогу будет нанесена временная разметка, в результате чего вы, руководствуясь временной разметкой, выедете на встречку. В этом случае, если сотрудники ГИБДД увидят ваш подобный маневр по встречной полосе при движении по временной разметке, вас обязательно остановят и привлекут к административной ответственности за выезд на встречную полосу движения. А это уже попахивает потерей прав. Причем отбодаться не получится даже в суде, поскольку вы реально в таком случае нарушаете ПДД, ибо дорожный знак всегда важнее любой разметки.

Можно ли выезжать на встречку для обгона, если на дороге нет ни знаков, ни разметки?

То же самое касается и ситуации, когда на дороге снимают асфальт вместе с дорожной разметкой. И хорошо, если при этом стоят дорожные знаки, указывающие, можно ли осуществлять обгон транспортных средств, выезжая на встречную полосу (например, когда вы едете по дороге, одна полоса в одну сторону, другая навстречу). В этом случае при отсутствии разметки вы также должны строго руководствоваться установленным дорожным знаком. Если стоит временный знак, например запрещающий обгон по встречной полосе, а рядом стоит стационарный знак (постоянный), разрешающий обгон, то, согласно ПДД, осуществлять выезд на встречку для обгона категорически запрещено, поскольку временные дорожные знаки главней.

Но, к сожалению, часто на наших дорогах встречаются совершенно иные ситуации. Вот вам живой пример. Буквально на днях на Пятницком шоссе в области сняли асфальт, естественно, удалив разметку. В этом месте до ремонта дороги был разрешен обгон по встречной полосе, о чем предупреждал дорожный знак, отменяющий запрет на обгон, и прерывистая постоянная разметка белого цвета. Но на днях вместе с асфальтом и разметкой исчез сам знак, отменяющий запрет на обгон. В итоге многие водители, привыкшие, что в этом месте разрешен обгон, просто не заметили, что вместе с разметкой исчез и сам дорожный знак. И, как это ни странно, буквально в этот же день после демонтажа дорожного знака в этом месте стали «пастись» сотрудники ДПС, которые за несколько часов наловили немало водителей, которые из-за своей невнимательности теперь могут лишиться водительских прав. Ведь в этом случае выезд на встречную полосу был запрещен. Соответственно, согласно действующему законодательству водителям, не заметившим отсутствие знака, отменяющего запрет на обгон, грозит 5000 рублей штрафа или лишение прав сроком от 4 до 6 месяцев.

Самое интересное, что в этом случае многие водители пытаются убедить сотрудников ГИБДД, что раз отсутствует разметка, то обгон разрешен. Например, многие пытаются убедить сотрудников ГАИ, что отсутствие разметки не позволяет определить, где находится встречная полоса. А раз так, то выезд на встречную полосу нельзя доказать. Но, увы, как мы уже сказали, главнее всего дорожные знаки, а не отсутствие или присутствие дорожной разметки, противоречащей знаку.

Читайте так же:  Знаки движение пешеходов запрещено, движение на велосипедах запрещено, движение с прицепом запрещено

Также водителям не стоит забывать и о пункте 9.1 ПДД, в котором сказано, что при отсутствии дорожных знаков и разметки количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.

Так что будьте внимательны на дорогах и не попадайтесь в различные ловушки, многие из которых образуются, конечно, не специально. Просто сотрудники ДПС очень любят дороги, где водители часто путаются в Правилах дорожного движения. Жаль, конечно, что обычно это происходит не только для контроля за безопасностью дорожного движения. Часто цель контроля подобных запутанных участков дорог – собрать побольше протоколов.

Завершение обгона через сплошную – как отвечать инспектору

Завершение обгона через сплошную линию разметки теперь нужно совершать по новым правилам. Но разъяснения к новшествам помогут разобрать в них и не совершать ошибок, в противном случае придется заплатить штраф. Также важно знать, что говорить инспектору ДПС в случае такого нарушения, потому что разметки на автодороге могут быть выполнены неправильно.

Сплошная и обгон по ПДД

На трассе один из популярных маневров – обгон. Это выезд на встречную полосу, чтобы опередить транспортное средстве, идущее впереди, и заезд назад на свою часть дороги. С помощью такого приема можно намного ускорить время пребывания в пути, но одновременно с этим он опасный. Поэтому обгонять другие машины на дороге нужно осторожно, а водителю быть внимательным – столкновение «лоб в лоб» может привести к летальному исходу.

Автовладельцы, особенно начинающие, изначально путают понятия «обгон» и «опережение». Согласно ПДД первое от второго отличают три аспекта:

  • во время маневра авто съезжает влево, выезжая на встречную полосу;
  • опережение ТС, которое движется впереди;
  • возврат на свою полосу, при этом обгоняемая автомашина остается позади.

Иногда при выполнении такой уловки, приходится выехать за сплошную полосу, что является грубым нарушением. Она может быть одинарной или двойной. Первую используют во многих случаях, в частности, чтобы разделить встречные потоки. А двойная необходима для разделения встречных полос с как минимум 4 полосами движения в обоих направлениях.

Условия совершения обгона

В случае, когда водитель решается совершить обгон, он может оценить сложившуюся ситуацию в течение нескольких секунд. За это время он должен обратить внимание на:

  • наличие или отсутствие запрещающих знаков, разметки;
  • сигнал светофора;
  • зоны, в которых запрещено совершать обгон. Это касается ж/д, перекрестков, мостов и пр.;
  • видимость «встречки»;

Если этот трюк планируют провести в условиях тумана, то лучше отказаться от этой идеи.

  • ширину дороги. Если она узкая, то совершить маневр не удастся;
  • примерную дистанцию и скорость ТС, движущегося по встречной полосе, чтобы избежать ДТП;
  • техническое состояние своей машины. Необходимо быть уверенным в том, что получится разогнаться до нужной скорости, чтобы совершить обгон;
  • поворотники ТС, которые движутся спереди и сзади авто, чтобы не столкнуться с ним.

После всего этого стоит еще раз оценить расстояние до машины, которая движется по встречной полосе, и после этого можно обгонять.

Но важно помнить и о том, что как начать следует правильно маневр, так и его завершить.

Завершение обгона через сплошную при начале на прерывистой

В ПДД указано, что перед сплошной линией на автодороге должна быть прерывистая разметка. Она стандартная и нанесена в виде небольших прямоугольников белого цвета. Расстояние между ними может быть большим. Если разметка меняется, линии становятся втрое длиннее и между ними дистанция сокращается, то сплошная рядом. На таких участках запрещено обгонять, иначе можно не только получить штрафную санкцию, но и велик риск аварийной ситуации.

Но часто происходит так, что водитель начинает совершать трюк на прерывистой линии, а в процессе она переходит в сплошную и возвращаться на свою полосу уже через нее. С одной стороны нарушения нет, потому что выезд на встречку осуществлялся через прерывистую. Но ведь сплошная начинается по ГОСТу, а значит около 50 метров на дороге до нее появится разметка с длинными прямоугольники и небольшими промежутками между ними.

Можно ли так завершать обгон что говорит судебная практика?

Подобная ситуация, когда обгон начинался на прерывистой линии, а завершился на сплошной – не редкость и является спорной. Это неудивительно, потому что на нее смотрят все участники ПДД по-разному:

[3]

  • водитель;
  • сотрудник патрульной службы;
  • суд.

В 2019 году обгон через сплошную линию – одно из строгих нарушений, поэтому инспектора ДПС выписывают штраф в крупных размерах. При этом у водителя свое мнение на произошедшее, в Верховный суд может вообще все решить по-своему.

Иными словами, нельзя завершать обгон через сплошную, даже если прием был начат на прерывистой разметке. На практике это карается штрафом в размере 5 тысяч рублей или лишением водительского удостоверения на срок от 4 месяцев до полугода.

Ранее за подобное нарушение правил только лишали прав, но после многочисленных жалоб Верховный суд вынес решение, согласно которому каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке.

В 2017 году в ПДД появился новый пункт 9.1(1)0 в котором указывается, что на любой автодороге с двусторонним движением нельзя выезжать на встречную полосу, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой и пр.

Но возможны исключения. Например, автовладелец начал с соблюдением правил обгон, но впереди идущая машина ускорила ход, поэтому завершить маневр без нарушения не удалось. Это не единичный случай, когда водитель мог не по своей воле пренебречь законодательством, поэтому при возникновении подобной ситуации нужно доказать свою правоту сотруднику автоинспекции.

Читайте так же:  Порядок увольнения по достижению пенсионного возраста

Если выехали на обгон через прерывистую и вернулись тоже через прерывистую

Согласно ПДД, движение по встречке запрещено в случае, если она отделена сплошной одинарной или двойной линиями. П. 9.1. (1) определяет, что их пересекать нельзя, а находится слева от линии разметки можно только при их отсутствии.

Это значит, что если маневр начался через прерывистую линию и закончился также через нее, но при этом полностью пришлось проехать сплошную, то нарушение все равно есть. Если такое произошло, то нужно сделать следующее:

  1. Не начинать обгон ТС, если существуют кое-какие сомнения. Сплошная линия появляется не из ниоткуда. Ее рисуют сотрудники дорожных служб в местах с повышенной опасностью ДТП. Помимо этого, часто перед ней установлен знак, запрещающий обгон. Эти знаки можно увидеть издалека и сразу принять решение.
  2. Съехать на свою сторону. Если водитель переехал на встречку для совершения маневра, то сплошная линия, одинарная или двойная, просто акт также не начинается. Перед ней можно будет заметить разметку с длинными линиями, протяженность которой составляет 50 м. Именно такое расстояние есть, чтобы не нарушать правила.

Если перед сплошной не было разметки с длинными прямоугольниками, то это явный признак нарушения правил. Поэтому, если получится доказать в суде ее отсутствие, а значит и невозможность определить наличие сплошной, то вина будет снята, т.к. нет состава правонарушения.

Юристы советуют установить на авто видеорегистратор, чтобы слова не были голословными и сотруднику автоинспекции не удалось повернуть дело в свою сторону.

Как грамотно отвечать инспектору при фиксации завершения обгона через сплошную

В первую очередь у сотрудника ГИБДД стоит поинтересоваться, как он зафиксировал процесс обгона. В случае, когда в качестве доказательства выступает фото или видео, то штраф неизбежен. Но если доказательств вины водителя нет, он может попробовать доказать свою правоту.

Как вести себя при фиксации нарушения

Автовладелец должен вести себя в соответствии с ситуацией и нарушением. В случае, когда обгон был необходим, чтобы избежать наезда на пешехода, столкновения или другой аварийной ситуации, выписывать штраф органы автоинспекции не должны.

Если закон был нарушен не чтобы избежать ДТП, то водитель может ответить инспектору ДПС, что разметка не была видна, поскольку не отвечает требованиям: она стерта, испачкана грязью, снегом и пр. Но при таких условиях будут сделаны снимки разметки для предоставления их в суд.

Но в случае, когда владелец автомобиля понимает, что его хотят обвинить в нарушении, которого он не совершал, ему стоит сделать фото, где будут запечатлены:

  • место нарушения;
  • как расположено ТС представители власти;
  • разметку и ее вид;
  • все аспекты, способные доказать невиновность человека, находящегося за рулем.

Но все равно этот способ нельзя назвать надежным, поскольку невиновного в суде могут заставить оплатить не только штрафные санкции, но и издержки на судебные разбирательства.

Когда инспектору можно ответить, что наказание неправомерно

На дороге могут возникнуть ситуации, когда нарушение ПДД было, но наказание за это не должно последовать. Здесь речь идет о:
  • необходимости трюка во избежание опасности. Эти правила прописаны в ст. 2.7 КоАП;
  • наезде на сплошную линию одним колесом авто;
  • плохом состоянии автодороги, в результате чего у водителя обзор ограничен;
  • стертой разметке, которую нельзя хорошо рассмотреть;
  • потребности объезда автомашины, сломанной или припаркованной, если ширина проезжей части недостаточна, чтобы преграду объехать справа.

При таких обстоятельствах водитель может оспорить вынесенное решение сотрудником автоинспекции во избежание штрафа.

Что нужно для обращения в суд

Водителям предоставляется право оспорить решение сотрудника ГИБДД о лишении ВУ или назначении штрафных санкций за неправильный обгон. Помимо этого, он может прийти на заседание и защищать себя. Но необходимо написать жалобу с указанием, почему рассматриваемое нарушение неправомерно.

В суд нужно идти с конкретными фактами, доказывающими невиновность, поэтому с собой должны быть:

  • запись с видеорегистратора;
  • фотографии с места происшествия. На одной из них должен быть виден переход прерывистой разметки в сплошную;
  • схема совершенного маневра, составленного органами автоинспекции, протокол, в котором автовладелец указал, что он не согласен с заключением.
Видео (кликните для воспроизведения).

Штраф за нарушение ПДД

Случай обгона через сплошную линию рассматривается индивидуально, но все равно такое нарушение ПДД карается штрафом и более жесткими мерами наказания. Например:

Нарушение

Помимо этого, стоит принять к сведению, что снятие номеров с авто, эвакуация его на штрафстоянку или административный арест не могут быть применены к виновнику.



Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.


  • Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.

  • Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.
  • Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Издательство Юридического института, 2012. — 608 c.
  • Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.
  • Знак обгон запрещен и сплошная линия разметки на дороге
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    Штраф, тыс. руб
    Обгон через сплошную без создания аварийной ситуации 1-1,5
    ДТП произошло 5 или лишение ВУ на 6 месяцев
    Фиксация повторного нарушения инспектором ДПС Лишение прав на год
    Повторное нарушение записали камеры дорожного наблюдения 5

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here